Октябрьская железная дорога

В этот день, 13 ноября 1851 года из Петербурга в Москву отправился первый поезд по вновь построенной Октябрьской железной дороге.

Нам говорили в школе, что в царской крепостнической России всё было плохо. Не буду говорить о крепостничестве, этом позорном явлении, но хочу обратить внимание на событие, происшедшее в ноябре 1851 года. Когда была пущена в эксплуатация самая длинная на тот момент в Европе  железная дорога между Петербургом и Москвой.

Только вдумайтесь в эти цифры: построено на магистрали около двухсот мостов, тридцать железнодорожных станций. И это при отсутствии современной техники, которую заменяли руки строителей и лошадки. И не важно, что дорогу строили девять лет с «хвостиком», главное построили и в 11 часов 15 минут 13 ноября 1851 года отправили с вокзала в Петербурге первый поезд в Москву. В пути поезд находился 21 час и 45 минут, что по современным меркам, многовато. Но то была середина девятнадцатого века, а не первая четверть века двадцать первого. Сейчас поезда могут развивать скорость и до 250 км в час.

Мне не пришлось ехать по этой дороге, но зато мне повезло находится в здании двух железнодорожных вокзалов. В 1985 году, посещая Ленинград, я проживал в гостинице на Невском проспекте, и не однократно из любопытства заходил в здание Московского вокзала. Первоначально он носил название Николаевский, по имени российского императора, потом стал Октябрьским (1925-1930 годы).

А Ленинградский железнодорожный вокзал в Москве я посещал дважды, в 1987-ом и в 1991-ом годах. Заходил туда из-за интереса, как и в два других вокзала на Комсомольской площади. Что интересно, и в здании Ленинградского вокзала в Москве, и в здании Московского вокзала в Ленинграде я ощущал дыхание того далекого времени. Обладая с детства творческим воображением, я, закрыв глаза, увидел перед собой те торжественные проводы поезда 13 ноября 1951 года в Петербурге, и не менее торжественную его встречу в Москве на следующий день. Кстати, вокзал в нынешней нашей столице тоже много раз менял своё название: Петербургский, Николаевский, Октябрьский, Ленинградский.

Говоря об Октябрьской железной дороге, протяжённостью около 650 километров, построенной, по сути, крепостными, не могу не ответить беспримерный подвиг тех же бывших крепостных крестьян, построивших в 1891-1915 годах легендарный Трансиб, протяжённостью более девяти тысяч километров от Владивостока до Москвы. Мне посчастливилось проехать в 1974-х годах по Трансибу, правда, не по всему. Но за четыре с половиной суток путешествия  увидел из вагонного окна столько интересного, сколько потом не видел нигде. Красота, как говорится, неописуемая. Это надо видеть.

Ехал я сначала до станции Сковордино, а спустя два года, ехал от неё в обратном направлении: сначала – к месту армейской службы, потом – домой в Тольятти. По понятной причине, путешествие по Трансибу мне запомнилось второе: долгожданная дорога домой. И сейчас, спустя сорок четыре года, Трансиб мне снится по ночам. Такое не забывается.

13.11.20 г.


Рецензии
В царское время строили и прочно, и красиво, и на века...
Главное- добросовестно.
Потому,что, кроме прочего, подрядчики были с именем, которым дорожили, и многие мастера были местные....
Гастарбайтеров использовали только на подсобных и черновых работах...
Спасибо, что напомнили этот важный факт ,Пётр.

Дмитрий Ковригин   26.01.2021 05:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.