14. В голодный год

В первые годы после революции мой дедушка по отцу Гайний какое-то время был старостой деревни. К нему каждый день обращались с разными вопросами все местные жители и тогдашние власти. Прожил он недолго и умер, когда ему исполнилось 40 лет, в голодном 1921 году. Я тогда ещё не родился. А вот деда Шамрата не стало ещё раньше…

Моя бабушка, тогда ещё молодая, с тремя детьми осталась одна. Её старшему сыну Ямию было всего десять лет. Это мой отец.
А ещё двое сыновей, что помладше – шести и четырёх лет в тот год не выжили… Тогда же у неё родился ещё один мальчик – Ондрий. Моя бабушка одна в те голодные годы сумела сохранить двух сыновей и лошадь. Она твердо знала, что крестьянину без лошади в следующем году не выжить, всё у крестьянина держалось на этой неутомимой труженице.

Нашу лошадь в ту пору несколько раз пытались украсть. Бабушка обвязывала ей на ночь передние ноги железными цепями, цепь закрывала на большой амбарный замок, а отец мой десятилетним мальчиком ходил сторожить её. Так они и выжили.


Рецензии