ПАРИ

 
      Первое воскресенье в мае выдалось солнечным и теплым. Даже жарким. Такой щедрый подарок неласковой сибирской погоды перевозбудил население студенческого общежития. Народ кинулся поглощать ультрафиолет. Самые отчаянные забрались на крышу пятиэтажного здания и пропекали там, как на сковородке, свои побелевшие за зиму тела. Многие спустились к реке и, воздев руки к небу, как бы молили о загаре. 

        Третьекурсницы из двенадцатой комнаты раздумывали, что делать. 

       - На крышу полезем, - решила Нина. 

       - Лезь, ты у нас отчаянная. Тебе что в декабре на Байкале купаться, что на солнце жариться - все ни почем. А мы боимся. 

     - Тогда на берег, - не унималась Нина. 

     - Нет. Тебе хорошо, еще прошлогодний загар не сошел, а мы бледнолицые, до синевы. Не пойдем. Вдруг знакомые ребята будут, опозоримся. Мы на окне позагораем.   

      Таня с Катей, оголив ноги, уселись на широкий подоконник открытого окна, утешая себя тем, что соблюдают рекомендации о пользе загара в рассеянной тени деревьев. 

     - А я с Валеркой иду. Он знает местечко безлюдное, там и позагораем, - похвалилась Юля, густо смазывая тушью длинные ресницы. 

      - Ой, не могу! Красишься-то зачем? Ведь тушь потечет на жаре! - удивилась Лиля. 

     - Не потечет. Я не накрашенная, как голая, а так в порядке, хорошо себя чувствую. 

       - Не понимаю, что он в тебе нашел. У твоего Валерки нет вкуса. Да и у тебя тоже. Зачем такой начес надрала? Ты посмотри: сама маленькая, а голова и прическа - огромные. Глаза большие, конечно, хорошо, но нос-то на семерых рос.   

        Лиля сморщила свой нос, нависающий каплей над капризно сложенными губками. Юля не обиделась, а рассмеялась. Она любима, счастлива и выпады в свою сторону поборницы вкуса принимает за зависть.   

         Лиля очень высокого мнения о себе и постоянно дает понять, что сокурсницы, выходцы из окрестных сел, ей не ровня. Что сама она живет в далеком северном поселке, так это чистая случайность. Мама ее - образованная женщина, отец летчик. Погиб в Германии в самом конце войны, расписаться не успели, поэтому фамилия у нее мамина. Отчим - хулиган и пьяница, но деньги зарабатывает хорошие и приемную дочь балует. Дорогущие колготки для нее не проблема, и она за загаром не гонится. 

      - Я вам удивляюсь, девчонки. Зачем вы этот загар ловите? Неужели будете голоногими ходить? Это неприлично. 

      - Ага, а в ажурных шерстяных чулках в мае ходить - комильфо? - съехидничала Нина. Она знала, что Лиля комплексует по поводу своих не в меру худых ног.   

      Но Лиля не снизошла до ответа. Не до того. Ей на день дали швейную машинку, и она исправляет неудачно пошитый две недели назад пиджак. Все девочки не раз слышали от нее о ее выдающихся способностях швеи. А тут такой промах: пиджак в груди получился узок. Драп очень дорогой, но пришлось купить кусок материи и заменить середину передних полочек. Покрутившись возле зеркала, висевшего в глубине комнаты, швея осталась довольна своей работой.   

       - Девочки, зацените, - обратилась она к Тане с Катей, подходя к окну. 

       - Отлично. Костюмчик сидит, как влитой. 

       О том, что на фоне ярко-оранжевого костюма, невыразительное, блеклое лицо его хозяйки потерялось, деревенские подружки тактично промолчали. 

     - Ой, Лиля, присмотрись, новые вставки по цвету отличаются от костюма! 

    - Точно! Я же костюм носила, он запылился. Стирать не буду. Сядет, не влезу в него. Другой шить некогда, сессия на носу. Да и перевод от маманьки только к двадцать пятому будет. А в июне мне теплый костюм не к чему. Что же делать? 

     Быстро сообразив, она юркнула под кровать, стоящую возле стены. Вылезла повеселевшая, погладила испачканной пылью ладонью новые вставки, потрясла пиджачок и опять одела. Результат был потрясающий. Мастерица - спору нет. Девочки, оценив ее находчивость, громко хохотали.   

      - Ау! Катя! Что там у вас? Новый анекдот рассказали? - донесся мужской голос с улицы. 

     - Привет! Это ты по анекдотам мастер, а у нас жизнь. 

      Красивый парень запрыгнул на пень под окном, заглянул в открытое окно, но ничего смешного не обнаружил. Он повеселил девчонок парой свеженьких анекдотов и прощально помахал рукой.   

      Лиля, решив удачно проблему костюма, оживилась и затеяла разговор на волнующую ее тему - о любви. 

         - Катя, твой Анатоль Курагин только по внешности тянет на этого героя. Что-то я не слышала о разбитых им девичьих сердцах. Кстати, как его звать? Не пойму я ваших отношений. Стоите, разговариваете, смеетесь и расходитесь. А дальше - что? Прозеваешь парня. 

       - Ох и любопытная ты, Лилька! Юра его звать. Про разбитые им сердца я не интересовалась. Но знаю, что планы у него большие и цели поставленной он достигнет. Учится на одни пятерки. Рекомендую - кадри, не прогадаешь.   

      Катя подробностей биографии Юры не раскрыла. Он из Алма-Аты. Алма-Атинский университет готовит в первую очередь национальные кадры, а Юра - русский. Мама его - рядовой врач поликлиники и барашка для подношения высокой университетской комиссии у нее нет. Кате все это было в диковинку, но она рассказам его верила. Прослышав, что в сибирских институтах можно поступить без барашка, а только по знаниям, он и забрался так далеко. Но связывать свою жизнь с Сибирью не намерен.

       После второго курса он хотел перевестись в Ленинградский университет, однако из-за несовпадения программ не смог. Теперь самостоятельно изучает некоторые дисциплины и надеется, что скоро будет в Питере. Любовные страсти этому трезвомыслящему, расчетливому красавцу не нужны. Он видит, что Катя безразлична к его прелестям и без опаски с ней общается. Для него Катя - неравнодушный слушатель его речей, где он выступает то в роли прокурора, то защитника. А, чтобы слушательница не заскучала, пересыпает серьезные разговоры анекдотами.   

         Кате тоже интересно общение с этим незаурядным парнем, позволяющее ей несколько расширить представления о реальном мире. Со своими книжными, идеалистическими представлениями о жизни она не раз попадала в нелепое положение. Не рассказывать же Лиле об этом. 

       Но Лиля не глупа. Она все продумала и перед подружками развивает свою мысль. 

      - Вы вот, Таня, Катя, красотки такие, не задумываетесь о замужестве, мол не к спеху. А зря. Дадут вам направление на работу в район, а там контингент какой? Тракторист, скотник, дояр и, если повезет - участковый милиционер. Нет, я точно, на пятом курсе должна замуж выйти. Это крайний срок.  Только не умею я завязывать знакомства. Вот скажи, Нина, как это у тебя ловко получается: куда не пойдешь, везде кавалера отхватишь? Ты не красивее меня, одета просто, даже бедненько, интеллектом не блещешь.

       Нина, округлив синие глаза, только молча покачивала головой в ответ на это словоизвержение. Но долго терпеть оскорбления было не в ее правилах.

      - Знаешь Лиля, я ведь на больных не обижаюсь. Могу даже с тобой опытом поделиться. А замуж я, пока учусь, выходить не буду. Мне, как и тому Курагину, не нужны лишние сложности. Свою жизнь до сих пор я строила сама, без мужа с тепленькой пропиской. И после окончания универа справлюсь.

      Опыт знакомств у Нины был огромный. Она до поступления в университет пять лет успела поработать в окружении мужчин на самых различных производствах: лесосплав, завод, стройка. И сейчас, в студенческие годы была активна. Она и морж, и лыжница, и турист. На летних каникулах ездит проводницей в поездах дальнего следования.

        Нина рассказала несколько занимательных историй из своей жизни, выставив своих потенциальных женихов в комичном виде. Таня с Катей смеялись, а Лиля не верила и повторяла: "Выдумала ты все. Примитив какой-то".

       - А вот и не примитив. Спорим, я в течение получаса, не отходя от общаги, познакомлюсь с парнем и проведу с ним вечерок.

      - Спорим, что не получится. А приз какой?

      - Торт подарочный и бутылка Фетяски, - в один голос закричали Таня с Катей.

       Аккуратная Таня записала условия спора и подоткнула клочок бумаги под расписание занятий над своей кроватью.

      Через минуту Нина снизу помахала подружкам, сгрудившимся у окна:

       - Время пошло! Засекайте.

        Не прошло и десяти минут как Нина увидела УАЗик с тремя парнями. Она, раскачав бедра до опасной амплитуды, помахивая белым платочком и напевая: "Прокати нас Петруша на тракторе", - двинулась навстречу приключению.

      Машина остановилась, Нина ухватилась за протянутую ей руку и вскочила в авто.   УАЗик скрылся за поворотом.

    - Похоже, Лиля, ты проиграла. 

    - Нет, Танюшка, я быстро не сдамся. Дождемся результата.

    - Девчонки, на улице так хорошо! Жара уже спала. Эх, вы, домоседки! - уставшая за день Юля, не раздеваясь, не смыв потеки туши с покрасневшего лица, упала на свою кровать и тут же уснула.

      Подружки остаток выходного дня провели по заведенному порядку. Сходили в столовую, погуляли по набережной, посудачили со знакомыми, полистали лекции и - спать. 

       Нина не пришла. Но это не впервой. У нее в городе полно знакомых, где-нибудь заночевала.

       Не появилась она и утром. Таня заволновалась:

     - Смотрите, дождь накрапывает, ветер, а Нина в легком платье, без зонта.

     - Да не переживай ты. Друзья ее в беде не бросят: обогреют, приоденут. Поди сидит уже в аудитории.

      Но на занятиях Нина не появилась. Девочки всерьез заволновались. Ведь она уехала с совершенно случайными людьми! Что делать? В милицию сообщать рано. Решили подождать еще. 

     Молча, в тревоге, возвращались они домой. А тут еще и погода, как пишут в классических романах, добавляла тоски. Небо сплошь закрыто свинцовыми облаками. Сильный ветер бросает под ноги откуда-то выметенную прошлогоднюю почерневшую листву, выворачивает зонтики, злые, холодные капли дождя бьют по лицу. 

      Дверь в комнату оказалась незапертой. Продрогшие девчонки с удовольствием окунулись в тепло своего не очень-то уютного жилища. 

      - Что я вижу! Вот она - наша дорогая пропажа! - завопила Лиля, включив свет.

      У себя на кровати, свернувшись калачиком под теплым одеялом, спала Нина.

      Подружки разом выплеснули переполнявшие их эмоции: кто ругался, кто смеялся.

     - Мы места себе не находим, а она спокойненько спит!

     - Хорошо, что все обошлось!

     - Нет, ну вы посмотрите на нее! Как ни в чем не бывало...

Проснувшаяся виновница тревог недоумевала:

      - Что за шум-гам? Вы что, забыли про наш спор? Уж не знаю, что вы там себе навыдумывали, но я не сумасшедшая и не отличница, чтобы в таком виде на лекциях сидеть.

      Нина указала рукой на сброшенную у кровати мокрую одежду и спокойно поведала о своих приключениях.

      Хозяин протянутой руки, Николай, предложил ей прокатиться в соседний городок. Они отвозили туда друга, курсанта школы милиции. Нина согласилась: недалеко, да и в четырех стенах сидеть надоело. А на обратном пути забарахлил мотор, вернулись во двор общежития этой школы, и Олежка, водитель, посоветовал им с Николаем часа два погулять пока он устранит поломку. 

       Они гуляли по городу, болтали. Общих тем было предостаточно - туризм, спорт, книги.  Николай пригласил ее в кафе. Два часа пролетели, а Олег машину отремонтировать не смог. В воскресный вечер не просто найти нужную запчасть в чужом городе. Решили остаться до утра, так как электрички уже прошли, а скорые будут в полночь и позже. Парни переночевали в комнате у курсантов, а Нина - на диване в коридоре. Добрая вахтерша выдала ей теплое одеяло. Все было бы прекрасно, если бы не этот проклятущий дождь. Николай вел себя по-джентельменски. Утром в буфете угостил Нину пирожком с кофе и это подкосило его бюджет. Верная подруга его в беде не оставила: купила билет на электричку.

      Таня с Катей смеялись, отпускали шуточки по ходу Нининого рассказа, а Лиля с осуждением и недоверием качала головой: "Какой позор! Примитив!"

      - Заладила - примитив, позор! Проиграла, дуй за призом! Дождя уже нет. Наши истрепанные нервы требуют восстановления!

      - Чего это я проиграла?! Случайность заставила Николая провести вечер с Ниной. А так бы вернулись вовремя и сбросили свою попутчицу там, где брали.

     Таня помахала перед Лилей клочком бумаги с условиями спора:

     - Ни о каких случайностях и закономерностях здесь нет, не выкручивайся.

     - Лиля, я хоть и примитив, но конспирацию себе обеспечила. Здесь бы меня не сбросили. По легенде я - студентка Нархоза и звать меня Наташа. Возле института завтра в шесть вечера встречаемся. Только я туда не пойду и, вообще, надеюсь, что пути наши больше не пересекутся. Не хочу объяснять ему про спор. Не веришь, сходи посмотри. Высокий красавчик, брюнет. Культурист. Узнаешь по мускулатуре. Про городскую прописку не знаю, а работает тренером в детской спортивной школе. Так что - действуй!

     Вот еще! Нужен он мне!.. Убедили, я - в магазин.

 

 


Рецензии
Просто и душевно! Сразу вспомнила свои студенческие годы в Благовещенске. Благодарю за приятное чтение. Было интересно!
- С уважением и теплом, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   28.10.2023 17:27     Заявить о нарушении
Говорят, что жить надо так, чтобы было что вспомнить, но стыдно рассказать. У меня есть что вспомнить и рассказать не стыдно. Прошло со студенческих лет более пятидесяти лет, а воспоминания греют душу.

Спасибо за прочтение.

Надежда Дьяченко   31.10.2023 10:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.