на пирога

...на пирога

Взял книгу отца Павла Флоренского. Совещенник он, Павел-то Александрович. Стал есть пироги с вязигой у Тестова и читать. Анахронизм? Тестов – анахронизм? Анахронизм, знаешь ли, это батька Махно, тачанка да маузер. Командиры черти, дьявол комиссар. На знамёнах черепа да кости. Вздуем мы до смерти мировой пожар. В этом мире мы всего лишь гости.
Так вот, отец Павел. Ну, что. Круглые мысли, как Парменид называл. Или зернистые, а это уже Фома Опискин у Гоголя. Первое серьёзное, второе как бы юмористическое, а суть одна. Совещественная суть.
Спор о природе Фаворского света – был этот свет сотворённым и только потому видимым (Варлам), или это нетварный свет, предвечно существующий (Палама), имеет не только богословское, доктринальное значение. В сущности это спор о том, может ли человек видеть также и нетварное, "подняться на гору", или же он заключён в оболочку, выйти за которую не в состоянии, это спор о природе и судьбе человека, о его предназначении на земле.
Вещи путают, вяжут. Не съевши пирог – как поймёшь его? А и съешь, опять неладно: что суть – то, что вышло, или то, что на ум пошло? И то не так, и это не этак.
Чтобы что-то понять, нет другого выхода, только преступить. Да не как у Достоевского, иллюстрацией: по настоящему, себя всего вывернуть наизнанку и человеческое отринуть, через кровь и выпущенные кишки из мозгов... Вот – преступление. Через смыслы, сквозь обёртки (обёртки в клочья!), голым, сперва в крутой кипяток, а что осталось, то в молоко. Космическое сознание не Гавриил, а я не дева. В продолжение меня если что будет, то не я, и сходства не увидишь, не ищи даже. Пирога не хочешь ли? Эй, малый! Давай ещё пару...
Да посовещаемся, за чаем, за самоварчиком. Полотенчико чистое через плечо, это чтобы пот утирать. Обедать ещё когда соберёмся, а пока – вот: пирог и хорошая книга.


2015, 2020.


Рецензии