Даймон Сократа. Автореферат
те, кто страну запустил в оборот,
глядя на толпы презренных рабов, –
мысль вызревает под скрежет зубов.
Где и философ вздыхает без сил,
даймон* сократовский смысл запросил,
так возникает внутри диалог,
так зарождается слово сквозь слог.
Выход наружу, казалось бы, прост,
как залихватски поднятый тост,
мысль появилась, она вознеслась,
и надо мной её сила и власть.
Мысль выполняет в мозгу аудит,
точные связи причин отследит,
разумом к сердцу желая взывать,
тонкой иронией их фильтровать.
Надо её в конденсат, в концентрат
перевести без идейных утрат.
…
Тут мне приходит на ум аппарат
наш – самогонный,
как образ, как вещь,
дабы стал разум
пророчески вещ.
…
Чу, надо мной просыпается бес,
тихо спускается с пышных небес,
и начинает ужо колдовать,
каждую вещь под своё толковать.
Всё перепутает – гений ли дух?
Мол, выбирай одного ты из двух,
ангел ли падший, встревоженный бог –
тут бы и дьявол запутаться мог.
Лучше прислушайся, что говорит
голос твой внутренний, он – апатрид,
он – твоя совесть, он чувствует зло,
что разрослось в человеках зело.
Слишком уж сложно? А вам – простоты?
Той, что над правдой пластом на пласты?
Мы не сложнее сократовских схем,
сдулся наш демон и совестью – нем.
* Древне-греческое Даймон, а по нашему — Демон, собирательное название сверхъестественных существ или Духов,
занимающих низшее по сравнению с богами положение, которые могут играть как положительную, так и отрицательную роль.
В римской мифологии им соответствует гений, в христианстве — ангел-хранитель.
При переводе Библии с греческого языка на церковнославянский и русский языки греческое слово демон переводилось словом бес, которым с XI века на Руси христиане собирательно называли всех языческих богов, а в английской и немецкой Библии
переводилось словом дьявол — англ. devil, нем. teufel.
В ранней античности считалось, что даймоны могли иметь любую природу, в том числе и смешанную,
то есть могли в равной степени творить как зло, так и добро.
Сократ писал, что им руководит «добрый демон» или гений, отвращающий ото зла, и направляющий к добру.
У древних греков существовало также философское понятие Даймоний.
Сократ и его последователи — Платон, стоики и другие, отождествляли с даймонием «внутренний голос» человека, его совесть.
Свидетельство о публикации №220111300682