К вопросу о социальной справедливости

     К демократическому социализму с мягкой социально-экономической политикой государства с монополией закона о социально-бытовых гарантиях по труду ближе всех сегодня Швеция, Финляндия, Норвегия и другие социально развитые страны. Во многих странах даже есть программа, когда молодым людям начинающим жизнь после обучения трудовым навыкам сразу предоставляется нормальная двухкомнатная квартира по определённому договору с государством с минимальной квартплатой, которая ещё и зависит от заработка. А ведь это для многих стран с монополией капитала, рынка и денег до сих пор ещё является утопией.

    В людях ещё столько невежества и варварства, особенно в государствах с явной монополией капитала без каких-либо социальных гарантий по труду. В таких государствах, где обучают и лечат только как рабочий скот необходимый для обеспечения буржуазных привилегий их хозяев, независимо от того, отдельные это капиталисты или совокупный в виде буржуазно привилегированных государственных чиновников, люди и ведут себя как скоты.
   
     Социально справедливое общество это прекрасно, особенно когда все граждане живут честно, говорят правду, да притом осторожно, чтобы не причинить вреда окружающим. Но какие условия необходимо создать людям для того, чтобы они стали социально справедливым обществом? А вот для того, чтобы правда сочеталась с благоразумием, справедливость с трудолюбием, любовь с добродетелью необходимы и соответствующие этим понятиям мудрые законы в обществе, ибо ум с добром это мудрость, а ум без добра подлая хитрость. Именно поэтому необходимо сделать так, чтобы примером для подражания были мудрые поступки старших, было поощрение за честность и добросовестность и строгое наказание за ложь и нерадивость, чтобы другим неповадно было!

     Разве не замечали, что там, где люди с высокими морально-нравственными качествами такие же честные и справедливые, хорошо обдуманные и мудрые ЗАКОНЫ! А как может быть иначе? Один из важнейших принципов, идущий к нам из древности, таков: не делайте другим того, что не нравится вам, живите справедливо сами и требуйте этого от других!  А как это можно сделать в стране с несправедливыми законами, где право на труд не гарантирует даже зарплату пропорционально количеству и результатам квалификации труда без каких-либо социально-бытовых гарантий? В Новом Завете Спаситель говорит положительно: итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророчество справедливости! А ведь подобное изречение есть в любой религии...

     Вот отсюда и начинается путь к развитию социальной справедливости в обществе, а не с походов в церковь, где за определённую мзду поп может отпустить вам все грехи…  Но кому выгодно самоограничения и уважение к другим людям, когда выгоднее быть обманщиком и хамом?  Ага, ищите дураков!  Пусть и неприятно ощущать себя таковым, но когда это становится выгоднее добродетели, то зачем напрягать свою совесть, особенно когда известно, что совесть это реакция психики на противоречия между поступками и убеждениями!  Ведь человек хочет, чтобы ему было хорошо, а тут он должен заставлять себя делать то, что ему не интересно и не выгодно…

     Чего хочет каждый человек? Прежде всего удовлетворять свои потребности, причём желательно, чтобы всё делалось с добром и справедливо! Добра желательно больше, ведь по справедливости надо иногда и наказание терпеть, если провинился! А терпеть ничего не хочется, лучше бы пожалели…  И так думает каждый эгоист. А справедливость требует, чтобы было всё по совести…  Но если совесть у каждого своя и делиться ни с кем не хочется или каждый боится, что ему самому ничего не достанется, то о каком стремлении к справедливости в таких условиях может идти речь?

     Справедливость и добропорядочность может требоваться душе человека только в том случае и исполняться им по требованию его души может только тогда, когда хочется быть кому-то полезным примером. Но когда в обществе такие законы, что для многих примером чаще являются преступные элементы, особенно когда эти элементы живут материально лучше честных и добропорядочных, то разве к обществу социальной справедливости будет большинство стремиться при таких законах жизни общества?

     В сознании людей справедливость понимается как следование какой-то общей норме. В словаре Даля нет толкования слова «справедливость», но есть понятие слова «справедливый», то есть «правильный, сделанный законно, по правде, по совести, по правоте», то есть по норме определённого порядка или закона!

     И в этом тоже можно увидеть соединение личного человеческого по совести и государственного законного. Мы отвыкли, да, наверное, и никогда не замечали или не хотели замечать, что для многих государство было отделено от народа своими государственными, особенно силовыми, карающими структурами. А государство прежде всего состоит из отдельных людей и государство должно быть для человека, а не человек для государства. Странно думать, что человек по доброй воле может следовать закону, а государство обязано существовать по совести. Тем более у того же Даля мы находим столько сказок, пословиц и поговорок, говорящих об обратном…

     Только тогда, когда законы общества будут гарантировать людям с правом на необходимый обществу труд право иметь хотя бы социально-бытовые условия от общей массы необходимых каждому средств для жизни производимых людьми труда достойно его количества и квалификации, а не только зарплату пропорционально труду без каких-либо социальных гарантий, тогда у каждого в душе будет мир и совесть будет спокойна, если человек уверен, что с правом на труд у каждого будет право жить лучше людей паразитирующих на людях труда!


Рецензии