Лучшие подводники Второй мировой войны

Понятие «лучшие подводники» неоднозначное и требует пояснения для его правильного понимания. Естественно, что определение «лучшего» проводится по имени командира подводной лодки, имеющего в походе важное, но не все определяющее значение. Экипаж лодки вместе с ее командиром являются единым целым, поскольку один без другого, не то, что добиться какого либо успеха, но даже выжить в море не смогут. Таким образом, фактически оценивается деятельность всего экипажа, который представляет командир. Критерием для оценки служит суммарный тоннаж потопленных кораблей противника. Иногда для оценки применяют и количество потопленных судов, и время, проведенное в походах, и тысячи миль пройденных подлодками. Однако эти критерии чаще всего используются для квалификационного оценивания в мирное время.

Общепринято считать «подводным асом» или «королем тоннажа» командира подлодки, которая потопила более 100 тысяч тонн корабельного тоннажа. Такими рекордсменами во Второй мировой войне были только немецкие подводники – 34 из них достигли такого результата.  Среди подводников других стран лишь  около десятка командиров лодок смогли приблизиться к этой цифре, хотя и были самыми результативными в своем флоте.

Кроме высоких личных результатов, немецкие подводники имели и высокую эффективность подводного флота в целом. Они потопили 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 млн. тонн. Американцы уничтожили 1314 кораблей общим тоннажем в 5,3 млн.т. Британцы – 403 судна тоннажем в 1,42 млн.т. Японцы потопили 184 корабля тоннажем в 907 тыс. т. СССР – 157 судов тоннажем в 462,3 тыс.т.

Вклад «подводных асов» в эту статистику весьма значимый. К примеру, только 5 лучших подводников Германии потопили 174 боевых и транспортных кораблей союзников общим водоизмещением 1,5 млн. т. По тоннажу это немногим больше, чем весь британский подводный флот, и в три раза больше советского.

Высокая результативность немецкого подводного флота  была достигнута, в первую очередь, за счет огромного немецкого подводного флота в 1054 подлодки (почти 50% всего подводного флота мира), которые в первой половине войны практически полностью контролировали все морские пути в Европу. Кроме того, успеху способствовала и высокая выучка экипажей, и совершенные подлодки, и невероятная интенсивность их использования  в боевых походах. В среднем длительность походов (т.е. пребывание в море) немецкой подлодки составляла 3-6 месяцев, а иногда и 9-10 месяцев в году. А количество походов одной лодки могло достигать и 20 раз. В то время, когда подлодки союзников за время войны максимально выходили в море 5-6 раз. Суммарная же длительность  походов редко достигала 3 месяцев за все время войны. Необходимо отметить и высокую ремонтоспособность немецкого подводного флота. Постоянно в строю находилось  почти 70% наличного флота, в то время, когда союзники имели на ходу лишь половину флота, а СССР и Япония всего 30%.

Не последнее значение в результативности немцев имела и применяемая тактика подводников – «свободная охота» и «волчьи стаи». Из общей суммы потерь союзников от подводных лодок 61% составляют суда, шедшие вне конвоев; 9% — отставшие от конвоев и 30% — шедшие в составе конвоев. В результате погибло 70 тысяч военных моряков и 30 тысяч моряков торгового флота.

За этот успех немецкие подводники заплатили высокую цену: 647 подлодок было уничтожено. Из 39 тысяч моряков-подводников, участвовавших в боевых походах, погибло 32 тысячи. Подавляющее большинство — в последние два года войны.

Ниже приведены данные о командирах подлодок, добившихся самых высоких результатов в своей стране.

Подводники Великобритании
Малкольм Дэвид Ванклин (28.06.1911 – 14.04.1942)
Лейтенант-коммандер. В 1933 году поступил  на службу в подводный флот, командовал подлодкой «Н-31», которая затонула в Северном море. С лета 1940 года командовал подлодкой «Upholder», на которой за 15 месяцев совершил 28 боевых походов и потопил  14 кораблей общим тоннажем  93 тыс. т., повредил 3 корабля тоннажем в 33 тыс.т. Среди потопленных кораблей один эсминец и две подлодки противника. За уничтожение хорошо охраняемого крупного итальянского лайнера  «СС Конте Россо»,  Ванклин был награжден высшей британской военной наградой  Крестом Виктории. В апреле 1942 года подводная лодка «Upholder» погибла со всем экипажем, предположительно попав на минное поле.

Подводники Германии
Кречмер Отто  (01.05.1912 — 05.08.1998)
Адмирал флота. В 1936 г. поступил на подводный флот, служил 1-й помощником на подлодке «U-35». С 1937 г. – командир подлодки  «U-23». Произвел на ней несколько минных постановок у берегов Великобритании и потопил 8 судов. С 1940 г. стал командиром «U-99». В первом же патрулировании потопил 11 судов, затем еще 8. Потопил английские вспомогательные крейсера «Патроклес», «Форфар» и «Лориент», а также эсминец «Даринг». Совершил 16 боевых походов.  Всего потопил 46 судов общим водоизмещением 273 тыс.т. и повредил 6 судов водоизмещением  38 тыс. т. Являлся самым результативным подводником Германии. Награждён  Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами. Войну закончил в американском плену.

Лют Вольфганг  (15.10.1913 – 13.05.1945)
Капитан 1-го ранга. В 1933 г. поступил на флот кадетом, совершив 9-месячное кругосветное плавание на легком крейсере «Карлсруэ». Служил на легком крейсере «Кёнигсберг». В 1937 г. переведен в подводный флот. В 1939 г. назначен командиров подлодки  «U-9», на которой совершил 6 походов. Потопил французскую подводную лодку «Дорис». С 1940 г. переведен на подлодку «U-138», на которой потопил 4 корабля общим водоизмещением 34,6 тыс. т. В 1940 — 1942 гг. командовал лодкой «U-43» и совершил 5 походов (204 суток в море), во время которых потопил 12 кораблей водоизмещением 64,8 тыс. т. В 1942 – 1943 гг. командуя подлодкой «U-181» совершил 2 похода длительностью в  335 суток. Основными жертвами Люта были не суда в составе конвоев, как у многих других подводников, а самостоятельно идущие корабли. Всего совершил 16 боевых походов. На своем счету имел 46 потопленных кораблей общим водоизмещением 225,8 тыс. т., а также 2 поврежденных корабля общим водоизмещением 17 тыс. т. Имел 2-й результат среди германских асов подводной войны. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами и Бриллиантами. Погиб в результате ошибки часового на берегу, не расслышавшего пароль и выстрелившего в офицера.

Топп Эрих  (02.07.1914  – 26.12.2005)
Капитан 2-го ранга. С 1940 г. командовал подлодкой «U-552», которая атаковал конвой НХ-156. Потопил эсминец США «Ройбен Джеймс». В конце 1941 г. ушел в  плавание в район Азорских островов. Совершил 13 боевых походов. За время войны потопил 35 торговых судов, водоизмещением 197 тыс. т. и повредил 4 судна водоизмещением 32 тыс. т.  Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами.

Либе Генрих (29.01.1908 – 27.07.1997)
Капитан 2-го ранга.  С 1931 г. служил на линкоре «Шлезвиг-Гольштейн». В 1935 г. переведен в подводные силы.  В 1936-1938 гг. командовал подлодкой  «U-2». В 1938 г. получил лодку «U-38», на которой совершил 9 походов, проведя в море в общей сложности 333 суток. Потопил пароход «Манаар» водоизмещением 7 тыс. т. В 1941 г. у берегов Африки потопил 8 судов водоизмещением 47 тыс. т. Совершил 9 боевых походов. Всего за время военных действий  потопил 34 корабля общим водоизмещением 187 тыс. т. и повредил 1 корабль водоизмещением 3,7 тыс. т. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями.

Шютце Виктор  (16.02.1906 – 23.09.1950)
Капитан 1-го ранга. В 1925 г. поступил на флот кадетом, через четыре года был произведен в лейтенанты. Служил на торпедных катерах. В  1935 г. переведен в подводный флот. Командовал подводными лодками «U-19»  и  «U-11». В 1939 г. назначен командиром подводной лодки «U-25», на которой совершил 3 похода, проведя в море 105 суток. С 1940 г. командовал подлодкой «U-103». На этой лодке провел 4 похода, длительностью 201 сутки. Всего совершил 7 боевых походов. За время военных действий потопил 35 кораблей общим водоизмещением 180 тыс. т. и повредил 5 кораблей водоизмещением 14 тыс. т. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями.

Гюнтер Прин
Как бы ни было обидно Кречмеру, но именно Гюнтер Прин был подводным асом № 1. В то время, когда «молчаливый Отто» ещё бороздил на U-23 Северное море, Прин уже являлся героем Фатерлянда. Войдя в Скапа Флоу в ночь с 13 на 14 октября 1939 года одним из немецких командиров подлодок, он вышел оттуда мировой знаменитостью — «Быком Скапа Флоу». И хотя потопление линкора «Ройал Оук» не нанесло большого ущерба Королевскому флоту, оно стало звонкой пощёчиной Великобритании. «Владычица морей» была в шоке. Как писал Уинстон Черчилль, «этот эпизод, который можно с полным основанием рассматривать, как воинский подвиг командира немецкой подлодки, потряс общественное мнение».

Прин был очень честолюбив. Среди командиров «семёрок» он одним из первых получил Железный крест II класса. Затем последовал Рыцарский крест — за подвиг в Скапа Флоу. А годом спустя Прина первым наградили Дубовыми листьями к нему за потопление 200 000 брт. Правда, в реальности успехи были скромнее — 138 904 брт.

Но к 6 декабря 1940 года «Молчаливый Отто» сравнялся по результативности с «Быком Скапа Флоу», а затем обошёл его. Причиной тому стала разница в успехах ноябрьского похода обоих асов. Если U-47 в нём больше повреждала, чем топила, то U-99 отправила на дно 34 291 брт (в заявке Кречмера 34 902 брт). Таким образом, Кречмер выиграл пари, предложенное Йоахимом Шепке ему и Прину: ужин тому, кто первым наберёт 250 000 брт. Теперь он стал самым результативным асом.

В своём последнем походе три приятеля продолжили соревнование. Шепке ничего не потопил и погиб. О результате Кречмера упоминалось выше. А что же Прин?

«Бык Скапа Флоу» действовал успешно. 26 февраля 1941 года он доложил о потоплении 22 000 брт. В тот день U-47 торпедировала четыре судна из ордера конвоя ОВ-290, но лишь три из них пошли на дно. Поэтому реальный результат составил 11 887 брт. Спустя двое суток Прин потопил ещё одно судно на 4 223 брт, а 7 марта, перед своей гибелью, он преподнёс подарок своему другу Отто — самую большую в мире норвежскую китобойную плавбазу «Терье Викен» на 20 638 брт.

U-47 успешно атаковала конвой ОВ-293 в 05:05. Плавбаза получила в правый борт два «угря». Приблизительно в 07:00 Кречмер заметил «Терье Викен» и произвёл по ней залп двумя торпедами. Лишь одна из них попала в цель, продырявив левый борт. Так как плавбаза не затонула, «молчаливый Отто» продолжил охоту на конвой, решив, что огромное судно можно добить позже. Но вернуться к нему помешал британский эсминец, который загнал  U-99 под воду и атаковал глубинными бомбами. Когда лодка всплыла, то плавбазу не обнаружила.

Во многих справочниках победа над ней записана за Кречмером, хотя это весьма сомнительно. Несмотря на то, что он стрелял по ней последним, «Терье Викен» продержалась на плаву ещё двенадцать часов и лишь потом затонула. Таким образом, успех в потоплении данного судна принадлежит в равной степени как U-99, так и U-47. Но последней обычно приписывают лишь повреждение плавбазы, что выглядит несправедливо.
Результат последнего похода -47 составил 16 310 брт. Таким образом, прежде чем пропасть без вести 7 марта 1941 года, Прин довёл свой общий счёт до 162 769 брт. В послевоенном пересчёте он занял девятое место в списке подводных асов Третьего Рейха.

Подводники Италии

Карло Фечиа ди Коссато (25.10.1908 — 27.08.1944)
Капитан 2-го ранга. В 1928 году он окончил Военно-морскую академию, служил на подлодках. В начале войны командовал подводными лодками «Ciro Menotti», и «Tazzoli». В 1941 году за один поход потопил три крупных транспорта противника. В 1942 году за два месяца  похода уничтожил 6 кораблей союзников, а в следующие два месяца – еще 4. В 1943 году, после подписания Италией перемирия, перешел с подводного флота командующим эскадры торпедных катеров, на которых уничтожил еще 7 кораблей, но уже немецких. Совершил 10 боевых походов на подлодке. Потопил 16 кораблей союзников общим водоизмещением в 86 тыс. т. Награжден Рыцарским Крестом Железного Креста и Золотой медалью Военной Доблести.

Джанфранко Гаццана Приароджа (30.08.1912 — 23.05.1943)
Корвет-капитан. В 1935 году после окончания Военно-морской академии получил назначения на тяжёлый крейсер «Тренто», а затем перевелся в подводный флот. Служил старпомом на подлодке «Доменико Миллелире», после командовал подводными лодками «Archimede» и «Leonardo da Vinci». За один поход сумел потопить 6 кораблей общим водоизмещением 58,9 тыс.т. Всего совершил 11 боевых походов и потопил 9 транспортных кораблей союзников общим тоннажем в 76,4 тыс.т. 23 мая 1943 года подлодка «Leonardo da Vinci» была потоплена вместе со всем экипажем в 300 милях к западу от мыса Финистерре кораблями Королевского военно-морского флота. Джанфранко Гаццана Приароджа был посмертно награждён итальянской золотой медалью «За воинскую доблесть», а также Рыцарским крестом Железного креста.

Подводники СССР

Результативность советских командиров подлодок определялась, в отличие от всего мира, не в потопленном тоннаже, а в количестве потопленных кораблей. Не трудно предположить, что делалось  это советской идеологической машиной для завуалирования низкой эффективности подводного флота в сравнении с другими странами. Ведь очевидно, что  уничтожение крейсера или крупного транспорта и торпедного катера или тральщика имеет большую разницу, как в размере ущерба нанесенного противнику, так и в значении корабля для флота врага. Однако комиссары этой разницы «не видели». Поэтому сравнивали 13 заявленных кораблей  Ивана Травкина (командир ПЛ Щ-303, К-52, Балтийский флот) с количеством потопленных кораблей асов подводной войны других стран. И действительно, 13 потопленных кораблей Травкина не так «грустно» смотрятся в сравнении  с 16-19 кораблями потопленными англичанами или американцами. Правда, официально Травкину было засчитано 7 потопленных кораблей, хотя фактически он потопил 1 транспорт в 1,5 тыс. т. Исходя из этого, ниже приведем рейтинг советских командиров подлодок в сопоставимых единицах измерения, в тоннаже потопленных кораблей. Естественно, что он абсолютно не совпадает с десятками лет навязываемой нам советской военной статистикой.

Возглавляет список Александр Маринеско, который причинил германскому военному потенциалу  наибольший ущерб, в сравнении с другими советскими подводниками.
Маринеско Александр Иванович (02.01.1913 – 25.11.1963)
Капитан 3-го ранга. В 1933 году окончил Одесское мореходное училище и ходил третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот». В  1933 году  был направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания, которых его назначили штурманом на подлодку Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В марте 1936 года получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 — старшего лейтенанта. Окончив курсы переподготовки при учебном отряде подводного плавания,  служил помощником командира на  подлодке «Л-1», затем командиром на подлодке « М-96», экипаж которой по итогам боевой и политической подготовке в 1940 году занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта.

В октябре 1941 года Маринеско исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за пьянство и организацию в дивизионе подлодок  азартных карточных игр. В  августе 1942 года  лодка «М-96» впервые  вышла в  боевой поход. По советским отчетам потопила немецкий транспорт, по немецким данным – лодка промахнулась. В ноябре 1942 года лодка вышла во второй поход для высадки группы разведчиков. За этот поход Маринеско получил орден Ленина и звание капитана 3-го ранга. В апреле 1943 года Маринеско назначен командиром подлодки  «С-13», на которой он прослужил до сентября 1945 года. В поход подлодка вышла только в октябре 1944 года. Ей удалось повредить транспорт «Зигфрид», водоизмещением 553 т, который в отчете «вырос» до 5 тыс. т. За данный поход Маринеско получил орден Красного Знамени. С 9 января по 15 февраля 1945 года Маринеско находился в своём пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника — «Вильгельм Густлофф» (25,5 тыс. т) и «Штойбен» (16,6 тыс.т). Таким образом, Маринеско совершив 6 боевых походов, потопив два корабля общим тоннажем в 40,1 тыс. т. и повредил один водоизмещением в 553 т.

За две выдающиеся победы в январе-феврале 1945 года все члены экипажа Маринеско были удостоены государственных наград, а подводная лодка «С-13» — ордена Красного Знамени. Сам же командир лодки, попавший в опалу, своей главной награды был удостоен посмертно лишь в мае 1990 года. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза через 45 лет после окончания войны.

Августинович  Михаил Петрович (22.09.1912 – 22.09.1984)
Вице-адмирал. В 1932 году окончил  Военно-морском училище, затем Училище береговой обороны Морских Сил РККА, а в  1936 году прошел обучение в Учебном отряде  подводного плавания. Во время войны командовал подводной лодкой «К-1» на Северном флоте. Участник 13 боевых походов, провёл 172 суток в море. Выполнил одну торпедную атаку, 13 минных постановок. Уничтожил 6 транспортов и 2 боевых корабля противника общим тоннажем 18,6 тыс.т. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного знамени,  орденом Нахимова II степени, двумя орденами Отечественной войны и орденом Красной звезды.

Грищенко  Пётр Денисович (12.07.1980 – 14.01.1991)
Капитан 1-го ранга. В 1931 году окончил  Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе, служил на подводной лодке «Пантера». По окончании в 1940 году Военно-морской академии служил на подлодке «Л-3» на Балтийском флоте. Под командованием Грищенко подлодка «Л-3» совершила одну успешную торпедную атаку, а на поставленных ее минах  подорвалось 5 транспортов. В целом подлодка потопила 6 кораблей общим тоннажем в 16,4 тыс. т. Награжден  9-ю орденами, в т.ч. двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и тремя орденами Отечественной войны.

Щедрин  Григорий Иванович (01.12.1912 – 07.01.1995)
Вице-адмирал. В октябре 1942 года  организовал перевод шести подводных лодок с Тихоокеанского флота  на Северный. В число этих лодок вошла и «С-56». Переход через 9 морей и 3 океана протяжённостью около 17 тысяч миль завершился в марте 1943 года в Полярном. Под командованием Щедрина «С-56» совершила 8 боевых походов и потопила 2 транспорта и 2 боевых корабля общим тоннажем в 10,1 тыс. т. За успешное командование кораблём и проявленные мужество и героизм Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина.

Подводники США

В начале войны военная статистика ВМС США вела учет потерь противника и результативности боевых действий собственных сил по общепринятой системе – подтверждении заявлений командования своих войск. Однако такая статистика не отражала реальной картины, что негативно отражалось на планировании войсковых операций и даже справедливости награждения своих воинов. Поэтому в январе 1943 года командованием всех видов вооруженных сил США был сформирован Совместный комитет по оценке военно-морского флота (JANAC), который на основании 12 различных источников информации формировал статистические отчеты. На сегодняшний день эти отчеты считаются максимально объективными и практически не подвергались корректировки с получением новой информации. В 1947 году JANAC сформировал отчет о рейтинге  результативности командиров подлодок ВМС США. В методику расчета рейтинга были заложены не только данные о потопленном  тоннаже кораблей противника, но и их количество, время, потраченное на атаку одной цели, количество и дальность походов, количество торпед выпущенных на одну цель  и т.д. В результате оценивалось фактическое мастерство подводников, практически, исключая везение и удачу. Ниже приведены данные о подводниках возглавляющих этот рейтинг.

Ричард О’Кейн   (02.02.1911 –  16.02. 1994)
Капитан 1-го ранга. В 1934 году окончил Военно-морскую академию США. Первые годы службы провел на тяжелом крейсере «Честер» и эсминце «Пруитт». В 1938 году окончил школу подводного плавания и был назначен штурманом на подлодку «Wahoo».  С 1943 года приступил к командованию подлодкой «Tang», на которой совершил 5 боевых походов, потопив 24 корабля противника общим тоннажем в 93,8 тыс. т. В рейтинге командиров подлодок ВМС США занимает первое место по результативности. Награжден Почетной  Медалью, тремя Военно-морскими крестами и тремя Серебряными звездами.

Слейд Девилл Каттер  (01.11.1911 – 09.06.2005)
Капитан 1-го ранга. После окончания Военно-морской академии в 1935 году служил на броненосце  «Айдахо». В 1938 году закончил обучение в школе подводного плавания и с конца 1941 года командовал подлодкой «Pompano», на которой совершил три боевых похода до ее серьезного повреждения. После командовал новой подлодкой «Seahorse»,  на которой  за один боевой поход потопил 4 судна общим водоизмещением в 19,5 тыс.т. за что, получил свой первый Военно-морской крест. Всего совершил 5 походов, во время которых уничтожил 19 кораблей противника общим тоннажем в 71,7 тыс.т. Был награжден четырьмя Военно-морскими крестами и  признан вторым командиром подлодки в США по результативности.

Дадли Уолкер Мортон (17.07.1907 – 11.10.1943)
Капитан 3-го ранга. В 1930 году окончил Военно-морскую академию. До начала войны служил на крейсерах и  авианосцах, а затем на подводных лодках класса «R» и «S». В течении года на подлодке  «Wahoo» совершил 5 боевых походов, во время которых потопил 19 кораблей общим тоннажем  в 54,7 тыс.т. В 1943 году лодка с Мортоном пропала без вести. Был награжден Военно-морским крестом, тремя Золотыми звездами и Крестом за выдающиеся заслуги.

Евгений Беннетт Флэкки   (05.10.1913  — 28.06. 2007)
Контр-адмирал. В 1935 году закончил Военно-морскую академию и был направлен на службу на линкор «Nevada», затем переведен на эсминец «McCormick». В 1938 году поступил в школу подводного плавания, после окончания, которой служил на подлодках «S-42» и «Бонита».  С января 1944 года по август 1945 года командовал подлодкой  «Barb», на которой совершил 5 боевых походов, потопив 16 кораблей общим тоннажем в 95 тыс.т. В числе уничтоженных кораблей  — японские крейсер и фрегат. Награжден Почетной медалью и четырьмя Крестами военно-морского флота. В рейтинге результативности американского флота занимает четвертое место.

Сэмюэл Дэвид Дилли  (13.09.1906 – 24.08.1944)
Контр-адмирал. В 1930 году окончил Военно-морскую академию и был направлен на линкор «Nevada». Затем служил на эсминце «Rathburne». После окончания школы подводного плавания служил на различных подлодках первым помощником, а  в 1938 году был назначен командиром  старого эсминца «Reuben Джеймс». В 1941 году был переведен на должность командира подлодки «S-20».  В 1942 году получил новую подлодку «Harder», на которой совершил 6 боевых походов, потопив 16  кораблей противника общим тоннажем в 54 тыс. т.  В рейтинге результативности ВМС США занимает пятое место. Награжден Почетной медалью и Серебряной звездой.

Джозеф Инрайт  (18.09.1910 – 20.07.2000)
Капитан 2 ранга. В 1933 году он окончил Военно-морское училище в Аннаполисе и стал кадровым морским офицером. В годы войны командовал подводной лодкой «Archerfish», которая 28 ноября 1944 года обнаружила японский авианосец «Shinano»  с боевым охранением.  Авианосец  водоизмещением 71,9 тыс.т. считался самым крупным авианосцем в мире до 1961 года, когда США построили первый атомный авианосец. Инрайт атаковал авианосец четырьмя торпедами, которые попали в нос корабля. За успешную операцию был награжден Военно-морским крестом. И хотя Джозеф Инрайт не вошел в первые числа рейтинга самых результативных подводником США, эго атака считается одной из самых удачных в морских сражениях.

Оценивая результативность американских подводников нельзя не отметить и экипаж подлодки «Flasher», который под командованием двух командиров возглавляет рейтинг самой результативной подлодки ВМС США. Эта подлодка уничтожила 21 корабль противника общим тоннажем в 104,6 тыс. т. Об этих капитанах  информация ниже.

Рубен Торнтон Уитакер  (23.09.1911 – 09.10.1985)
Контр-адмирал. В 1934 году окончил Военно-морскую академию. Командовал подлодкой «Sturgeon». С 25 сентября 1943 года по 31 октября 1944 года командовал подлодкой «Flasher», на которой потопил 15 боевых кораблей и транспортов противника водоизмещением 56,4 тыс. тонн. Был награжден Военно-морским крестом и Серебряной Звездой.

Джордж Уильям Грайдер (01.10.1912 – 20.03.1991)
Капитан 1-го ранга. В 1936 году окончил Военно-морскую академию и служил на линкоре «Миссиссипи». После окончания школы подводного плавания был назначен капитаном подлодки «Skipjack». С 31 октября 1944 года по март 1946 года командовал лодкой «Flasher», на которой  потопил 6 кораблей тоннажем 43,8 тыс. т. Всего совершил 5 боевых походов. Был награжден Военно-морским крестом.

Подводники Японии

Мацумура Кандзи  (06.11.1899 – 28.11.1943)
Вице–адмирал. После окончания Военно-морской академии продолжил обучение в школе подводного плавания. С 1935 года в качестве офицера служил на подлодках. В 1940 году был назначен командиром подлодки «I-21». Участвовал в нападении на Перл-Харбор. За два боевых похода потопил суда противника общим тоннажем в 44 тыс.т. Всего  совершил 11 боевых походов и потопил 10 транспортных кораблей союзников общим тоннажем в 58,9 тыс.т. 29 ноября 1943 года подводная лодка «I-21» погибла со всем экипажем у атолла Тарава, предположительно от атаки палубного самолета «TBF Avenger» с конвойного авианосца «Chenango».
Успехи остальных подводников Японии не превышали 50 тысяч тонн.

И в заключение. Проведенный анализ боевой деятельности подводных флотов во время войны, показывает, что на долю лучших подводников, которые составляли приблизительно 2% от общей численности подлодок, приходится  около 30 % общего потопленного тоннажа кораблей. Таким образом, во время Второй мировой войны, среди всех видов вооруженных сил, именно категория «лучших подводников» оказалась наиболее результативной и эффективной. Недаром ведь именно к подводникам во всех странах относятся с наибольшим уважением и почитанием.


Рецензии