29. Смелый человек

Было это в конце последней военной зимы. Март месяц. Женщин послали на элеватор в Янаул за семенами для нашего колхоза. В их числе была и моя мама. Тогда был введён эпидемический карантин на лошадей. На них нельзя было проезжать по территории не своих колхозов. Поэтому семена на посев каждой деревне приходилось перевозить собственными человеческими силами.
С вечера моя мама приготовила мешок и деревянные санки. Утром взяла кусок хлеба в дорогу. И я, девятилетний, упросил маму взять меня с собой. А ведь это 15 километров идти пешком, и обратно – столько же, да с грузом! Но мама меня взяла.

С утра было морозно, и мы вместе с другими женщинами, у которых тоже было по мешку и такие же санки, легко дошли до элеватора в райцентре. На территорию элеватора меня не пустили. Мама отдала мне единственный кусок хлеба, и я сел у ворот. Я жевал этот хлеб и дожидался, когда выйдут женщины.
Наконец они вышли, нагруженные мешками, набитыми зерном. Дорога раскисла за день, и тащить гружёные санки по такой дороге было очень тяжело. Вначале я бодрился, помогал маме. Так мы с остановками прошли треть пути до первой деревни. Уже вечереет, а у меня уж сил нет, не то чтобы помогать, но даже идти самому…
И женщины уже из сил выбились, тянут каждая свои санки, головы опустили, лаптями в мокрый раскисший снег упираются. Я отстал от них, обессилевший и голодный сел на корточки в снежную жижу, уж мне и с места не сдвинуться… Смотрю вдаль, в сторону нашей деревни и думаю: зачем я пошёл? Сидел бы сейчас дома. И кто теперь нам поможет?..
Вдруг вижу, будто по моему желанию, вдалеке кто-то показался... Да это же Савраска! Я его сразу узнал – это наш колхозный племенной жеребец. Я как вскочил на ноги – откуда только силы взялись – догоняя женщин, кричу: «Савраска идёт! Савраска!..»
 
Женщины остановились, глазам своим не верят. Ведь у каждой деревни посты, где не пропускают чужих лошадей. А тут – подъезжает к нам Савраска, запряжённый в сани, а в санях сидит дядя Шакртен! Он знал, что женщинам будет тяжело и, чтобы им помочь, даже нарушил карантинный запрет – полями обошёл все заграждения. А в военное время за любое нарушение могли очень сурово наказать... Каким же для этого нужно быть смелым и сильным человеком!
Женщины погрузили мешки на большие сани, а сверху на зерно уселся я. Так мы с дядей Шакртеном быстро доехали до Орьи. А мама и другие женщины пришли домой с пустыми санками, когда уже стемнело.


Рецензии