Уборка картофеля

 Это про эту картину французского живописца Ляппажа, наш русский художник Иван Крамской высказался-" ...вычурно, деланно, неестественно".
 И какое ему дело Ивану? Разве его салонные работы, сделанные чисто для кармана, намного лучше в смысле морали? Половина из них сделано чисто для кармана.
 Француз верен своей теме, видно что появилась скромная тропка успеха- картины брали.
 И он добросовестно разрабатывает такую прекрасную тему- тему человеческого труда, самого чистого и возвышенного - крестьянского.
  Общий коллорит картины тепловатый, как тепл сам картофель. Собранный урожай греет человеческую душу- можно жить, есть что поесть.
 Конечно хватает и прохладных и нейтральных тонов.
 Ну дальнее  небо прохладно, это понятно, ибо погода сентябрьская с ветерком, порывы ветра на небо нагнали небольшие тучки.
  На переднем плане перед нами прекрасная французская крестианка. Она внимательно, аккуратно, самостоятельно высыпает собранный картофель из корзины в холщёвый мешок.
 Признаюсь читатель мне эта процедура весьма и весьма знакома. И я её проделывал многократно и я убирал свой картофель, картофель, который я сам сажал, выращивал и убирал со своего огорода.
  Лицо  крестьянки на переднем плане картины  показано в профиль , оно  резко скуластое, тут не до салонной изящности салонной кокотки. Она скорее лицом напоминает мотыгу, - что то резкое и конкретно обозначенное. А подруга её по труду, своим лицом напоминает спелую репу или свёклу. Её нижняя часть  лица  шире верхней, - таков , создаваемый художником ракурс. Конечно чисто анатомически это невозможно . И у крестианина  и у крестианки человеческий череп,  это всё таки череп и черепная  её коробка  по факту, по любому шире и больше  её лица . Но художник хотел изобразить крестьянский типаж.  Такую вот незамысловатую простую, добрую, румяную, прямую в труде и в обиходе, честную крестьянскую девушку, крестьянскую душу так сказать.


Рецензии