Записки режиссёра. Глава 3

(Отрывок из книги Александра Аксёнова "Тест, тест… “TEST”")


Почему не включился в работу со студентами сразу после своего прихода в РКИИ ГА? Если честно  –  не был уверен, что останусь в Риге. Уж очень удачно складывалось у меня с учёбой в Питере: с научной деятельностью и экстерном. Плюс ещё знакомство с Товстоноговым и надежда на обучение у него в аспирантуре. Но Министерство культуры Латвии не пожелало оплачивать аспиранта, не попадающего под определение «нацкадр»  –  и всё встало на свои места. Я с головой окунулся в водоворот студенческого буйства и неограниченных возможностей проявить и удовлетворить свои творческие амбиции.

Через три года мне представится ещё один шанс попасть к Товстоногову. Но и его, с подачи господина Кравцова, возглавлявшего тогда серьёзный общественный орган   «Народный контроль»,  так же успешно задвинут руками чиновника из Министерства Гражданской авиации. Это была моя последняя попытка изменить вектор судьбы.

Через несколько лет Георгия Александровича не станет…
Не буду залезать в дебри. Об этом я уже писал в одном из своих рассказов.

Кто знает, для чего меня пару раз стукнули по лбу? Спустить с небес на землю? Или сохранить семью? Во всяком случае, я ни о чём не жалею. Мне удалось прошагать по этой жизни и с музыкой, и с театром. Но самое главное достижение  –  это моя семья. Я горжусь своей женой, дочерью, и замечательными внуками. Думаю, что сын не одобрил бы моего выбора в пользу профессионального театра в ущерб нашей семьи. Так что, нам очень повезло. Жене, правда, три года пришлось несладко. На её голову свалился омерзительный тип, алкаш с маниакальными замашками бабника. Но она достойно выдержала это испытание, и мы стали союзниками и в театре, и в музыке. Через год, страшно подумать, стукнет сорок пять лет, как мы вместе. Разве это не достижение?


*


За пять первых лет, проведённых в институте, мне удалось поставить свыше двадцати спектаклей. Ни одно учебное заведение не даст столько опыта в освоении профессии режиссёра. На тот момент я уже имел авторитет и положение в городе. Удачная постановка правительственного концерта в 1982 году в театре Оперы и балета надолго закрепило за мной руководство творческими коллективами Московского района, на которые постоянно приходилось отвлекаться, что мешало работе с моими «тестовцами».  Низкий поклон первопроходцам будущего театра-студии. Этот коллектив сложился благодаря работе А. Чебакова, И. Балышева, В. Долгова, И. Никитина, Л. Врадий, Ю. Лапкина, Е. Петрова, Н. Гумаровой, А. Медведева, В. Панкратова, В. Ткаченко и других, преданных театру студентов.

Название студии рожали сообща. Долго спорили, но единогласно приняли всем коллективом имя «ТЕСТ». Оно, дескать, будет читаться, как ТЕатр СТудия. Оригинально, но в тот момент мы не думали о втором значении этого слова. А «тест»  –  это, прежде всего, испытание, проверка на вшивость. Вот поэтому нас постоянно штормило, колбасило и долбало. Возможно, фактор постоянного прессинга и нажима со стороны руководства и всевозможных общественных организаций сделали нас стойкими оловянными солдатиками. Ребята не знали подводных течений, а у меня от зашкаливающего адреналина появилась бешеная работоспособность. Это сродни наркотической зависимости и мазохизму. Чем больше боли получаешь, тем значимее кайф.

Первая работа ТЕСТа  –  спектакль по Маяковскому и Погодину «Думать, дерзать, сметь!»  – по своей сути предопределил мою дальнейшую участь: как в жизни Московского района, так и в постановке праздничного концерта в «Опере»  и благосклонности  первого секретаря ЦК КПСС Латвии А.Э. Восса. Надо же, в самом начале пути  –  и так вляпаться! Ну, Аксёныч, не ожидал…

А всё Ленин, будь он неладен!

Хотелось заострённым, почти сатирическим образом дать противовес в своеобразном батле между Гербертом Уэллсом и вождём пролетариата. Получился ну очень правильный материал. До тошноты. Зато критики были довольны… я уже не говорю за коммунистов. Ё-моё, политический авангард, ты ж понимаешь!

Примечательно то, что этот спектакль будет постоянно видоизменяться и, в конечном итоге, превратится в зрелище, где скопище тараканов, копошащихся в большой банке в каком-то нелепом, однообразном ритме псевдо-танца, будут приспосабливаться, а где-то и пожирать друг друга. И все до кучи: комсомол, чиновники, рабочие, стукачи и подхалимы, и просто люди-торгаши. Непонятное скопище из тридцатых годов. Это в восьмидесятые  – непонятное, виртуал. А в девяностые всё выплеснулось в реал. Во, как! Раздёрганная страна с раздрызганными людьми. Вот вам и тридцатые!

Не хочется игнорировать факт первого шага ТЕСТа к репертуарному театру-студии. В газете «ИА»  Т. Скараманга дала крещение статьёй «В полный голос». Работа местами очень наивная, политически грамотная, но искренняя от души. В начале восьмидесятых мы ещё на что-то надеялись. Что делать, заточены были на позитив снаружи и негатив внутри…

«Резкий луч прожектора выхватил из темноты сцены броские щиты с плакатами: «Нейтронному оружию  –  нет!», «Войне  –  нет!», «Остановить Пентагон!». И тут же рядом: «Вся власть Советам!», «Миру  –  мир!», «Война  –  войне!».
Больше никаких декораций. Перед нами актёры без грима, одетые в современные платья и костюмы. И вдруг из глубины зала к трибуне направляется Владимир Ильич Ленин.

– Вы должны, товарищи, заняться постройкой социалистического государства!..

На сцене клуба РКИИГА одна из новых работ ТЕСТа  –  Театра-студии молодого актёра  –  спектакль по мотивам произведений Маяковского и Погодина «Думать, дерзать, сметь!»
Перекличка времён. Дня сегодняшнего, с его беспокойством о судьбе мира, и дня вчерашнего, когда в боях и мучениях рождалась Власть Советов.
Стёрта временная грань, сместились исторические вехи. Одна боль, один нерв, всё те же вопросы. Прошлое и настоящее как бы слились в одном восклицании молодых голосов: «Быть коммунистом  –  значит дерзать, думать, хотеть, сметь!»

Роль Ленина в этой постановке исполнил заслуженный деятель искусств, преподаватель ЛГИК, А.А. Баранов. Не одно поколение молодых актёров прошло через его руки  –  18 выпусков. Его ученики практически создали новый Бурятский театр, играют во всех уголках Советского Союза. Многие из них добились звания народных артистов, заслуженных деятелей искусств. Поэтому играть с ним на одной сцене для ребят строгий и взыскательный экзамен.

Один за другим появляются участники спектакля: Андрей Чебаков, Наталья Шевченко, Иван Никитин, Владимир Ткаченко, Игорь Балышев, Евгений Петров, Виктор Долгов, Наталья Мишукова, Татьяна Соркина, Татьяна Кривоносова и др.

«Ленин и теперь живее всех живых, наша сила, знанье и оружие». Ленин и Герберт Уэллс. Их знаменитый диалог-поединок. Сегодня никто в мире не сомневается в непреходящей жизненности Ленинских идей. Но, несмотря на жестокие уроки истории, над планетой нависла новая страшная угроза  –  угроза атомной катастрофы.

Яркие световые акценты, музыка, мрачная пантомима, резкий, ритмический взрыв звуков. Страшные последствия атомной трагедии коллектив изображает всеми доступными им средствами. Что это? Смешение жанров? Нет, скорее их синтез. Те же проблемы, что стоят перед профессиональными театрами, волнуют и студенческий коллектив.
Это серьёзный поиск новых форм, призванный полнее выразить современное содержание, новые театральные идеи.

Зрителю нужна правда. Правда, которая будет громко говорить о насущном, заставлять думать, искать. И тут не остаётся места делению на профессионалов и непрофессионалов. Если вышел на сцену  –  говори в полный голос. Такую позицию занимает режиссёр и руководитель студии Александр Иванович Аксёнов.

–  Главное для нашего коллектива  –  найти собственное лицо. Не перепевать уже спетое, не повторять сыгранное профессиональными театрами, а создавать нечто принципиально новое. Именно поэтому мы, отталкиваясь от прозы, создаём собственные инсценировки, хотя есть прекрасные готовые драматургические вещи.
Ребятам приходится много и серьёзно работать. Задача этого года  –  обучение мастерству, сценическому движению и сценической речи…

Планы, конечно, большие. Особенно, учитывая то, что существует ТЕСТ неполный год. И сегодняшняя постановка явилась свидетельством о рождении нового коллектива. А началось всё со студенческой «Весны». С режиссёрской помощи факультетской самодеятельности. Именно тогда и определился костяк коллектива. Ребят удалось увлечь, зажечь. Режиссёр и будущие актёры нашли общий язык.

Пожалуй, главная отличительная особенность ТЕСТа  –  увлечённость ребят. Все они пришли сюда в силу внутренней потребности к творчеству. Потребности сказать таким же, как они, молодым людям о том, что волнует душу. Каждый из них заинтересован, чтобы зрители ясно читали его мысли. Из этого контакта с аудиторией и рождается способность к мгновенной импровизации  –  одного из ценнейших свойств актёра.

Следующая работа театра-студии  –  инсценировка рассказа Б. Васильева «Великолепная шестёрка». В определённой мере она является для ребят учебной. Там много элементов пантомимы. В этом произведении затронуты проблемы отношения человека к природе, своим младшим братьям  –  животным. После этого предстоит серьёзная работа над спектаклем по рассказам Р. Брэдбери «Ветер» и «Марсианские хроники».

–  Это программа-максимум на этот год,  –  поделился Александр Иванович.

Что ж, программа нелёгкая, требующая серьёзной и напряжённой работы. Удачи тебе, ТЕСТ!»…


Рецензии