А память прошлое хранит... Ольга

Познакомились мы с Олей в 1969 году, в июне месяце, когда мои родители переехали в село Тамбар на постоянное местожительство. Оля жила по соседству с нами, училась на класс младше меня, то есть, я перешла в 7-й, а она в 6-й класс.

Оля была худенькой и высокой. Последняя дочь из троих детей у тети Маруси и дяди Иллариона. Сказать, что они ее баловали - ничего не сказать... Родители в Оле души не чаяли!

Старший брат уже давно уехал из дома, жил где-то в большом городе, изредка навещая родителей. Старшая дочь Тамара жила неподалеку с мужем и двумя сынишками.

А Оля жила одна с родителями. Дядя Ларя ( как мы все звали Олиного отца) и тётя Маруся любили Олю больше жизни и баловали как могли, исполняя все ее прихоти...

И я... четвертый ребенок в семье и после меня еще четверо.
Сколько себя помню - все время работала, до 7 лет летом возила копны к стогу на волокуше, что была привязана к хомуту Маруськи, старенькой лошадки, лет с 7 уже вовсю пасла телят, помогая маме на ферме.

Сначала пасла телят в Черемшанке, со мной всегда был мой друг - верный пес сибирская лайка по кличке Букет.

С обеда и до вечера мы охраняли наших телят. Не помню уже сколько их было... Может 20 голов, а может и 30...

Пасли между двух речушек - Согры и Погорюльки, обе впадали в реку Черемшанку, Черемшанка впадала в Шегарку, а та уже в Обь.

Помню, что сильно много змей было, но Букет был всегда начеку. Меня не укусила ни разу ни одна змея, а его кусали и не раз... Букет исчезал куда-то на несколько дней, а я горько плакала - тосковала по своему другу.

Папа говорил мне: " Не плачь, доча, он найдет в тайге травку, покушает ее и вернется." И правда, дня через три Букет, исхудавший, приходил домой и с радостью лизал мои щеки, нос, руки...
Потом помню, как пасла телят в Александровке, куда наша семья переехала.

Папа сказал, что деревня Черемшанка умирает... Я не понимала тогда его... Как это деревня умирает? Она же не живая... Сейчас ее уже нет и в помине, моей деревеньки в 30 дворов, где я родилась и жила до 11 лет. А память о ней живет до сих пор. Помню всех, кто жил там.
В Александровке у меня уже не было собаки. Да и я была уже постарше, 5-6 классы.

Маме надо было и сварить, и постирать, и по хозяйству управиться. А хозяйство было немалое. Ну-ка, такую ораву прокормить.
Наташа только вышла замуж и уехала с мужем в Северный Казахстан на целину.

А все остальные дети были еще при родителях. Старше меня два брата Валера и Саша и младше два брата Вова и Толик, и две сестренки - Валюшка и Иришка.

Мама приведет меня в денник, что в 3 км от деревни, воткнет палочку в землю и говорит, как палочка тень не будет давать - значит, полдень, надо теляток покормить, налить им в корытца патоку и обрат, который подвезут с фермы.
Мне же нужно было постучать железякой по подвешенной рельсе и телята тут же прибегают, надрессированные уже, видать, были.
После кормежки надо было снова выгнать их в поле на пастьбу, часов около трех начиналось такое пекло и надо было обнести стадо шашками и поджечь их, чтобы сделать дымовую завесу от комаров, оводов, паутов и прочего гнуса, а их было тьма - тьмущая...

Однажды я не успела или забыла это сделать и мои телята убежали...
Переплыли речку Шегарку и ушли в тайгу. Там прохлада, сосны, кедры и тишина звенящая!
А я реву стою! Думаю, что же я маме скажу, не укараулила теляток-то...
На коне какой-то дядечка проезжал мимо и спрашивает:

- Чего плачешь, девонька?

Ну, я ему и рассказала про свою печальку...

Он успокоил и говорит:
- Не плачь, телята проголодаются и вернутся сами.
Я легла и проспала до вечера... Видно от волнения. Проснулась и к палочке, а там время уже больше шести вечера. Я бегом к деннику, наливаю вновь патоку и обрат, и стучу в рельсину. Гляжу, а мои телятки, хвост трубой и скачут, сломя голову, ко мне.

Быстренько их закрыла и давай считать.

Фу! Вроде все! Накормила их и пошла домой.

А идти надо было через кладбище до деревни. Я так боялась все время там проходить...
Папа сказал мне:
- Надо бояться не мертвых, а живых...
И тогда я тоже не поняла папиных слов...

Однажды, мне было лет 7-8, папа поручил мне почистить в курятнике. Я наотрез отказалась. Говорю ему:

- Папа, там так воняет! Мне стыдно будет, если и от меня также будет вонять...
На что он ответил:
- Стыдно не работать и брать чужое! А любую работу не стыдно делать! Помоешься потом и будешь снова чистенькой.

С этими словами - напутствиями я и пошла по жизни... Маленькая, золотоволосая, кудрявая, любознательная, трудолюбивая деревенская девочка. Маленькая, а понимала, если не я, то кто же? Кто поможет маме? Младшие братья еще маленькие, а старшие уже вовсю работали на ферме, помогали взрослым. Я безоговорочно шла и пасла телят!

Мне было не в тягость, а интересно. Я с ними разговаривала, играла в догоняшки, рассматривала всякие растения, цветы, любила смотреть на облака, что проплывали в синеве неба, наблюдала как в речке Шегарке бобры строят свою хатку, такие трудяжки... Мечтала... Как вырасту большой, выучусь и буду работать учительницей...
Помню, мама всегда говорила мне:
- Учись, доченька, учись, на ферме так тяжело работать...
Когда училась в техникуме, посетила художественную выставку и увидела картину Куинджи "Облако". И остолбенела... Вот она, картина из моего взрослого детства. Такие же облака проплывали надо мной в то далёкое время...

Я отвлеклась, описывая о себе. Хотела показать, что не было дня без работы у меня.

А Оля! Она была принцессой! Все было для нее и под нее "заточено".

Я не завидовала, нет, у меня и чувства такого отродясь не было.

Я недоумевала, как можно встать утром, поесть, уйти в школу и не заправить за собой постель и не помыть посуду...??? Тётя Маруся все делала за нее, лишь бы ее ненаглядная дочурка училась и в школу не опоздала...

С Олей мы два года не расставались и ни разу не поссорились. Мы дополняли друг друга.

Как Пат и Паташонок: Оля высокая, худенькая, всегда серьезная и я, маленькая, полненькая, кудрявенькая хохотушка...

Все праздники, выходные и свободные часы мы были вместе.

Надо отметить, что мне, чтобы уйти к ней, необходимо было переделать кучу дел - сварить, постирать, помыть пол в доме и посуду тоже. И Оля всегда мне помогала! Вдвоем мы быстро управлялись по хозяйству и шли к ней делать уроки.

Дома мне вечно не хватало места за столом, я брала табурет, вставала на коленки и все письменные работы делала наскоряк, лишь бы была выполнена работа, без особого усердия.

У Оли было все по-другому. Как я уже отмечала, у нее была отдельная комната, которой мы делали уроки, шушукались, рассказывали друг другу нехитрые девичьи секреты, слушали песни по старенькому радиоприемнику, проигрывали пластинки на радиоле.
Надо отметить, что Оля была не жадная, возможно, потому что считала меня своей подругой, до меня она ни с кем не дружила.

Тётя Маруся радовалась нашей дружбе и всегда предлагала у них покушать. Я отказывалась, а она, умоляя покушать у них, всегда говорила:
- С тобой и Олюшка хорошо кушает!

Однажды, я перешла уже в 8 класс, в то время он был выпускной, к Оле приехали дальние родственники из Магадана, братья .

Старший Генка, жгучий кудрявый брюнет с гитарой и младший, светловолосый Вовка. Я влюбилась в Вовку - морковку с первого взгляда! Мы украдкой целовались сидя на лавочке у Цветковых (когда-то это был их дом). За Генкой бегали полдеревни взрослых девчат.

А он играл на гитаре и пел песни Высоцкого:
- Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал
Мы слушали Генку затаив дыхание, потом он принес бобину и магнитофон и я впервые услышала голос с хрипотцой Владимира Семеновича Высоцкого. И полюбила его песни!

Я пронесла через всю свою жизнь любовь к Оле, к Вовке и Владимиру Высоцкому.

Особенно нам нравилась песня про горы. Ведь, наша жизнь напрямую связана была с горой.
Наше село Тамбар расположено дугой вокруг горы.

В простонародье ее называют Лысой горой. На половине горы не было деревьев, не росли почему-то...

На этой горе ежегодно жгли пионерский костер в мае, в День Пионерии. Здесь же назначали свидания, сюда приходили отдохнуть семьями на выходные и праздничные дни. Нам так легко и весело было на горе! Мы любили нашу Лысую гору, а она нас! Не было ни одного случая, чтобы кто-то покалечился на горе, или бы кого змея укусила.
Дружно жили в Тамбаре. Дружили улицами - кто-то жил на улице Зелёной, мы на улице Щетинкина. Надя, Тоня, Люда, Нина, Таня, Валя, Нина, Наташа, мальчишки всегда с нами увязывались. Бегали в кино, на танцы, просто ходили по вечерним улицам и пели песни...

У нас с Олей были друганы - два Вити и Миша , одноклассники Оли.

При въезде в село со стороны Тисуля есть озеро, сейчас оно сильно обмелело, во времена лихие, какие-то нелюди сдвинули в озеро навоз и оно стало умирать... Понадобилось несколько десятков лет, чтобы озеро стало выздоравливать. Говорят, что сейчас снова появились карасики.
У моего папы была лодка, мы вечером брали ее и катались по озерной глади, любуясь закатом! Пели песни, рассказывали разные байки. Словом, развлекались как могли.

В День Рыбака кто-то предложил отметить этот праздник. Не знаю кто из мальчишек принес пол литровую бутылку водки. Из закуски были огурцы, лук зеленый, булка хлеба и баночка кильки в томате. Пошли искать укромное место, чтоб никто не "спалил"...

Нашли! На крыше скотного двора, весь скот на лето угоняли на летние пастбища и нам никто не мешал. Помню, мы разделили водку всем поровну в граненные стаканы на пятерых... Помню, что иду домой, а на меня дорога падает... Меня мальчишки поднимают, я иду и снова дорога на меня летит...
Довели до дома, тётя Маруся как увидела меня, всплеснула руками, говорит, давайте к нам на вышку Люсю, а то Лида (мама моя) захлеснёт...

Кое-как я взобралась по лестнице на крышу. Ольга со мной. Она крепче меня оказалась, ни разу не упала. Проспали до утра.

Проснулась от маминого голоса:
- Маруся, Люся у вас?
- У нас, Лида, они набегались вчера и уснули на вышке...
- Ну, ладно, а то я волновалась...
Не сдала нас тётя Маруся маме. Может, побоялась, что мама не отпустит меня больше к Олюшке...
Этим же летом мы поехали с Олей в гости к ее тете Ане на Полуторник.
Таёжное село в горах. Там горы покруче, чем в Тамбаре! Пока заберешься на вершину - язык через плечо (шутка). Но крутяк сильный!

Мы все равно почти каждый день ходили на вершину горы.

У тёти Ани два сына - красавца. Старший Коля уехал в город, а младший Витя перешел в 10-й выпускной класс. Он был как Илья Муромец. Высокий, голубоглазый и с русой бородой!

Спрашиваю его:
- Как же в школу-то пойдёшь с бородищей?
- Уберу к школе - смеется Витя.
На него даже одна учительница на танцах запала. Не знала еще, что он ученик.

Да и не подумаешь, такой богатырь. Витя познакомил меня со своим другом, но он мне не понравился. Все я да я... Хвастун, словом. Да, мне никто и не нужен был. У меня же Вовка есть! Тогда Витя сказал мне:

- Ох, и трудно тебе будет в жизни...
- Почему? - выпучила я на него глаза.
- Потому что ты выбираешь, а надо, чтобы парень тебя выбрал!
Видать друг его пожаловался на меня, что я его отшила... Даже имя его сейчас не помню…

Мы помогали тёте Ане и полоть в огороде, и побелить в комнатах, и варить. Она нас учила. Я-то с детства умела, не так, конечно, как тётя Аня. А Оле все в диковинку.

Тётя Аня все приговаривала:
- Балует тебя Маруся, балует! Надо все уметь делать. В жизни пригодится!

Несколько раз я приезжала к Оле, когда уже не стало ее родителей, Царство им Небесное! Такие добрые были родители у Оли, заботливе, любящие, приветливые...

Оля вышла замуж за Володю.

Я как увидела его - ну, прям мой портрет... Так сильно на меня похож. Волнистые волосы, голубые глаза, курносый нос. Двойник словом. Только мужчина.

Оля мне говорит:
- Я и влюбилась в него как только увидела, так он мне тебя напомнил.
У них двое детей. Старшая стройная, худенькая, как мама, Ксюша и младший Вовочка - крепыш.

Словлю его, нацелую упругие щечки!

Ширики - попырики спою...

Он хохочет!

Сейчас они взрослые, живут в Кемерово.

Оля с мужем и моим племянником Димой приезжали в гости к нам в Хакасию. Столько радости было! На прощание, моя старшая сестра подарила им ягненка.

Потом мы приезжали к ним в гости с моей младшей сестрой Валей. Оля уже приболела...

Съездили на кладбище, возложили веночки на могилки тёти Маруси и дяди Иллариона.

Пошли искать папину. Нашли, ограда завалилась деревянная, убрали все, лопатой копали пласты земли и обложили вокруг могилки, покрасили памятник серебрянкой, а звездочку красной краской, посадили цветы - многолетники.
Венком и цветами украсили могилку.
Спи, папочка! Ты так настрадался в жизни. С войны пришел с одной ногой, ходил на протезе, прихрамывая. И до последнего дня осколки выходили из тела от разорвавшегося на той войне снаряда...

Но мы все выросли в любви и помним тебя, и любим!!!
Твой портрет есть в библиотеке с. Тамбар.

А я хожу на 9 мая с твоим портретом в Бессмертном полку. Внучки подрастают, твои правнучки, скоро с ними будем ходить.

Оля ушла из жизни в 2018 году. Сердце не выдержало. Царство тебе Небесное, моя дорогая подруга! Ты в моей памяти всегда, пока я жива!
Хорошо, что я успела прочитать ей рассказ свой по телефону. Она одобрила его...


Рецензии
Людмила, понравилась Ваша проникновенная сага.
Написана с любовью.
Светлая память родным и близким, Вашей подруге.
С уважением,- Лидия.

Лидия Парамонова -Фокина   23.11.2020 15:59     Заявить о нарушении
Люба была очень добрая и заботливая! Кормила бродячих кошек, котят пристраивала в добрые руки, кормила птичек зимой... А как пела! Аж, мурашики по коже... Светлая ей Память!!!

Людмила Трапезун Симахина   08.12.2020 11:23   Заявить о нарушении
Печально. Но такова жизнь.
Уход всем предназначен, но в разное время.
С уважением,- Лидия.

Лидия Парамонова -Фокина   08.12.2020 13:22   Заявить о нарушении