Гапка

Гапка.

В детстве я жила в северной части степного Крыма.
Семь хуторов, далеко отстоящих друг от друга, охраняли бесценное сокровище – общий Колодец.
Он являлся центром жизни и монументальным доказательством архаичности инженерной мысли.
Глубоченная шахта, с поросшими мхом каменными стенами, скрывала в неприступном далеке темную, прохладную воду. Сверху , прикрывая ее от пыли и грязи , которые мог зашвырнуть жаркий степной ветер, была сооружена островерхая крыша, напоминающая пагоду.

Нам с братишкой строго -настрого запрещалось заглядывать вглубь, но мы все равно норовили опустить две любопытные головы туда, куда спускалась деревянная бадья . И испытывали чистейшее, как и добываемая влага, удивление перед фокусом перевоплощения: наши головы- темноволосая и светлая, зависнув над встревоженным полотном далёкой воды, оказывались одинаково темными маленькими шариками.

А бадья, тем временем, медленно поднималась. Крепкие цепи, тяжело накручиваясь на гигантский барабан, приближали ее к нам ,торжественно  покачивающую ободами. Вот уже отчетливо видна жидкость, которая начинала все больше колыхаться и из томной , с мягкими всплесками, становилась, наконец, прозрачной игривой, живой.

Ее ожидали со степенной неспешностью взрослые наши тётушки и дядюшка. А мы с Вовкой  с нетерпением пытливой ребятни. Ах, нет! Пока мы были малы, наша бабушка не отпускала нас в веселое это предприятие по воду без дедушки.

Одной человеческой силы, чтобы поднять бадью на поверхность, было недостаточно.
Ее выполняла общая содержанка семи дворов- старая лошадь Гапка. Это она накручивала крепкие цепи на барабан и ,шагая круг за кругом , протоптала копытами глубокую окружность, завершающую дизайн тяжёлого приспособления.

Потом, катаясь с отцом на карусели, я все выискивала следы на платформе- мне казалось, что частое кружение обязательно их оставит. Но не находила. Наверное, это был первый мой вывод о том, что работа может быть лёгкой, приносящей летящую радость.

Но, это было много позже, как и вода в колонке во дворе, как и электричество, изменившее привычную хуторскую жизнь.
Первое новомодное образование, враз лишило нас с братом весёлых поездок на нашей бочке с колесиками, которую катили шестеро взрослых. А в те времена стояла огромная эта емкость горделиво посередине двора и из нее ведрами, экономно и сноровисто черпала воду для хозяйстваа наша бабушка.
И вечерами, под колеблющийся свет керосиновой лампы, начинала  прабабушка рассказ про Микулу Селяниновича,Суровец Суздальского, Михаила Потыку, Святогора и Илюшу нашего Муромца. Взрастила она, окончившая ещё до революции, учительские курсы ,раннюю и наивную мою романтичность.

Все перечисленные персонажи соседствовали в моем воображении с домочадцами, большими хуторскими пространствами, закоулками , погребами и таинственной кладовкой, длящейся вдоль всего дома.
И все былинные герои тяжестью своей врастали в могучих коней.
Провисшая спина нашей Гапки , как нельзя кстати соответствовала моему представлению о долгом ее служении настоящему богатырю.
Гапка была моей мечтой! Проехать на ее жёстком хребте, представляя себя царевной ,было проблематично, но я справлялась.

В пять лет я дала первый обет:" Выйду замуж за того, кто увезет меня на Гапке !"
Повезло же будующему мужу( уже тогда этот сельский Боливар не вынес бы двоих), что к моим 22-м годам Гапка перенеслась в мир лошадиного рая. За кротость, с которой трудилась  она, оставляя на земле следы своей одноколейной жизни.

А у меня выработалась тайная привычка: соотносить свои действия с Гапкиными.
Как только замечала, что ландшафт моей жизни повторяется , я вспоминала шоры на глазах  безответной коняги,  взмахивала упрямыми, непослушными волосами и меняла профессию, работу, отказывалась от изматывающих отношений, придумывала новые проекты и занятия.

Нежность и досада к старой кобыле, которая не смогла сойти с привычного круга наполняют меня и сейчас.
Зашоренная моя Гапка, может в другом пространстве ты осмелилась стать свободной?
Может потом, потом я ещё взлечу стремительной всадницей над тобой, нетерпеливо перебирающей тонкими быстрыми ногами, к новой мечте?
И, голосом, хриплым от предчувствия , я произнесу прямо в твоё подрагивающее ухо...
Я скажу только одно слово- вперёд!


Рецензии
Прекрасно!

Марина Ершова 2   17.11.2020 15:55     Заявить о нарушении