20. Коньки

Игры и развлечения для себя мы тоже создавали сами.
Например, зимой мы мастерили себе коньки для езды по утрамбованной санной дороге. Делал я их так: брал деревянную чурку диаметром чуть меньше днища ведра и длиной чуть больше размера лаптей, колол топором таким образом, чтобы вышло два одинаковых полешка шириной со стопу. Наружная сторона освобождалась от коры и обтёсывалась, для придания ей ровной поверхности, чтобы на неё удобно вставала нога, обутая в лапоть. Внутреннюю угловую сторону полешка немного стёсывал топором так, чтобы получилась узкая площадка для скольжения с закруглением на концах, как у санного полоза. Передний конец скруглён больше, чем задний. Потом полоз выравнивался ножом, и так получалась общая форма коньков.

Затем полозья обрамлялись толстым железным прутом. Вот как я это делал. Замерял необходимую длину прута по всей длине полоза, с учётом загибов и перерубал молотком на углу обуха топора. На обоих концах прута делал небольшие, с толщину пальца, загибы также при помощи ударов молотка на обухе топора. Один загнутый конец вбивал в передний торец полешка, а перед тем, как вбить задний, среднюю часть подбивал молотком в натяг, вминая его в древесину, по всей длине полоза. Получалась такая прочная железная окантовка полозьев.

С боков в таких коньках делались по два сквозных отверстия, в которые продевались верёвки для крепления к лаптям. Отверстия эти я прожигал толстой заострённой проволокой, раскалённой докрасна в железной печурке, на огне из нашего навозного кирпича.

Обматываешь ноги толстыми портянками, обуваешь лапти, прочно привязывая к ним свои самодельные коньки, и – на улицу! Металлический прутик, подбитый в полоз деревяшки, врезается в плотную снежную дорогу и не даёт соскальзывать в стороны. Коньки хорошо едут. Катишься на таких коньках по укатанной зимней дороге – будто  летишь!..


Рецензии