Малолетка

На берегу реки автомобиль полиции. Внизу, под крутым и высоким берегом на узкой полоске суши лежит труп. Криминалисты заканчивают свою работу. Протокол составлен. Понятые отпущены. Мёртвое тело, накрытое тканью, погружают в специальную машину и увозят. Немногочисленная толпа зевак расходится.

- Что случилось? Вы не знаете, что случилось?

- Девочка с обрыва упала. Говорят, она тут всю ночь пролежала, только утром труп обнаружили. Совсем юная девчонка, подросток. Жалко.

***
Жила-была женщина по имени Светлана, 39 лет от роду. Обычная, в общем-то, женщина, но была у неё одна особенность: она выглядела моложе. Намного моложе. Очень молодо. Очень-очень. Как самый настоящий ребёнок. Роста она была не сильно большого, но и не сказать, чтобы совсем уж маленького. И не такая уж худенькая, была в Светлане парочка лишних килограммов. И нельзя сказать, чтобы она так уж хорошо сохранилась. Были уже и морщинки, и кожа была не столь юной. Но только почему-то вот всё равно. Всё в ней убеждало, что она маленькая девочка.
   Нет, в этом, конечно, имелись свои "плюсы". Например, до 7-го класса Света ездила в общественном транспорте как дошколёнок бесплатно. Но на этом "плюсы", пожалуй, заканчивались.
   Светлана смирилась с тем, что в её почти 40 её до сих пор спрашивали, в каком классе она учится. Светлана окончила школу 22 года назад. Её дочь была студенткой последнего курса.
   Дочка....

   В 18 лет Свету изнасиловал маньяк-педофил... Маньяка поймали. На суде он признался : "Я думал, ей лет 10". Но ему дали не такой жёсткий срок, какой дали бы за малолетнюю.

   Через 9 месяцев у Светланы родилась дочь. Девочку Светины родители записали на себя, так как считали, что это позор. Ребёнок рос, и радость материнства вытесняла из души девушки воспоминание о том, что с ней случилось. Забылось и то, как в роддоме другие роженицы, даже 17-18 - летние, ходили смотреть на неё как на диковину и спрашивали, сколько ей лет...

   Светлана хотела быть юристом. Она поступила, несмотря на то, что родители советовали : "Зачем тебе в институт, иди лучше на курсы швей, это самое подходящее для тебя". Но Света хотела. В институте сначала удивлялись, но потом привыкли. Один раз только новый преподаватель зашёл в аудиторию, увидел Свету: 'А ты что здесь делаешь? Ты чья-то сестра?" Но ничего, и этот преподаватель привык.

   Все девушки из группы уже встречались с кавалерами, а Света была одна. Она говорила себе, что это не главное, зато у неё есть дочка. Но иногда находило грустное настроение, и тогда Света вспоминала того маньяка. Её чувства сменялись от ужаса и отвращения до какой-то извращённой нежности. В конце концов, она даже прониклась к нему благодарностью, ведь если бы не он, то у неё не было бы ребёнка.

   Приехала однажды дальняя родственница из деревни. Слово за слово, о том, о сём, давно не виделись, есть о чём поговорить. И вот между прочим-остальным и говорит она Светиной маме: "Света ещё школу не закончила, а я почему-то думала, она старше". Когда сказали, мол, 21 год Свете, студентка, она всплеснула руками: "Батюшки! 21год, а дитя дитём, лет 11 от силы. Это порча на ней! Она же так и замуж никогда не выйдет, да и какой из неё юрист? Хорошо, хоть младшенькая у вас есть ". Сжалось Светино сердце от обиды. Хотела сказать, что это дочка её, да промолчала.

   Замуж Светлана всё же вышла. Это был первый взрослый парень, который обратил на неё внимание. Ну, то есть как взрослый - он был моложе Светы всего на 3 года, ему было 19. Светлана была симпатичной, в общем-то, девушкой, но нравилась она только школьникам, и то даже не старшеклассникам, а ученикам этак класса 6-го. Его отговаривали, зачем, мол, тебе такая, разве нормальных девушек мало. Но он отвечал, что никто ему не нужен кроме Светы. И доченька её к нему тянулась. Сыграли свадьбу. Света с дочкой переехала к мужу. Искала подработку. По юридической специальности найти ничего не удалось. Пошла работать на конфетную фабрику. Брать её туда сначала не хотели, думали, документы подделала, еле-еле упросила. В ВУЗе перевелась на заочное. На работе сначала не верили, что ей 22, удивлялись, что она замужем и у неё есть дочка, потом привыкли. Стали опекать Светлану как ребёнка, ну да ладно. Всё хорошо было. Только бдительные соседи стали бить тревогу. Скажем, идут они с мужем за руку, или в подъезд заходят, или на балконе стоят, или с работы он её встречает, где-то он её обнимет, где-то она его чмокнет - понятно, что парень с девушкой, и живут вместе. Слышали постоянно шёпот за спиной: "Как он может? Она же ребёнок!" Приходили к ней домой, спрашивали, сколько лет, где мамка с папкой, чья сестрёнка с ними живёт. Объясняла поначалу Света, мол, они муж и жена, ей 22, мужу 19, это дочка её, 4 годика, обручальное кольцо показывала. Ей не верили:" Какой умник, кольцо ей купил, так думает, мы проверим, что ей 22!" Разозлилась Светлана: "Да кто они такие, чтоб я им что-то доказывала?!" Прогнала соседей. А те "натравили" органы опеки: "19-летний парень совращает девочку лет 11, она у него живёт, и ещё один ребёнок там, 4 года, неизвестно чей". Пришли к Светлане, выяснили, что ей почти 23, ей же и выговорили: "Не могла объяснить, что ты совершеннолетняя?" Закрыла за ними дверь Света, и долго слышала, как они ржут на лестнице, словно стоялые лошади. Муж стал стесняться такой супруги, и, в конце концов бросил Свету.

   К родителям Свете возвращаться было стыдно. Сняла комнату, но мать с отцом заявили:" Живи где хочешь, но ребёнок останется с нами. Какая из тебя мать? Позор один!".

  У Светланы началась аллергия от запаха на конфетной фабрике, пришлось уволиться. На работу по специальности не брали, несмотря на то, что она окончила ВУЗ с красным дипломом. Везде ждал похожий ответ :" У нас серьёзная организация, у нас строгие требования к внешнему виду, Вас не будут воспринимать всерьёз, Вы нам не подходите". Родители ещё поливали масла в огонь:"Говорили тебе, зря мозги сушила!"

   Светлана думала пойти хоть официанткой в ресторан. Едва зашла, услышала:"Чего тебе, малышка? Здесь не детское кафе... Какая работа?... Мы не берём несовершеннолетних!... Сколько?! Может, 11?...Да не поверим мы, что тебе 23!...Да не нужен нам твой паспорт!... Повзрослей сначала, лет через 8 приходи!... Ходит тут шпана всякая... Охрана! Не пускать больше малолеток!... "

   В конце концов она устроилась сиделкой к пожилой женщине. Это единственная работа, которую ей с большим трудом всё же удалось найти. Её подопечная, царствие ей небесное, Свету полюбила, они хорошо ладили. Бабушка по старческой забывчивости, нет-нет, да и говорила :"Вот, когда ты вырастешь, Светочка...", потом вспоминала: "Ах да, тебе же уже 24 года...".

   В Светлане бурлили силы. Она была готова к борьбе и трудностям. Она серьёзно относилась к жизни. Когда она стала взрослеть, она была готова ко всему, но только не к тому, что её не будут воспринимать всерьёз. Сначала ей говорили:" Так у всех, вот станешь старше, вот будет тебе 18, 20, 25 лет, вот тогда..." Время шло, ей исполнялось и 18, и 20, и 25, но ничего не менялось. Менялось что-то внутри неё, в её жизни, но отношение к ней оставалось неизменным.

   Светлана прошла медицинское обследование, чтобы выяснить, почему она так молодо выглядит. Но оказалось, что организм у неё совсем не молодой, биологический возраст Светы на несколько лет выше реального, паспортного.

    Светлана научилась краситься как в модных журналах, стала в той мере, в какой позволяли финансы, одеваться, беря пример со взрослых женщин. Она нашла свой стиль, стала выглядеть ухоженней. Ей стали давать 12 и даже иногда 13 лет, но это был потолок. Больше - никак.

   Света вспомнила слова родственницы о том, что на ней порча. Всплыло в памяти, как она, будучи ребёнком, расшалилась и никак не хотела успокоиться, а её мама разозлилась: "Ты никогда не повзрослеешь!". Вот она, причина Светиных несчастий. Ведь материнское слово, оброненное сгоряча, сильное. Светлана пришла к колдунье. "Вижу, женщина, порча на тебе!" - первый раз за 27 лет Светлану назвали женщиной. Это убедило её в великой магической силе колдуньи -" Принеси такую-то сумму" - сказала она. "У меня столько нет, у меня только столько-то". "Ладно, так и быть, помогу тебе за столько, уж больно ты мне нравишься". Колдунья дала Свете какие-то снадобья, заговоры и подробно объяснила, что со всем этим надо делать. Света исполнила всё в точности, но не помогло. Светлана поняла, что впустую потратила все сбережения, которые у неё были.

   Однажды девушка познакомилась с художником. Он предложил написать её портрет. Так и закрутилось на несколько лет. Кажется, это была первая настоящая Светина любовь. У Светланы оказались отличные способности к рисованию, художник учил её владеть сначала карандашом, потом кистью. Он даже нашёл ей подработку: илюстрировать книги одного начинающего автора. Это была большая удача... Художник сделал Свете предложение. Девушка не успела ответить "да" - художник умер на следующий день. Банальный аппендицит, просто не отошёл от наркоза.
   Светлана сидела на его могиле и долго молча смотрела на деревянный крест и фотографию человека, который успел стать ей очень дорогим. Она не плакала, слёз не было...

   Светлана пыталась пойти служить в армию по контракту. Хотела попросить, чтобы её отправили в горячую точку. Она просто не знала, что делать со своей бестолковой жизнью. В военкомате ей сказали категорическое "нет", иди-ка, мол, ты, девочка, домой.

   Она всегда чувствовала в себе скрытую большую силу, которой не могла найти применение. Она смутно чувствовала, что способна на большее. Ей хотелось делать что-то серьёзное, важное. Но она была всего лишь вечной маленькой девочкой.
   Карьера тоже не сложилась. Она перебивалась случайными подработками вроде мытья полов и раздачи листовок, куда брали подростков.
   А сейчас, после смерти художника, рухнула последняя надежда на счастье. Она решила покончить с собой - броситься под поезд. И почти бросилась, но в последний момент её оттолкнул мужчина. Они стали любовниками. И собутыльниками. Света приходила к нему, они вместе пили спирт. Разбавляли пополам с водой и пили. Ей, не привыкшей особо к алкоголю, поначалу было противно, потом втянулась. Часто "заглядывали на огонёк" соседские алкаши. Ему было 42, ей 33, он говорил всем, что она его внучка... В один прекрасный день его зарезали в пьяной драке.

  Светлана хотела спиться. Но для неё было проблемой самой покупать себе водку. Ей не всегда продавали, даже с паспортом.

   Женщина похоронила маму, следом ушёл отец. Дочка выросла, уехала учиться в другой город, более крупный. Приезжала к матери только на каникулы, раз в год, и то торопилась уехать поскорее. В том городе у неё своя молодая жизнь строилась, а здесь что? Мама, которая выглядит как младшая сестра? Да и поговорить особо не о чем. Не было у них сильной родственной связи, как у матери с дочерью. Света была не в курсе, что делается в дочкиной жизни, а дочка не особо интересовалась Светиной. Жалела Светлана, что дочь воспитывали, по большей части, бабка с дедом, что не настояла в своё время, не забрала девочку себе. Ну да, ничего уже не поделаешь, что пройдено, не вернёшь...

   В тот вечер Светлана шла по городу и увидела витрину с париками. Она не удержалась, зашла и попросила примерить седой парик. Увидев в зеркале даже не 39-летнюю Светлану, а женщину намного старше, она поняла, что уже не сможет снять этот парик... "Так вот из детства сразу в старость, а молодой женщиной и не была" - грустно подумала Света. Но всё же пусть лучше бабушка, чем девочка. Вот, оказывается, как всё просто-то, и почему она раньше до этого не додумалась?...
  И пусть он стоил почти всю её зарплату, она его купила. Из магазина вышла другим человеком. Наскребла в кармане остатки мелочи, и поехала на троллейбусе. Когда к ней подошла кондуктор, Света машинально собралась протянуть мелочь. "А Вы разве ещё не пенсионерка?" - прозвучал вопрос кондукторши. От неожиданности Света ничего не смогла ответить, только губы её сами собой растянулись в блаженной улыбке. Видимо, у Светланы был такой странный вид, что с женщина-кондуктор с жалостью посмотрела на неё и отошла.
   Светлане не хотелось домой. Она гуляла по городу, и знакомые с детства улицы маленького городка казались ей какими-то новыми. Она заметила, что даже прохожие смотрят на неё иначе, не так, как обычно. Светлана долго бродила по городу. Домой идти всё не хотелось. Ноги сами привели её к реке. Света походила по набережной, потом спустилась на крутой скалистый берег. Начинало темнеть, воздух был по-особенному свеж. Светлана пошла вдоль берега. "Я взрослая..." - прошептала женщина. И вдруг вспомнила, что у неё завтра день рождения. Она давно уже не отмечала свои дни рождения, и её никто не поздравлял и не дарил подарки . Вот такой подарок сама себе сделала на 40 лет. "Я -  взрослая" - повторила она звёздам. -"а-а-а-а-а..."... Её тело безжизненно распласталось внизу, на узкой каменистой полоске суши. Парик зацепился за камень и слетел. Ветер погнал этот лёгкий пучок волос к реке. Чьи-то чужие седые волосы, не имея сил сопротивляться, коснулись воды и, отдавшись на волю течения, послушно поплыли вдаль от хозяйки, которой успели прослужить лишь несколько часов, оставляя тонкие бороздки на воде...

   


Рецензии