Роберт Хокер. Истинное Евангелие

ИСТИННОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
Роберт Хокер (1820)

Евангелие - это славное проявление милосердия к погибшему миру, исходящее из суверенной, свободной и незаслуженной благодати Божьей и провозглашенное человечеству как совершенное спасение единственно через заслуги, праведность и смерть Господа Иисуса Христа. В этом богатом плане искупления в высшей степени выделяются поразительные особенности. Во-первых, Евангелие считает всех людей, говоря общепринятым языком, погибшими и одинаково неспособными протянуть руку помощи для достижения своего спасения. Для него это непреложный смысл Писания, что именно “когда мы были без сил и в должное время, Христос умер за нечестивых”. Обратите внимание на это выражение; не просто, когда мы были калеками или увечными в наших способностях по причине греха; не тогда, когда в нас остались некоторые силы, правда небольшие, которые при совместной работе с помощью других, могли бы обеспечить свое выздоровление; но, когда все возможные ресурсы в нас были потеряны; “без сил”; или (как нигде более сильно выражено), когда мы были совсем “мертвые по преступлениям и грехам”; как будто какая-то могучая гора обрушилась на нашу природу и сокрушила все наши силы. И этот взгляд на человечество, в котором Евангелие рассматривает нашу природу как универсально потерянную, представляет ее также как универсально недостойную во всех случаях Божественной милости.
Это составляет вторую поразительную черту в Евангелии Христа. Евангелие Господа Иисуса Христа не делает различия в предметах Своего милосердия, как если бы один человек стал более достоин благодати, чем другой. Положительный язык Писания на этот счет таков: “все согрешили и лишились славы Божией” И как бы ни было приятно естественной гордости природы, когда она в любое время, сравнивая человека с человеком, воображает себе кого-то более превосходного, чем его ближний, Евангелие не знает иного различия, кроме того, что благодать сделала среди творений с их всеобщей развращенностью. Такие мысли могут всплывать в воображении тщеславных и легкомысленных людей, которым чужда язва их собственных сердец; но они не знают, что это такое, когда они теряют само свое существование перед Богом. Должник в пятьсот пенсов или должник в пятьдесят пенсов, будучи одинаково неплатежеспособными, оба одинаково подвержены тюремному заключению; и так должно продолжаться вечно, если только благость Всемогущего кредитора не совершит акт благодати и откровенно не простит им их соответствующие долги.
Воистину, милостивый Господь своего народа, как бы ободряя самый робкий ум, когда им овладевает чувство умножающихся прегрешений, и предупреждая всякое уныние, милостиво учит в этом взгляде на несостоятельность природы, в этой самой притче о должниках, что как величие или малость долга одинаковы, как в отношении состояния ума грешника, нарушающего Божественную заповедь, так и в отношении Божественного ума, проявляющего милосердие, различие полностью лежит на стороне человека, а не на стороне Бога. “Кому мало прощается, тот мало любит.” Наша благодарность за прощение любви будет пропорциональна тому чувству, которое мы имеем о ее степени. Ибо, хотя вполне можно предположить, что все искупленные должники, когда их оковы будут разорваны и двери темницы распахнуты, будут петь “во славу и похвалу Его благодати”, которой обеспечено их спасение; но тот голос будет самой громкой нотой, чье спасение было самым милостивым, самым незаслуженным и неожиданным.
И то, что подводит итог и завершает этот законченный взгляд на Евангелие, является третьим выдающимся характером его, в дополнение к обоим этим благодатным свойствам - это та поразительная особенность, что оно всецело безусловно со стороны Бога и не требует никаких предварительных условий или ценности со стороны человека. Действительно, как показано в самом Евангелии, будет весьма благоприятно для тех, кто получает его, считать, что все они “без силы, и мертвы по преступлениям и грехам"; и имея смертный приговор в самих себе, они не могут доверять себе, но лишь Тому, Кто воскрешает мертвых. Было бы противоречием в терминах предположить, что эти люди описаны так, что они должны быть способны на нечто, чтобы помочь себе, или что в них есть что-то, что могло бы подвести их к Божественной милости. Ибо даже “покаяние и вера”, эти наиболее существенные для участия и наслаждения благословениями Евангелия качества ума (которыми все истинные ученики Господа Иисуса не могут не обладать) никогда не предполагаются как условие, которое грешник выполняет, чтобы ему было дано право на милость, но только как доказательство того, что он приведен и получил милость. Они не могут быть условиями обретения спасения, ибо, как и само Евангелие, и вера, и покаяние являются непосредственным результатом Божественного действия и даром Божьим. Та же рука, которая дарует Евангелие, дарует также веру и покаяние, иначе грешник никогда не получил бы их. Благословенный Искупитель человечества называется одновременно Творцом и Завершителем веры; и сказано, что Он возвышен, чтобы дать покаяние и отпущение грехов. И когда Его слуга, апостол, провозглашает, что верующие спасаются благодатью через веру, он так же положительно провозглашает и то, что все это есть дар Божий. Вам [говорит он] дано веровать” (Фил 1:29). Я мог бы так же легко сотворить мир, как сотворить веру или раскаяние в собственном сердце. И то и другое имеет Божественное происхождение; и подобно свету, и дождю, и росе небесной, “которые не медлят для человека и не ждут сынов человеческих”, они нисходят свыше и “нисходят от Отца светов, от Которого Одного исходит всякое благо и всякий совершенный дар".
Этот взгляд на Евангелие (и который, безусловно, является единственным истинным взглядом на него) служит для того, чтобы поместить его в тот свет, который соответствует нашим самым чистым и возвышенным представлениям о благодеяниях Божьих и отвечает всем нуждам человека. Ибо он состоит только из приглашений, обещаний, заверений и самых сильных заявлений о милосердии, сопровождаемых бесчисленными примерами тех, кто стал счастливыми его участниками, от одного конца Библии до другого. Оно как бы льстит наблюдениям, привлекает внимание и приглашает несчастных и измученных принять его в свои самые теплые объятия. И чтобы ни один грешник с разбитым сердцем не отчаивался, воображая, что он находится вне досягаемости этого богатого прилива любви и милосердие, которое течет непрерывно, не убывая; недостаточно сказать, что оно омывает берега недостойных, но оно достигает земли недостойных; не только тех, кто не сделал ничего, чтобы заслужить милосердие, но даже тех, кто сделал все, чтобы заслужить наказание. Таким образом, она поднимается выше высокого уровня воды, переступает все границы, возвышается даже над самыми высокими горами растления и демонстрирует то, что один из апостолов провозгласил, и тысячи грешников нашли это истинным, что “там, где грех изобиловал, благодать гораздо более изобиловала.”
Таково, бесспорно, положение дел по отношению к Евангелию, которое в силу безграничной степени его милосердия весьма правильно называется “неисследимым богатством Христа”; отсюда следует, что проповедовать Евангелие при любых ограничениях или оговорках, предлагая грешнику условия, составляющие его право на участие в его благословениях, значит перевернуть сам порядок Евангелия, и вместо того, чтобы предлагать спасение погибающим, значит лишь предлагать силу исцеления. Так же абсурдно было бы для врача отослать своего пациента, который страдает каким-то тяжким недугом, с рекомендацией сделать все от него зависящее в сторону своего лечения, а потом прийти к нему, чтобы закончить его; так и служитель Евангелия не может предложить грешнику, чтобы сделать его лучшим, некий способ исцеления болезни души, и тогда приходить к Господу Иисусу, чтобы Он мог исполнить его восстановление. Единственное предварительное условие - знать свое несчастье, и лекарство готово. И как Сам Господь Иисус, находясь на земле, открывая Свое поручение в назаретской синагоге, заявил, что Он был помазан благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, дать пленным освобождение, дать зрение слепым, отпустить измученных на свободу и проповедовать лето Господне: отсюда должен следовать неоспоримый вывод, что задание, которое Он Сам предназначил Своим слугам, которые служат во имя Его - это свободно и полностью проповедовать Евангелие спасения.
Поэтому я рассматриваю всю совокупность церквей Христа на земле как множество мест покоя, что были учреждены специально для этой цели, где постоянно провозглашается призыв к бедным и несчастным, усталым и обремененным прийти со своими многочисленными нуждами к Тому, кто один может удовлетворить их и дать покой их душам без денег и без цены. И совершенно очевидно, что различные таинства поклонения, которые Господь Иисус установил в Своей Церкви, предназначены для этой цели, и только для того, чтобы они могли стать столь многочисленными каналами общения между Христом и Его народом, посредством которых опустошенные, нуждающиеся, страдающие и обремененные грешники, могут принести свои нужды и заботы, свои печали и свои грехи пред Господом и получить соответствующий запас от его обильной полноты и “благодать на благодать". И если бы я пришел в церковь христиан, исповедующих вечные истины Евангелия, и не нашел бы доказательств этого, но обнаружил бы, что моральные упражнения заменяют евангельские истины: что Личность Господа Иисуса и его драгоценные служения заблудшим душам не были бы главной темой для обсуждения, я пришел бы к заключению, что ошибся в своем пути и попал в иудейскую синагогу, а не в Церковь Господа Иисуса Христа.
Мои братья в служении (если вы составляют большую часть моих читателей), я прошу вас не обижаться этим утверждением по делу, не отворачиваться от этого предмета, требующего серьезного внимания, предмета, который включает, в своих заключительных последствиях, вечное благоденствие их самих и их народа? Не воображайте, что это учение ведет к распущенности, или что какой-нибудь бедный самоуничиженный и сокрушенный сердцем грешник может принять ужасный принцип “оставаться во грехе, чтобы изобиловала благодать". Для людей, на которых и страшные угрозы закона, и сладостные приглашения Евангелия потеряли всякое свое влияние, не может быть никакого опасения. Они извращают все, что проповедуется, так же как и сами Священные Писания, на свою погибель. И разве стал бы кто-нибудь в угоду таким людям проповедовать удержанное, искаженное, наполовину проповедуемое Евангелие?
Со своей стороны, я не боюсь подражать Тому, в Чьем служении я служу, проповедуя полное, свободное и совершенное спасение единственно через заслуги, смерть и праведность Господа Иисуса Христа. И пока я следую благодати на Его пути, ибо на земле, идя по улицам Иерусалима, Он постоянно призывает грешников прийти к нему для жизни и спасения; в то время как я вижу Его глазами веры на троне славы, обращающимся к таким людям во всех концах земли, чтобы они пришли к Нему и спаслись, - каждое таинство поклонения несомненно направлено на Его непрестанные провозглашения милосердия. "Если кто жаждет и придет ко Мне, у того из чрева потекут реки воды живой". "И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! И всякий жаждущий пусть берет воду жизни даром”. Я не боюсь повторить эти славные возвещения благодати, ибо не боюсь превысить мои полномочия, объявив, что “Он может и будет до конца спасать тех, что приходят к Богу через Него"; и "приходящего ко Мне не изгоню вон".Нет, в дни Его Церкви, если бы я увидел случай более чем обычного несчастья, в каком-нибудь бедном грешнике, ненавидящем себя, который, подобно мытарю, описанному Христом, не осмеливался даже поднять глаза к небу, я бы особенно направил свое послание к нему и сказал: “тебе послано слово этого спасения”. Ибо единственное различие, известное в церкви Господа Иисуса, состоит в том, что оно проистекает из покаянного чувства убожества и веры в Божественное Милосердие. А там, где эти качества имеют преимущественное значение, самые голодные и самые алчущие Личности и праведности Искупителя должны быть обеспечены в первую очередь. Но в то время как я чувствую растущую уверенность в том, что таким образом провозглашаю спасение в соответствии с указаниями Спасителя, простите меня, если я добавлю, что я не могу не быть ужасающим образом озабочен теми, кто удерживает истины искупления ие проповедует Евангелие милости, как если бы эти вещи были товаром, а не даром божьим.
Мои бедные братья, к которым я пишу, чье сердце Господь тронул чувством греха и желанием спасения, так что к самоосуждению присоединяется всякое действие, услышьте зов благодати; и в то время как небесный голос сладко звучит: “вернитесь, отступники, и Я исцелю ваше отступничество” - пусть все ваши души откликнутся на любезное приглашение: “вот, я приду к тебе, ибо Ты Господь Бог мой”. Но я обращаюсь к Господу, ибо, я знаю, что все это останется на бумаге, если не будет направлено к сердцу свыше. Будет ли Господь милостиво благоволить исполнить мой слабый призыв Своей божественной силой и послать его в сердце какого-то несчастного, самоосужденного и отчаявшегося грешника! И если успех моего послания никогда не будет известен на земле, то он откроет новый источник благодарения и радости, когда писатель и читатель встретятся перед престолом славы, взаимно стремясь к тому, чтобы громче всех петь хвалу искупительной благодати, воздавая “спасение Богу и Агнцу".

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии