Тайна женских персонажей отечественного кино

Из всех видов искусства кинематографу отведено самое влиятельное место в современном мире, и соответственно в жизни человека.
Кино и общество находятся в постоянной связи, которая  способна передавать наши чувства и настроение,  отражать современные социальные проблемы и тенденции развития общества.
Герои фильмов — это реальные люди, наши современники. И их характер и поведение, соответствуют требованиям  современного общества, которое диктует им  жизненный сценарий.
Естественно, что стиль жизни общества сильно меняется со временем. Меняются и наши герои, а вместе с ними и мы.
Давайте попытаемся проанализировать и сравнить психологические портреты общеизвестных героинь советского и современного российского кино,  как менялся облик и роль женщины за последние 40 лет.
Хорошо видна эта трансформация на примере сравнения фильма Экипаж 1979 года с его ремейком, вышедшим в 2016 году.
Если в первом фильме яркий образ женщины в принципе отсутствует. Хотя безусловно, героини фильма женщины с сильным характером, но они все равно находятся на заднем плане. И все их поступки раскрываются только в ключе взаимодействия с мужчинами.
Там только есть одна девочка, дочь капитана, которая решила родить ребенка самостоятельно. Но ее показывают мало и главной героиней она не является.
Да и вообще её действия воспринимаются как подростковый бунт и скорей всего осуждаются. 
Типичную стратегию поведения для женщины того времени показывает нам героиня Александры Яковлевой.
 Основная цель ее жизни, это создание семьи. И она добивается своего, и ясно показывает, что продолжит работать над этими отношениями и после замужества.
 Появление в 2016 году ремейка этого замечательного фильма дало нам новых героев. Их отношения друг с другом показывают нам совершенно другой уровень развития общества.

Красивая женщина, которая в жестокой конкуренции с мужчинами осуществила свою мечту стать пилотом показала зрителю новую модель поведения.
 
Эта женщина в первую очередь живёт своими своим интересами, независимо от присутствия мужчины в ее жизни. Она способна любить и открыта для отношений. Но приоритеты у нее расставлены уже не так как у женщин советской эпохи.
 
Это хорошо показано в конфликте который произошел у нее с любимым. И это случилось не потому, что он обидел чем то ее лично, изменил или оскорбил. Конфликт произошел из за несовпадения их жизненной позиции. И для нее это было принципиально.

Впрочем,  образ деловой женщины, которая сама всего добивается через тернии к звездам уже звучал в советском кинематографе в мелодраме «Москва слезам не верит». Как и Экипаж он вышел в 1979 г, и произвел  сильное впечатление на зрителя. Это был прорыв в сознании советского обывателя! Катерину Александровну Тихомирову полюбили сразу, и все желали ей добра и радовались за нее, за ее личное женское счастье, которое она обрела.
А девиз этого фильма, «В 40 лет жизнь только начинается», посеял надежду в сердцах миллионов советских женщин, задавленных бытом и суровым общественным мнением.
Хотя, для наши современники оценивают эту  историю уже под другим углом зрения.  И если 40 лет назад главная героиня казалась эталоном женского мужества и принципиальности, а мама ее возлюбленного была абсолютным злом. То теперь все это выглядит несколько иначе. И осуждать мать парня, которого Катерина обманула в самом начале знакомства представившись дочкой профессора, будучи на самом деле деревенской девочкой живущей в общежитии, уже совсем не хочется. Ну, кому понравится стать жертвой аферистки?
Да и главной идеей  фильма о том, что в 40 лет жизнь только начинается уже никого не удивишь. Сейчас люди прекрасно себя ощущают и в 60 лет. Тем более, что ее сорокалетнее счастье опять же связано с появлением мужчины, обладающего массой комплексов и скверным характером. Современная обеспеченная женщина скорее предпочла бы свободу, чем повесить на себя такое обременение в лице выпивающего и строптивого Гоши.

Прошло время, и вот в 2000 году появляется сериал Тайны следствия.
За жизнью Марии Швецовой, старшего следователя Следственного комитета по особо важным делам, наша страна наблюдает уже 20 лет.
Решительная, смелая и в тоже время обаятельная и женственная Мария являясь хозяйкой своей жизни,  она  самостоятельно принимает решения, берет на себя ответственность не только на работе, но и в семье. Будучи предельно честной со всеми, и с коллегами и с друзьями, а так же со своими мужчинами, она не потерпит фальши и обмана по отношению к себе. Поэтому выбирает в результате свободу и одиночество.

И. наконец, вишенка на торте! Это наша великолепная и экстравагантная,  блестящая и неподражаемая Есения из сериала «Метод». Этот образ нельзя сравнить ни с кем из героинь отечественного кинематографа. По уровню  харизматичности она не уступает даже героини Квентина Тарантино из фильма «Убить Билла».
Ее одержимость работой, бесстрашие граничащие с безумием вызывают восхищение и ужас одновременно.
И невольно возникает вопрос, а может новое поколение и должно быть вот такое, склонное к риску, не отягощенное предрассудками, свободное от жажды денег, и в то же время способное любить безрассудно и откровенно.
Может мы вступаем в новую эпоху где будут цениться не деньги и комфорт, а чисто человеческие качества, любовь и преданность.


Рецензии
Всё правильно выстроили , как специалист показали женщину изнутри - всё равно одна , многодетная , суррогатная , любвиобильная , семейная или одинокая - но себя ценит . Буду читать Ваши очерки, рассказы . С мистикой не дружу , мама моя гадала на картах , чаще всего правильно говорила. Я всегда против была и думаю так и продолжать.

Юлия Тимоша   16.11.2020 18:51     Заявить о нарушении
Спасибо огромное! А насчет мистики... Я ее использую как инструмент психолога, для общения с бессознательным. Помогает при страхах и тревожности.
Желаю успеха в творчестве. Буду с удовольствием читать Ваши произведения.

Марианна Березина   21.11.2020 20:55   Заявить о нарушении