Даймон Сократа. Автореферат

Если нам жизнь рассчитали по МРОТ
те, кто страну запустил в оборот,
глядя на толпы презренных рабов, –
мысль вызревает под скрежет зубов.

Где и философ вздыхает без сил,
даймон* сократовский смысл запросил,
так возникает внутри диалог,
так зарождается слово сквозь слог.

Выход наружу, казалось бы, прост,
как залихватски поднятый тост,
мысль появилась, она вознеслась,
и надо мной её сила и власть.

Мысль выполняет в мозгу аудит,
точные связи причин отследит,
разумом к сердцу желая взывать,
тонкой иронией их фильтровать.

Надо её в конденсат, в концентрат
перевести без идейных утрат.

Тут мне приходит на ум аппарат
наш – самогонный,
как образ, как вещь,
дабы стал разум
пророчески вещ.

Чу, надо мной просыпается бес,
тихо спускается с пышных небес,
и начинает ужо колдовать,
каждую вещь под своё толковать.

Всё перепутает – гений ли дух?
Мол, выбирай одного ты из двух,
ангел ли падший, встревоженный бог –
тут бы и дьявол запутаться мог.

Лучше прислушайся, что говорит
голос твой внутренний, он – апатрид,
он – твоя совесть, он чувствует зло,
что разрослось в человеках зело.

Слишком уж сложно? А вам – простоты?
Той, что над правдой пластом на пласты?
Мы не сложнее сократовских схем,
сдулся наш демон и совестью – нем.
 

  *  Древне-греческое Даймон, а по нашему — Демон, собирательное название сверхъестественных существ или Духов,
занимающих низшее по сравнению с богами положение, которые могут играть как положительную, так и отрицательную роль.
     В римской мифологии им соответствует гений, в христианстве — ангел-хранитель.

     При переводе Библии с греческого языка на церковнославянский и русский языки греческое слово демон переводилось словом бес, которым с XI века на Руси христиане собирательно называли всех языческих богов, а в английской и немецкой Библии
переводилось словом дьявол — англ. devil, нем. teufel.

     В ранней античности считалось, что даймоны могли иметь любую природу, в том числе и смешанную,
то есть могли в равной степени творить как зло, так и добро.

     Сократ писал, что им руководит «добрый демон» или гений, отвращающий ото зла, и направляющий к добру.
     У древних греков существовало также философское понятие Даймоний.
     Сократ и его последователи — Платон, стоики и другие, отождествляли с даймонием «внутренний голос» человека, его совесть.


Рецензии