Зарисовка о Ельцовке

                Мое село родное

   У каждого человека, живущего на земле, есть своя Родина. Это в большом понимании слова. Но есть еще и малая Родина – место, где ты появился на свет. Где бы ты ни был, всегда хочется вернуться в свой дом - на свою крохотную часть огромной земли. Так устроены мы и наша память.

Если ты живешь где-то вдалеке, то невольно думаешь и представляешь, что происходит в родном крае.  Наша родина – не только земля, где ты родился, но и люди, которые тебя окружали. Земляки, которые жили и выросли в одном краю, всегда как-то желают быть ближе друг к другу. Все это происходит из-за общности места рождения – оно всего одно.
 
Для каждого из нас своя маленькая родина – священное место. Это может быть город, поселок, деревня, та улица и тот дом, где сделали свои первые шаги, сказали первое слово, узнали первые радости и первые обиды. И становится ближе, дороже понятие нашей маленькой Родины - дом наших родителей, бабушек, дедушек.
 
Волей судьбы я был заброшен в город из родного села. И сейчас хочется вырваться из шумного города в свою маленькую, уютную деревушку – Ельцовку, расположенную на подкове Чумыша. Это моя малая  Родина, которую я очень люблю и даже не представляю жизни без этого кусочка счастья. Вновь и вновь с ещё  большим удовольствием я представляю свой тихий и милый уголок, где, пожалуй, были самые замечательные мгновенья моей долгой, насыщенной различными событиями жизни.

В этом, 2020 году моя Ельцовка отмечает двухсот пятидесятилетие. Точная дата образования села не известна, конечно же, но не в этом суть.

Мне Ельцовка любима по праву,
Здесь родился, давненько живу,
Вся природа и люди по нраву,
Милой родиной, всюду зову.

Много ягод, колючий татарник,
Тучи мошек, укусы слепня,
Вдоль по речке дремучий кустарник -
Это с детства чарует меня.

Я скажу вам открыто, не скрою,
Мне по нраву деревья, кусты,
Обжигают осенней порою,
Как огонь, золотые листы…

   Почему-то вдали от малой Родины все чаще вспоминается детство, школьные друзья, походы за ягодой, грибами.

…Столько ягод под ногами,
В поле всюду - пестрота!
Напоённая снегами -
Наше диво - красота.

Я всегда думаю о малой Родине – моей Ельцовке. 
Иногда нападает грусть, и бывает одиноко, я вспоминаю окрестности села - берёзки, к которой прижимался с такой любовью, будто к матери. Чумыш, в котором проводил все летние дни, купаясь, загорая и занимаясь ловлей пескаришек. Или вспоминается двор и дом, в котором я жил, где  я всё знакомо до мельчайших деталей. Даже помню скрипучий звук закрывающейся калитки и лязг щеколды.

   Любимые березки

В течении часов, минут -
Повсюду птичьи отголоски.
Вдоль Чумыша стоят, растут,
Мои любимые березки.

Здесь много тоненьких осин,
В лесу, повдоль тропинок вольных,
Но все же больше на Руси,
Моих красавиц белоствольных.

Прижмусь к березоньке щекой,
Иль просто встану рядом,
Услышу звуки над рекой -
Как соловьи поют рулады…

 В памяти всплывают знакомые места, бьётся сердце и рвётся из груди душа.  Хочется выйти на Колокольчик, вдохнуть полной грудью чистейший, живительный воздух Родины, насыщенный запахами трав, непередаваемый аромат воды Чумыша.
Это речка моего детства, как и многих ельцовских людей.

Все это, Ельцовушка, ты!

Сижу на чумышском откосе,
Любуюсь на отблеск зари,
Домашнее дело забросив,
Стихи сочиняю свои.

Тихонечко плещется речка,
Звенит между гор и полей,
Скажу я о речке словечко -
Чумыш всех дороже, милей.

За речкой тайга голубая,
Там травы по пояс, цветы,
Здесь радость от нашего края,
Все это, Ельцовушка, ты!

Ельцовка очень красива весной. Когда смотришь на нее с горы, то видишь белопенный мир. Это цветет черемуха, яблони, сливы.  Аромат цветущей сирени чарует своим нежным запахом. В рабатках и цветниках возле домов руками заботливых хозяек высажены разноцветные тюльпаны и белоснежные нарциссы. Лес и луг радуют разноцветьем кандыков и медунниц.

Ельцовка раскинулась на обширном полуострове, окруженном Чумышом. 
Село имеет много улиц и переулков. С одной стороны реки растет огромный лес, который протянулся до Кемеровской области. С другой стороны тянутся лесостепи.
 Городские жители часто приезжают в Ельцовку, чтобы навестить своих родственников. Они с таким восторгом рассказывают про наше село и говорят, что лучшего места не найти, сравнивая верховья Чумыша с горной Швейцарией.

Среди этой красоты невольно задумываешься о том, все ли ты сделал, чтобы село стало лучше, краше? Хочется, чтобы Чумыш всегда был с прозрачной, чистой водой и никогда не пересыхал!
 
Летом я часто выхожу на берег реки, сажусь на камешек и замираю, сливаясь с природой.
Сидя на берегу, замечаю, что в камышах кто-то есть. Приглядевшись, вижу, что это дикая утка, а вокруг нее суетятся желтенькие утята. Здесь очень богат животный мир – представителей, какой только фауны не увидишь! Особенно много птиц. Есть и редкие, красно - книжные. Смотрю – на веточку ивы, склоненную над водой, присела синенькая птаха. Это оляпка - «водяной воробей», как ее называют в народе. Вдруг резко сорвалась с места, нырнув в воду. Через мгновение выскочила на камешек, держа в клювике плотвичку.

И вот, над водой мелькнула стремительная тень. Это коршун высмотрел среди камышей беспечно плещущихся утят. Резкое «кря!» матери – утки, и желтенькие комочки вмиг исчезли под водой. Коршун, лениво взмахнув крыльями, удалился прочь.

Поднимаю глаза к небу, а оно, как всегда прекрасно. Небо моей малой Родины. Нигде в мире нет такого. Доброе, бездонное, от его глубочайшей синевы кружится голова.

В Ельцовке небо в выси голубое,
И красотою блещет небосвод,
А солнце светит, ярко - золотое,
И облака, как будто ледоход.

То крупные стают, то тихо тают,
Плывут неспешно в море синевы.
У речки сел, смотрю на них, мечтаю,
Среди прибрежной, маленькой травы.

Не менее красива Ельцовка и осенью. Если смотреть на нее с окружающих гор, то бросается в глаза золото берез и осин, в контрасте с зелеными и голубыми елями, расположенными в центре села. На опустевших огородах желто-белыми пятнами красуются громадные тыквы. В палисадниках пылают поздние цветы – георгины, флоксы.
Разноцветными глазами весело глядят хризантемы, рудбекии и астры. Над заборами повесили свои огнецветные головки золотые шары.
Рябины  раскидали среди красно-фиолетовой листвы свои ярко-красные монисто, завлекая перелетных птиц. Красотища, глаз не отвести!
 
Но вместе с этой красотой в душу проникает и грусть. Грусть от уходящего тепла, прощания с любимой рекой, рыбалками и ночевками на берегу с ароматной ушицей и бесконечными разговорами…

    Прокралась в душу осень

Расшитым полушалком машет осень,
И с неба слышен журавлиный крик,
А ветер листья по аллеям носит,
И болью отдается этот миг.

У речки тихо и туман клубится,
Пленен я этой дивной красотой.
Всегда чарует осень, как царица,
Наряжена в кокошник золотой.

К воде склонили веточки ракиты,
Волной играет шалый ветерок.
Жара, купания, уже забыты,
Сентябрь войти стремится на порог.

А небо расплескалось соком звездным,
Закат, как красный лебедь, над рекой.
Вскарабкался на небо месяц поздний,
Он словно старец, сгорбленный, седой.

Прокралась в душу золотая осень,
Листочек уронила на плечо.
Грибочки видно посредине сосен,
И среди них – венерин башмачок*.

* Венерин башмачок - изумительное по красоте растение, эндемик. Цветок похож на миниатюрную женскую туфельку.

Я знаю, что куда бы ни забросила меня судьба, я навсегда буду связан незримыми нитями со своей «малой Родиной». Частичка ее будет всегда со мной. Я, как деревце, буду питаться ее силой. Думаю, что люди, которые хотя бы раз побывали в наших местах, не забудут их никогда. Не забудут наши леса, озера и реки, прекрасных, душевных людей.

       Хвалю родимые края 


Я знаю вкус меда, полыни твоей,
Ельцовка, моя дорогая,
Леса твоих гор и травинки полей,
Все это любимо,  я знаю!

В Ельцовке я вырос – родные края,
На землю гляжу я влюбленно,
Как будто судьба и надежда моя,
Относится к нам благосклонно.

Родная земля, ты дорогу дала,
А сколько людей ты вскормила!
Довольны тобою все люди села,
На подвиг народ вдохновила.

Здесь очень красиво в цветущих лугах,
Волнуют речные разливы,
Чумыш, как в расплаве, горит в берегах,
Под солнцем горячим, игривым.


(фото Попова О.В.)


Рецензии
Сергей Лукич, здравствуйте! Подписываюсь под каждым словом Ваших рецензентов. Вы правда потрясающий рукотворный памятник создали своему родному месту... Меня тронуло до глубины души, потому что я в детстве жила на улице Ельцовская и с холма смотрела на речку Ельцовка... Вот так вот названия и перетекают по наше Земле Матушке... С огромнейшим уважением и пожеланиями всего наилучшего, а самое главное - здоровья. Наталья.

Наталья Куфина   05.04.2021 09:40     Заявить о нарушении
Благодарю за комментарий, Наташа! А где такая местность есть с Ельцовками?😊

Сергей Лукич Гусев   08.04.2021 09:56   Заявить о нарушении
Это Новосибирск. У нас даже есть речка Ельцовка 1 и Ельцовка 2. Правда какой номер был у той, на которую я смотрела в детстве, я не знаю. Да и улица, на которой стояли частные дома теперь застраивается 25-этажками. Останется ли название улицы - вопрос...

Наталья Куфина   08.04.2021 11:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.