Не меняй деревянное ярмо на железное

(Еще кусочек из конспекта, который веду параллельно с личным утренним чтением Библии. Это не статьи, на перевод этих заметок в серьезный формат отдельного слота времени у меня не предусмотрено. Будет здорово, если через несколько десятилетий дневник чтения Библии перерастет в комментарий на все книги Библии. Когда буду проходить книги, по которым проводил разборы, эти заметки буду писать поверх конспектов разборов, дописывая их. Сейчас я читаю книгу пророка Иеремии).

В Иер.29 содержится текст письма Иеремии изгнанникам в Вавилоне. У тех были альтернативы: организовать активное или пассивное сопротивление захватчикам в самом Вавилоне, кажется, к этому могли подстрекать лжепророки, обещавшие скорое освобождение. Иеремия уже предупредил, что в таком случае деревянное ярмо послушания сменится железным ярмом (28:12-14).

Вторая возможная линия поведения: смириться и начать организовывать обычную жизнь в Вавилоне. К этому призывает Иеремия в своем письме (десять глаголов в пятом и шестом стихах). Более того, он призывает их заботиться не только о своем благе, но и о благе Вавилона, трудясь в нем и молясь о нем. Это редкий (не единственный ли?) для Ветхого Завета прямой призыв молиться о враге.

Иеремия – ветхозаветный Петр. Тот ведь тоже писал рассеянным и изгнанникам, и советы им давал аналогичные (1Пет.2:11-17) – об активной и созидательной добродетели в отношениях с внешими, в том числе и с гонителями. Где бы не находились верующие, нормально, чтобы их вклад в благосостояние окружения был заметен и очевиден, даже в неблагоприятных и враждебных условиях.

Седьмой стих говорит о том, что Бог планировал делать добро вавилонянам, но для этого призывал евреев а) работать в Вавилоне и б) молиться о Вавилоне. Один из основных способов, которым Бог доставляет благословения людям – через труд и молитву верующих. И в ответ самим верующим хорошо, об этом седьмой стих.

Фактически находясь на своей родной земле, евреи провалили миссию Авраама из Быт.12:3 – быть благословением «для всех племен земных». В Иерусалиме они стали замкнуты на себе, и такой образ жизни связан с их отступничеством от Бога. Не выполняя свое назначение, мы удаляемся и от Бога, и от благословений.

Путь возвращения к Богу и благословениям – в том числе в возвращении к своей миссии. Смысл отказа от сопротивления вавилонянам и активной заботы об их благосостоянии еще и в этом – в возвращении к миссии народа, в переводе вектора заинтересованности с себя на других. В Дн эта потенциальная опасность предупреждается рассеянием верующих в результате гонений.

13.11.2020


Рецензии