Ушла эпоха

Год такой нынче – все помирают. Столько за этот год померло, что все уже привыкли понемногу. Типа: а давай и этого, вдогонку, еще есть немного места. Пара месяцев, но за пару месяцев можно стольких уложить, сколько обычно с десяток лет в коридоре очереди дожидались. И вот еще утрата, еще один некролог, один лучше другого, и всякий раз словно последний, кажется лучше не будет, но находятся слова - слов все-таки много, на всех хватает. И всякий раз уходит целая эпоха, целый мир, и типа все вокруг на паузу становится, все только этого и вспоминают, перечитывают его произведения, пишут некрологи, воспоминания. По человечески понятно, но с другой стороны, это лишний повод задуматься над тем, как мало нас связывает. Некоторых горе сближает, а других отталкивает друг от друга. И так всегда было и будет. Вспоминаем лишь по поводу, но набор имен и портретов у каждого свой. Здесь эмоциональная составляющая, ум не при чем, но все же, близость складывается из мелочей.
Как-то в студенчестве приметил я интересную девушку с младших курсов. Умна, недурна собой, фамилия красивая. Думаю, как с ней познакомиться? Выпал случай: встретились на остановке трамвая – вместе на дискотеку, что ли ехали, с Маяковского – как сейчас помню.  Разговор о любимых писателях зашёл - нейтральный способ понять интересы друг друга.
- А ты Жванецкого читал? – она меня спрашивает.
- Нет, не читал. – отвечаю
- Как не читал, быть не может? Это очень интересный автор, очень интересный.
Чувствую, пропал у девушки ко мне интерес. Я словно потерялся для нее в сгущающихся сумерках многообещающего вечера.
Для меня и впрямь новое имя. Выпал автор из обоймы. У меня кругозор тогда был как у мыши: Камю, Фуко, Достоевский.
- Я тебе дам книгу почитать, позже. – обещает девушка,  - через неделю, она сейчас на руках.
Собственно, на этом история заканчивается. На той дискотеке девушка с моим однокурсником познакомилась, с группы историков партии, а позже замуж за него вышла. Он потом на кафедре философии специализировался. Жили, говорят, так себе,  без огонька. Деньги, все деньги решают, а у философа откуда деньги? Красивые редко так попадаются, не знаю, что там у них общего оказалось. Не на усы же она его клюнула с тельняшкой, в самом деле?
Я о Жванецком не вспоминал больше. Просто повода не было, если по телевизору видел, то переключал каналы – одно время его слишком много на экране стало – невмоготу просто.  Обходился я как-то без его искрометного юмора, без его мудрых шуток, а в двадцатом и его запихнули, в последний вагон, так сказать. Что сказать? - ушла эпоха, уехала в дребезжащем трамвайчике.


Рецензии
В советские (пробилось мною сначала слово "совесткие") времена слово "эпоха" употреблялось редко и в связи с чем-то грандиозным. Теперь слова "совесть" и "принципиальность" стали малоупотребительными. Когда начались девяностые, многие понятия стали с ног на голову, но, поскольку, мы были молодыми, а у молодых психика гибкая, то воспринимали все, как будто так и надо, либо было не до перемен, хотя перемены сначала воспринимались с восторгом, так как система социализма была с человеческим лицом, поэтому лица, которые были возле кормушки, жили, а народ кормили байками о светлом будущем, хотя многие уже тогда жили "при коммунизме", то есть работали по желанию, получали по потребностям. Правда, масштабы тогда были другими, поэтому кто-то получал бесплатно квартиры, простояв двадцать лет в очереди, отчисляя в государство налоги и вклады в пенсионное пособие, ну, хотя бы не кидали на пенсии так, как в последний раз лихо сделал фонд, обещавший золотые горы, но выдавший их только полиции, работникам пенсионного фонда и, естесно, тем, кто это затевал. Не по-бандитски своровали у людей, а благородно отжали в рамках изданного ими же закона.

Интересно, что начинаешь о словах, а переходишь на политику. Она сейчас "у всех на устах", кроме младенцев. Эти впитают в себя то, что есть, а наши переживания и воспоминания для них, как для старшего поколения "при царе".

Россия, она же Русь, Киевская Русь, СССР, СНГ, РФ, всегда населена (чуть не написала "роботами") людьми, которые свято и слепо верили в доброго царя, в хорошего бога, в ... Кажется, главе церкви сейчас не верят. Да и как верить, когда верхи религии ездят на дорогих машинах, живут в роскошных особняках, летают в частных самолетах, носят часы стоимостью в миллионы рублей. Часы-то зачем? Ну, ладно, удобно кому-то смотреть время в них, а не в телефоне. А стоимостью в несколько квартир зачем? Это ненадежно. А для этого охрана. От народа. Вдруг часы снимут и купят нуждающимся жилье. А зачем нуждающимся жилье, когда священник нуждается в часах.

В доброго царя. То Владимир Красно солнышко. Владимир Святославович, сын Святослава Игоревича. Игорь, муж Ольги, которая отомстила неразумным половцам или кому, сожгла на хрен все, что было деревянного, то бишь жилье. Влади́мир Святосла́вич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, 958 или около 956[1], Киев — 15 июля 1015[2], Берестово[2]) — князь новгородский (969—978), князь киевский (978—1015), при котором произошло Крещение Руси.

Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году принял христианство по греческому обряду, а также сделал его государственной религией Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен под именами Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко, Владимир Креститель (в церковной истории).

В былинах отождествляется с Владимиром Красное Солнышко.

Захватил киевский престол. Не будем забывать, Киев был тогда не украинским, если что, а центром всея Руси. Этот князь Владимир запретил славянам обращаться за моральной помощью к солнцу - Яриле, к богам, дающим дождь, ветер и так далее. Праздник Масленица любим? Сказку "Снегурочка". Скажите спасибо, что можно упоминать о попавших в опалу языческих богов при Владимире Красном Солнышке, запретившим обращаться напрямую к красному солнышку. И девятьсот восемьдесят восьмого года можно и нужно молиться российскому народу только Иисусу Христу, который проповедовал две тысячи лет назад в Иерусалиме. Причем боролся против действовавших тогда там властей и церквей. За правду, против убийств и воровства.

Сейчас наше высокопреосвященство занимается важными делами. Им не до бедных и сирых. Оне венчают высокопоставленных и высокообеспеченных. А обычный народ ходит в церкви, получая кратковременную психологическую помощь в виде "Бог терпел, и нам велел", мол, помучаетесь здесь, потом в рай попадете.

А Ленин-то хотел рай для всех. Для этого уничтожили царскую семью, чтоб у людей не было второго варианта власти. Убили да и все. И церкви запретили. А в конституции написали "выбор совести".

- А что такое совесть?

- Это вера. Вы можете верить хоть в кого.

Хотя сейчас любой психолог скажет, что вера и совесть - разные понятия. Кстати, верующие в разных богов люди говорят: "Бог один, веры разные". Это тема тонкая и долгая.

Интересно, что скрижали Моисея, заповеди Иисуса Христа и моральный кодекс коммунизма схожи в одном: не убий, не укради, возлюби, не возжелай и так далее.

В буддизме, исламе тоже не учат плохому. В индуизме (вид буддизма?) есть хорошее отличие: "что ты, отдав концы, не умираешь насовсем... Но если жил ты, как змея, останешься змеею". Песню Владимира Высоцкого, который тоже, в общем-то, был на стороне простого народа, хотя тоже хотел хорошо жить и ездил в "Мерседесе" в семидесятых-восьмидесятых.
Что касается миниатюры автора Олега Жилкина "Ушла эпоха". Да, ушла. Не вся еще. Но по частям уходит. ("Если бы время мельчить дробя..." Н. Асеев) По одному человеку. Но эпоха осталась в нас. Мы изучали историю. Сейчас есть все возможности восполнить пробели в сей области: интернет, википедия в т.ч., общение с людьми разных народов, книги, которые запрещены были в советские времена. Сейчас полная гласность. Все, что думают, люди пишут в интернете. Но думают они часто грубо, нецензурно, несправедливо. И в своих бедах винят Владимира не красного солнышка, которое без референдумов поменял один вид религии на другой. Винят во всем другого, современного Владимира, который прекратил гражданскую войну русского народа с чеченским народом. А это много значит. Есть русская пословица - худой мир лучше доброй ссоры.

Люди, когда вы едете сейчас в дорогих машинах, ваши жены сидят в норковых шубах, дома забитые едой холодильники, жена не знает, на какую диету сесть, чтоб похудеть, отправьте ее работать физическим трудом на воздухе и сами позанимайтесь этим же трудом, проветрятся мозги, вспомните Иосифа Виссарионовича, который не чикался ни с заворовавшимися чиновниками, ни с ворующими потихоньку и помаленьку колоски с колхозного поля крестьянами. Садил всерьез и надолго. Или расстреливал. Сейчас даны большие возможности для творчества, хотя бы эти два сайта.

Хочется закончить словами из песни Александра Розенбаума "Запахло в доме грозовым дождем, И тут Семен сказал: Мадам Ревекка, Ну, шо вы расшумелись, как паром? Я ж не прошусь к вам на закорки через реку".

Олег, большое спасибо за миниатюру. Краткость - твоя сестра. Мне бог дал сестру другую. Пиши, пиши, пиши больше и чаще. Умеешь расшевелить мозги.
Произведение понравилось. Очень. Чем? Писала сто раз. Глубиной раскрытия темы, лаконичностью и легкостью языка. И много чем другим. Ищите и обрящете.


Иринга Тулуханова   21.11.2020 06:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина. Сказать по правде, эта миниатюра моя личная попытка борьбы со штампами. На этот раз я пытался реконструировать штамп про эпоху, которая "ушла". Штамп тем удобен, что обращается к образному и символическому мышлению, вернее сказать, полностью подменяет собой всякое мышление. Судя по твоей реакции, у меня это получилось - твоя мысль оказалась разбужена и я даже не ожидал, что пробуждение будет таким ярким и бурным. Спасибо за то, что читаешь, думаешь и пишешь одновременно.

Жилкин Олег   21.11.2020 10:40   Заявить о нарушении