Облако вопроса. 18 плюс

- Что вы сидите? Идите танцевать! Давайте по единой * и вперёд! Что все так смотрите? Что-то надо сказать? Хорошо. Пусть не иссякают у наших учеников умные вопросы!

- Ну, что же Вы! Договаривались, что сегодня ни слова о работе, -  пыталась защитить и вернуть атмосферу праздника молодая учительница, когда за столом она осталась вдвоём со старшей коллегой, произносившей тост.

- Мы уже пробовали. Не получается. Даже денежные штрафы вводили. Нам проще их оптом заплатить, чем совсем не говорить о работе. Некоторые, действительно, в школе проводят больше времени, чем дома. Кстати, чего не танцуешь?

- Не могли бы как-то пояснить свой тост?

- Хорошо. Умные вопросы наших учеников говорят о том, что при всём обилии информации и её источников, мы всё ещё востребованы. Это заставляет нас развиваться и быть лучше.

- Это как так?

- Конечно, если на работу ходить как на каторгу, если парты воспринимать как окопы, а место у доски как передовую, ничего хорошего не получится. Лучше тогда сразу уходить. Каждый вопрос – это ведь не просто какая-то фраза, у него своя атмосфера, в облаке которого спрятаны не только пути и плоскости ответов. Здесь важно всё: и обстановка, и интонация, с которой он был задан, и личная заинтересованность.

- Ой! Неужели так трудно ответить на вопросы детей? Взрослый всегда найдёт, что сказать или соврать. Хорошие ученики ищут ответы сами. С остальными не страшно, вряд ли они спросят что-то сложное.

- Неужели не помнишь себя в школьном возрасте? Если есть младшие братья и сёстры, подумай, часто ли они спрашивают именно то, чего хотят на самом деле? В школе ученики всегда будут пробовать учителей, на стойкость, особенно молодых, проверять на профессиональную пригодность.

- Вы так говорите, будто они, а не мы ведём уроки.

- Это напрямую зависит от того, как себя поставишь. Несколько лет назад ко мне на практику пришли два студента с истфака. *  Тогда я была руководителем гуманитарного восьмого класса. Однажды, когда один из практикантов рассказывал про оборону Севастополя во время Крымской войны,* судьбах её защитников, прозвучал странный провокационный вопрос. Был в моём классе такой невысокий ученик, похожий на ёжика, он то и спросил: "Не является ли контр-адмирал родным братом той, о которой писал в своё время великий русский поэт"? * Класс притих, ожидая реакции. Сидевший рядом со мной практикант сразу замотал головой и показал скрещённые руки перед собой. Однако его напарник, стоявший у доски, жаль, забыла имена и фамилии ребят, мельком взглянув на нас, сам дал твёрдый отрицательный ответ после короткой заминки. Этим, видимо, сорвал какой-то хитроумный план у Ёжика. Далее всё прошло легко и замечательно. После урока проанализировали и этот эпизод. Проводивший занятие, практикант сказал, что в уме прикинул разницу между событиями, она показалась ему чрезмерной, с разницей где-то в сорок лет. * Вот его друг оказался более начитанным и объяснил свой ответ тем, что родство между флотским адмиралом и танцовщицей балета – это нонсенс для того времени. К тому же он подчеркнул, что вопрос касался едкой и нецензурной эпиграммы, содержание которой, как тогда выяснилось, было знакомо всем моим восьмиклассникам. Представляешь, какого уровня вопрос задавался с возможными далеко идущими последствиями?

- Извините, но я не понимаю о чём идёт речь.

- Ну, что ж, великий и всё знающий интернет тебе в помощь. Извини, мне как-то в моём возрасте совестно тебе декламировать наизусть этот стишок. Уж лучше про другое. Тем более, что эта роковая дама полусвета увековечена в истории другим известным вопросом: "Услышу ль русской Терпсихоры душой исполненный полет"? *

- Ой! А это я, кажется, догадываюсь откуда.

- Знаешь, меня тогда эти ребята удивили своей жизненной зрелостью. Например, они считали, что оценивать нужно не только ответы учеников, но и их вопросы, считая их даже более ценными.

- Эх, почему нам об этом не говорили в вузе. Ой! Я нашла текст эпиграммы, * - краснея с каждой прочитанной строчкой, сказала молодая собеседница и быстро убрала прочь свой телефон. - Теперь понимаю о каком облаке всё время шла речь.

17.01.2020.



=======================================

* Выпить по единой (разг. фам. шутл.) – выпить по одной рюмке.

* Истфак – исторический факультет

* Крымская война – война 1853-1856 годов между Российской империей, с одной стороны, и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства, с другой. Боевые действия разворачивались в Дунайских княжествах, на Кавказе, Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке и Курилах. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму при обороне Севастополя, поэтому в России война получила название «Крымской».

* Здесь речь идёт о контр-адмирале русского флота, герое Севастопольской обороны Владимире (Владиславе – при крещении) Ивановиче Истомине (1809 - 1855), прима-балерине петербургского балета Авдотье (Евдокии) Ильиничне Истоминой (17 января 1799 - 1848) и поэте Александре Сергеевиче Пушкине (1799 - 1837)

* Эти подсчёты ни о чём не говорят. Действительно, между эпиграммой, написанной не позднее начала июля 1817 года, и войной чуть менее сорока лет. На момент написания стишка танцовщице было 16 лет, а будущему адмиралу – всего 8. Учитывая, что семьи в то время были многодетные, 8 лет разницы в возрасте вполне допустима. Однако, иная разница была очень велика. Дочь спившегося полицейского пристава, выпускница театральной школы и морской офицер, дворянин, сын судейского секретаря, находились практически на разных сторонах социальной лестницы.

* Терпсихора - в древнегреческой мифологии муза танца.

* Ровесник балерины, Пушкин, в своё время влюблённый в неё, увековечил имя Истоминой в «Евгении Онегине». Данные строки взяты из Строфы XIX Главы I знаменитого романа в стихах.

* Думаю, что пытливый читатель сам найдёт и прочтёт эту эпиграмму, а знающий вспомнит и улыбнётся.


Рецензии