Секрет
Но вот когда на охоте большие рыбы начинают мимикрировать, прикидываясь водорослью, камнем или дном, – возникает ряд вопросов. Насколько этично использование мимикрии на охоте, если у жертвы не остается ни одного шанса, – спрашивать не будем, этика не про это. Интереснее другое. В самом начале мимикрии не было, все по-честному: большие догоняли, малые убегали. «Бегство – лучшая стратагема».
Так продолжалось достаточно долго – пресловутый «золотой век». Но всякая история стремится к точке. Во всех древних источниках конец хорошей истории маркируется появлением неискренности, коей в Библии предшествуют искушение. Страшнее изгнания из рая для Адама и Евы был тот миг, когда они, скрываясь от лица Господа между деревьев с листьями смоковницы между ног, осознали, что именно узнали, и сколь коварен Змей. По сути, с того развода начинается новая история: печаль и меланхолию доставили в сей мир Адам и Ева.
Мимикрия – «дар» человеку Змея, другими словами, лукавству мы научились у животных, а научившись, остановиться не смогли, поскольку их опыт в этом деле колоссален – что наши пять с чем-то тысяч лет в сравненье с их миллионами. А человек – пытливое стадное животное, и Змей горазд на выдумки, оттягивает конец истории. Но ничему хорошему его история научить не может – сплошное надувательство. К истокам нужно идти, к еще неискушенным, не познавшим мимикрию рыбам, а лучше еще дальше.
Первый хищник, освоивший искусство мимикрии, получил огромное преимущество перед другими самцами: те расходовали большую часть энергии в поисках еды и сражаясь за самок. Этот же брал то и другое из засады, сэкономленную энергию тратил только на самок, и, окучивая всех, кто оказался рядом, передавал им свой хитрый ген. И самки устремились к месту засады, предпочтя истощенным в боях самцам холеную жирную сволочь. Почти все новорожденные самцы уже умели мимикрировать. Когда в приоритете решение полового вопроса, честность и благородство удел лузеров.
До середины палеозоя мимикрия в тренде, искусство перевоплощения у некоторых особей достигло совершенства, и вскоре началась деградация. Когда побеждает хитрейший, а не сильнейший, эволюция идет в минус. Еще в конце протерозоя среди самцов распространились половые извращения – первыми начали извращаться оставшиеся без самок лузеры, в начале палеозоя гомосеки появились и в среде пресыщенных, избалованных всеобщим вниманием мастеров мимикрии. Самки забили тревогу, но было поздно, началось массовое пермское вымирание: за 60 тысяч лет исчезло 96 % водных видов и 70 % наземных.
В мезозое самки решили взять инициативу в свои руки, и многие, во избежание контактов самцов друг с другом переняли их окрас и повадки. Возникла путаница – самцы по-прежнему окучивали все, что шевелилось, и самки в засаде, не различая самцов и мимикрировавших самок, тоже стали извращаться. Самцы забили тревогу, но было поздно, началось массовое пермо-триасово вымирание: и в этот раз исчезло 96 % морской фауны и 70 % сухопутных животных. Удручающе стабильная статистика – никого история не учит. Ницше назвал этот феномен «вечным возвращением того же самого».
Ницше сильный мыслитель. Чем мыслитель сильнее, тем чернее его меланхолия, – подумал Ницше, и принял свое мнение за истину. В письме к П. Гасту от 21.04.86 называет “По ту сторону добра и зла” «ужасной книгой»: она «проистекает на сей раз из моей души, – очень черная, почти каракатица». Согласно легендарному бестиарию – Ницше его читал – каракатица выделяет в качестве секрета чернила и отчаяние, образующие единую черную смесь. Говорит, окунал в эту смесь перо, когда писал “Прелюдию к философии будущего”. Так себе прелюдия, а все потому, что не знал о способности каракатицы разделять свой секрет на несколько частей, каждая из которых повторяет форму моллюска. Первая каракатица, что придумала чудесный маневр, в момент выделения секрета оказалась по ту сторону отчаяния, по сю сторону ее больше не видели. Как можно было спутать секрет головоногих с черной желчью прямоходящих, непонятно.
Прелюдию затягивать нельзя – ни с мудростью, ни с женщиной, а когда ты с женщиной, избегай разговоров о философии, не мудрствуй всуе. “Прелюдию” Ницше я бы сократил, вот это хорошо: «“Это не нравится мне”. – Почему? – “Я не дорос до этого”. – Ответил ли так когда-нибудь хоть один человек?» Sapienti sat. Почувствовать, когда достаточно, – вот главное в прелюдии. Но вот что интересно - узнай Ницше об открытии этологами фокуса каракатицы до “Прелюдии”, каким был бы состав его чернил, какого цвета была бы книга? А если можно изменить цвет книги, хотя бы мысленно, нельзя ли то же самое сделать и со временем?
Не все так просто с мимикрией. Что же касается гравюры Брейгеля, у нее стиль плаката: вот большая рыба, а вот самая большая – маленький человек с большим ножом. Клеймо на ноже выдает владельца – Филипп II Испанский, наследник императора Священной Римской империи. Брейгель плакат и создавал – картинка считывалась с первого взгляда, будила, призывала, – к чему, понятно и без слов, зачем слова, когда и так все ясно. Может, знание не то, что ищут, а то, что приходит само, как время, к примеру? Или не приходит, – допустим, травма, «the time is out of joint», – или еще что.
Свидетельство о публикации №220111400100