Картонный меч

Я живу на верхнем этаже и привыкла подниматься до квартиры на автопилоте. Однако уже на третьем пролёте поняла, что кто-то сидит у моих дверей. Это оказалась соседская девочка, четвероклассница, которая часто играла с подружками в подъезде прямо на ступеньках. Я их понимаю, сама так в детстве с друзьями делала, особенно, когда на улице становилось холодно и сыро. Здесь же всегда было тепло и много места, даже в жмурки играли. Но сейчас, похоже, меня ждали.

- Привет! Ты чего здесь сидишь?

- Грозу пережидаю.

- Какую? На улице снегопад, да и ты без пальто.

- Я домашнюю грозу пережидаю. Мои все между собой переругались, и каждый стал сам за себя. Только я ещё хотела кое о чём спросить у Вас.

- Пошли ко мне?

- Давайте лучше здесь, а то вдруг искать будут.

- Ну, хорошо. Только сумки домой занесу, - сказала я, порадовавшись про себя тому, что мои в отъезде, ужин готовить не надо, вынесла табурет и села с одного края. – Присаживайся. О чём хотела спросить?

- У меня три вопроса: один детский, один взрослый, один личный. С какого начать?

- Ого! Как тебе удобно.

- Лучше с детского.  Что такое картонный меч?

- Если ты была в театре, то, наверное, видела, что на сцене используются разные предметы, которые сделаны специально, чтобы зрителям было понятно, где и когда происходят события. При этом все понимают, что двери и стены могут быть ненастоящими, а нарисованными, например. Хороший спектакль так увлекает, что забываешь про реальность. Поэтому важно, чтобы зритель, сидящий на последнем ряду или высоко на балконе, ощущал опасность и боялся оружия в руках актёров. Для этого могут использовать картонный меч, который больше по размерам и красиво смотрится издали. Лязг металла или звуки сражения звукорежиссёр записывает заранее.

- Получается что-то, чтобы обмануть других? Тогда я совсем запуталась.

- А где ты слышала это выражение?

- Сегодня за обедом я рассказывала про школу. У нас в гостях был папин брат. Так вышло, что за вчерашнее домашнее задание по математике, которое мы решали с мамой и тётей с её работы, учительница поставила «тройку», хотя мы сделали всё правильно. Даже ответы сошлись. Дядя тут громко рассмеялся, а дедушка огорчился, затем они поспорили и поссорились. Бабушка пыталась их успокоить, но дедушка только сильнее рассердился и громко сказал, что «не надо размахивать картонными мечами своих трёх дипломов. Вы можете хоть обвешаться ими, но зачем такие нужны, если не можете свои знания применить и помочь четверокласснице», уф! – почти скороговоркой выстрелила девочка последнюю фразу.

- Ясно. Тогда ты поняла всё верно. Картонный меч – ненастоящее оружие.

- Ещё, –  тут она опять напряглась, вспоминая детали события, и произнесла. – Дядя, уходя домой сказал дедушке, что он тоже взрослый и знает, что для всех людей лучше сво-е-вре-мен-ны-е реформы сверху, чем дожидаться, когда снизу придут эти... ре... ре...

- Революции?

- Да. Вот это кто? Совсем не поняла. Почему они опасны? Они к нам в школу должны прийти?

- Нет. Это немного другое. Вот, например, вы с ребятами придумали новую игру, в которой есть много ролей и выбрали главного. Потом оказалось, что в правилах есть ошибки, которые никто не заметил. Но ваш главный или ведущий решил воспользоваться ситуацией и с помощью двух-трёх ребят постарше или своих друзей стал делать всё, чтобы роли не менялись, и он всегда выигрывал.

- Так же будет нечестно и неинтересно!

- Совершенно верно. И поэтому о том, что нужно исправить ошибки, он должен был сказать первым и предложить изменения в правилах сам.

- Это будет реформа? Сверху?

- Умница! Ведь если так не сделать, то…

- Мы не захотим играть дальше.

- Правильно. Вы просто разойдётесь по домам или будете играть в другую игру, но уже без этого хитреца и даже без его друзей.

- Значит, революция – это когда все разделятся и больше не будут вместе?

- И да, и нет. В истории бывали революции, приносившие раздоры, раскол, потери, войну и страдания, но после этого возникало совсем другая обстановка, люди начинали жить иначе, чем прежде. Но были и другие революции. С древних времён и до конца девятнадцатого века люди жили очень похоже. И вдруг, благодаря науке и изменениям в обществе, стали появляться один за другим изобретения. Паровозы, автомобили, телефоны, самолёты, радио, электричество, компьютеры, мобильные телефоны, планшеты и прочие гаджеты – трудно сегодня представить нашу жизнь без них. Мир очень серьёзно изменился.

- Значит, если ничего не менять, то придёт революция и выкинет всё старое навсегда.

- Нет. Революцию делают люди, без их желания и дел она невозможна. Иногда случалось, что целые страны и цивилизации переставали существовать, их захватывали более сильные и обновлённые государства и народы.

- Значит, мой дядя и дедушка говорили об одном и том же. Сегодня нужно учиться сильнее, чем раньше. Почему же они спорили?

- Наверное, о том, как нужно это делать.

- Вот! Это как раз мой личный вопрос. Что мне сделать, чтобы взрослые не ругались и не спорили, как мне нужно учиться? Мама хочет, чтобы я хорошо знала английский язык, тётя говорит, что нужно изучать математику и информатику – сегодня без них никуда. Дедушка хочет, чтобы я следила за своим здоровьем, занималась спортом и много читала разных книг. Дядя считает, что важно учить те предметы, которые помогут стать врачом, потому что они нужны везде, а некоторые даже получают много денег и живут богато. Бабушка хочет, чтобы я была всегда сытой и здоровой, хорошо спала, умела готовить еду и правильно одеваться, тогда у меня будет много женихов и смогу сама выбрать за кого из них лучше выйти замуж.

-  А ты чего хочешь?

- Я люблю рисовать животных, ухаживать за котиками и рыбками, бегать наперегонки собачками.

- Да. Трудная задачка, но решаемая.

- Правда?

- Начни с того, что не стоит ни с кем спорить, ведь все твои родные хотят тебе лучшего в жизни. Затем постарайся все уроки делать самостоятельно. Сначала только домашние задания, потом и дополнительно. У каждой задачи есть решение, только нужно его уметь видеть и сделать. Вот так вот постепенно ты научишься делать все задания, а решение задач и проблем будет приносить удовольствие. Ты сама не заметишь, как начнёт нравиться учёба.

- Как же мои родные?

- Во-первых, когда они увидят, что ты справляешься без них, то перестанут контролировать тебя, даже обрадуются этому. Во-вторых, в старших классах сама определишься, что тебе нравится. Пока пробуй всё и ищи.

- Вдруг я не найду то, что мне нравится, может на это не хватит всей жизни?

- В таком случае с тобой навсегда будут твои знания и то, что ты умеешь. Сделай так, чтобы твои родные тобой гордились, они и забудут про споры и ссоры.

- Спасибо Вам. Я пойду. С Вами всегда так хорошо.



Через время я услышала звуки открывающейся внизу двери.



- Это я. А?! Ходила выбрасывать картонный меч.



Хлоп!



Хорошая девочка. Надеюсь, у неё всё получится. Мне тоже в жизни везло на встречи с хорошими людьми, каждый из которых стал по-своему для меня учителем, а кто-то и наставником.



31.01.2020


Рецензии