История Турции часть 36

Сипахиям было предложено в 20-дневный срок со дня издания «Положения» вернуться в свои лены и жить в них. Нарушители этого постановления лишались лена. После смерти сипахия его лен должен был перейти к сыну; если сыновей было несколько, то лен передавался в коллективное владение первым трём по старшинству, остальные не получали наследства. Положение 1777 г. не дало существенных результатов. Никакими силами уже нельзя было восстановить мощь изжившей себя военно-ленной системы и построенной на её основе армии. Среди сановников, окружавших Абдул-Хамида I, были и такие, которые понимали, что без реформ в армии не обойтись. Сам султан слыл за сторонника реформ, но даже среди его великих везиров далеко не все были их сторонниками. Поэтому в общем реформы были незначительными, да и проводились крайне медленно. В период между первой и второй русско-турецкими войнами, длившийся 13 лет, только два великих везира стремились осуществить армейские реформы (Кара-везир и  Халиль Хамид-паша; первый стал-великим везиром в 1779, второй - в 1783 г.). Но даже их слабы е попытки натолкнулись на сопротивление консерваторов и янычарской вольницы. Халиль Хамид-паша издал указ, направленный на укрепление тимариотской конницы, а затем указ о чистке рядов янычар (кроме обученных частей), чтобы избавить казну от огромных расходов на выплату жалованья мнимым янычарам и укрепить дисциплину в янычарском корпусе. Наряду с этим он начал вводить в армии некоторые новшества по европейскому образцу.

Для этой цели он обратился за помощью к Франции, которая с готовностью се оказала, чтобы использовать Турцию в борьбе с противниками - Россией и Австрией. Французское правительство в 1783-1784 гг. прислало сапёров, артиллеристов, военных инженеров. Были восстановлены регулярные артиллерийские части, созданные бароном де Тоттом, но затем распавшиеся; они были увеличены с 250 чел. до двух тысяч; были обследованы и укреплены крепости (основное внимание было обращено на укрепление Очакова), было создано саперное училище, намечались и другие реформы. Некоторые преобразования проводились и во флоте, когда им командовал Гази Хасан-паша Алжирский. Ставя себе цель реорганизовать флот на европейских началах, он исходил из принципа: новый флот - новый моряк. Он реорганизовал верфи. Взяв за образец современные английские и французские боевые суда, он хотел построить 40 крупных боевых судов и большое число мелких. Для строительства судов были приглашены мастера из Англии и Франции. Но государство не располагало средствами, необходимыми для выполнения этой большой программы, и она была реализована лишь частично. Хасан-паша задумал изменить существовавший на флоте порядок, по которому семейные моряки на зиму расходились по домам, а холостые собирались в казармах в Стамбуле и бесчинствовали. На собственные средства он в 1784 г. построил в Стамбуле казарму, где готовил матросов. Противодействие противников помешало ему построить казарм ы для той ж е цели в нескольких других местах на побережье Эгейского и Чёрного морей.

В общем можно прийти к выводу, что, хотя в верхах уже начали понимать необходимость военных реформ, на практике были сделаны лишь первые шаги для их осуществления. Реформы проводились весьма осторожно и робко. Группа сановников, сторонников более решительных мероприятий, во главе с великим везиром Халилем Хамид-пашой винила в этом султана Абдул-Хамида I. По документам, обнаруженным в турецких архивах историком И.X. Узунчаршылы, эта группа задумала сместить шестидесятилетнего султана и возвести на престол его племянника Селима (будущего Селима H I), который в это время томился в кафесе. Селим слыл сторонником широких реформ. Однако заговор был раскрыт, Халиль Хамид-паша был смещен со своего поста (1785 г.), а затем казнён. По сути дела, реформы, даже куцые, не могли быть осуществлены не потому, что Абдул Хамид 1 обладал робким и нерешительным характером. Главная причина состояла в том, что реформы наталкивались на упорное сопротивление невежественных, но влиятельных сановников-консерваторов и улемов. Султан Абдул-Хамид I был прав, когда сказал однажды: «Высокопоставленные лица империи желают не больше добра своей стране, чем её враги». В рассматриваемые годы Высокая Порта столкнулась ещё с одной большой внутренней проблемой-сепаратизмом ряда крупных феодалов, который разрушал государство, усиливал финансовые трудности и препятствовал проведению военных реформ. Выше уже говорилось, что во второй половине XVIII в., в связи с ослаблением центральной власти, многие крупные феодалы-паши сосредоточили в своих руках всю власть в управляемых ими провинциях.

Вольней по личным наблюдениям констатировал: паша - это султан провинции, это неограниченный деспот, он начинает войну и заключает, мир. По словам Г. Оливье, паши с некоторых пор начали действовать настолько самостоятельно, что создали свое войско. Расходы на его содержание превышали доходы пашей, поэтому они усилили притеснение населения. Некоторые паши стали совершенно независимыми, и султан не был в состоянии их сместить или уничтожить. Феодалы сепаратисты были повсюду. Не говоря уже о Египте, Сирии, Ираке, Аравии, Курдистане, Албании, где власть султана была более или менее номинальной, они господствовали и во многих районах Анатолии и Румелии. Среди них были как старые родовитые феодалы, так и аяны. В Трабзонском и Эрзурумском районах в 70-х годах XVIII в. полным хозяином был феодал, или (как их называли в Анатолии) деребей (владетель долины) Хаджы Али-паша, в одной из областей Анатолии - Абди-паша. Из аянов-сепаратистов особую известность приобрели семьи Чаиан-оглу и Караосман-оглу. Деребей из семьи Чапанов властвовали во всей центральной Анатолии, Караосманы - в районах Манисы и Айдына. Как те, так и другие располагали значительными силами (их крупные отряды участвовали в войнах с Россией и Австрией в 1787-1791 гг.). Анатолийские деребей воевали друг с другом (например, Чапаны с Хаджы Али-пашой и др.) и этим еще более усиливали смуту в стране. Крупные сепаратисты, долгие годы враждовавшие и даже воевавшие с центральной властью, были в Румелии.

ВОЙНА ТУРЦИИ С РОССИЕЙ И АВСТРИЕЙ В 1787-1791 гг.
СИСТОВСКИЙ И ЯССКИЙ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ.

Среди них особенно выделялись своей силой и влиянием скутарийский санджакбей Кара Махмуд-паша, Али-паша в Янине, русенский аян Исмаил Тирсеникли, силистринский аян йылык-оглу Сулейман, Исмаил-бей в Сересе и др. Действия сепаратистов отвлекали силы Высокой Порты, выбывали большие расходы и без того скудных средств казны, развращающе действовали на армию, служа магнитом для дезертиров, ещё более подрывали и без того упавший авторитет центральной власти, способствовали обострению борьбы между дворцовыми группировками и пр. Несмотря на напряжённое внутреннее положение, правящие круги все же надеялись силой вернуть территории, потерянные ими в результате войны 1768-1774 гг. Самые большие усилия они прилагали, чтобы вновь захватить Крым. В ответ на их действия Екатерина II манифестом от 19 апреля 1783 г. объявила о присоединении к своим непосредственным владениям Крыма, полуострова Тамань и территории до р. Кубань. Свои действия Россия мотивировала постоянным нарушением Турцией Кючук-Кайнарджийского договора. Международная обстановка благоприятствовала России. Англия была занята войной в Америке и с Францией, Пруссия была ослаблена недавней войной с Австрией. Учтя все это, султан был вынужден дать своё письменное согласие на присоединение упомянутых территорий к России (8 января 1784 г.). Свои действия Россия мотивировала постоянным нарушением Турцией Кючук-Кайнарджийского договора. Международная   обстановка благоприятствовала России.

Англия была занята войной в Америке и с Францией, Пруссия была ослаблена недавней войной с Австрией. Учтя всё это, султан был вынужден дать письменное согласие на присоединение упомянутых территорий к России (8 января 1784 г.). Через два месяца после опубликования манифеста Екатерины II был подписан первый торговый договор между Россией и Турцией, который явился развитием соответствующих статей Кючук-Кайнарджийского договора. Новый договор разрешал свободную торговлю русских купцов и свободу их передвижения на всей территории Османской империи; предоставлял России, на основе взаимности, право наибольшего благоприятствования и её подданным те же права и привилегии, какими пользовались подданные Англии и Франции; товары, ввозимые русскими купцами в Османскую империю и вывозимые из неё, должны были только раз облагаться пошлиной в размере 3 процентов их стоимости; договор обеспечивал свободу прохода судов, направляющихся в Россию и обратно через проливы; разрешал России учреждать консульства в любом городе Османской империи и обеспечивал их охрану из янычар; предусматривал порядок разрешения споров, возникших между подданными России и Турции п других государств в пределах Османской империи, и пр. В августе 1783 г. по договору с царем Карталинским и Кахетинским Ираклием II Грузия перешла под покровительство России. Ираклий отрекся от вассальной зависимости от Ирана или иной державы, под которой можно было подразумевать лишь Турцию, и обязался за себя и за своих преемников признавать только власть императоров России.

Присоединение Крыма к России вызвало ещё большее возбуждение в турецких кругах, которые были недовольны Кючук-Кайнарджийским договором. Духовенство разжигало фанатизм населения по поводу отхода Крыма с его мусульманским населением под власть «неверного» царя и призывало к войне. Обстановка еще более накалилась в связи с тем, что в 1783 г. Россия на месте татарской дер. Ахтиар начала быстро строить порт Севастополь в качестве главной базы своего военно-морского флота на Чёрном море. По приказу Екатерины II на въездной арке в Севастополь было написано: «Ворота в Константинополь». Воинственные настроения в Турции подогревались представителями Англии, Пруссии и Голландии. Надеясь на их помощь, а также на выступление Швеции и Польши против России, Турция меняла решительную позицию. Она ещё более укрепилась в своем намерении начать новую войну с Россией после посещения Екатериной II Крыма и её встреч летом 1787 г. с австрийским императором Иосифом II. Эти действия Екатерины II были восприняты Высокой Портой как военная демонстрация (еще 18 мая 1781 г. был подписан союзный договор между Россией и Австрией о совместных действиях в случае оборонительной войны против Турции). 27 июля 1787 г. великий везир пригласил посла России в Турции Булгакова и вручил ему ультиматум, содержавший семь требований, из которых главные: 1. Дать согласие на пребывание турецкого уполномоченного в Крыму и на досмотр русских торговых судов при их прохождении через проливы (под предлогом, что они транспортируют запрещённые товары).

2. Вывести русские войска из Тбилиси и отказаться от покровительства Грузии; выдать Турции господаря Молдавии Александра II Маврокордато, нашедшего убежище в России. 3. Установить равноправие для купцов обеих стран. Не получив от Булгакова ответа, который бы их удовлетворил, сторонники немедленного объявления России войны добились в Диване принятия их требования. Посол Булгаков и девять сотрудников посольства были посажены в Семибашенный замок. 24 августа 1787 г. турецкое правительство объявило России войну. Военные действия начались в сентябре 1787 г. нападением турок на Кинбурн. План турецкого командования состоял в том, чтобы, опираясь на Очаков и Кинбурн, поднять против России ногайцев и татар на территории от Кубани до Бессарабии включительно. Однако этот замысел не удался. Отряд русских войск под командованием Суворова разгромил турецкий десант под Кинбурном. В следующем году развернулись крупные бои в Бессарабии, в районе Очакова и на Чёрном море. Англия, обеспокоенная тем, что в результате победы над Турцией в войне 1768-1774 гг. Россия стала крупнейшей черноморской державой и значительно усилила свое влияние на Балканах и Ближнем Востоке, начала сколачивать антирусский блок. Она добилась объявления Швецией войны России в июне 1788 г. и прилагала много стараний, чтобы Польша сделала тоже самое. Осложнения на северной и западной границе заставили Россию держать здесь значительную часть армии, что не могло не отразиться на южных фронтах.

Англия заключила также в апреле 1788 г. союзный договор с Голландией и в июне того же года аналогичный договор с Пруссией. Таким образом, был создан антирусский блок в составе трех названных государств. Тем не менее 1788-й год принёс России крупные победы на суше и на море. Русское войско взяло крепость Хотин (в сентябре) и Очаков (в декабре), а флот дважды нанёс крупное поражение турецкому флоту: в июне близ Очакова и в сентябре-октябре у Синопа (экспедиция адмирала А. Н. Сенявина). 9 февраля 1788 г. Австрия объявила Турции войну, и вскоре между обеими странами начались военные действия. Однако Австрии они принесли неудачи. В сентябре этого года австрийские войска численностью в 40 тыс. чел., которыми командовал сам император Иосиф И, были разгромлены у Лудоша, в Банате, 70-тысячной армией под командованием великого везира Коджа Юсуф-паши. Австрийские войска понесли большие потери, уцелевшие солдаты в панике бежали, сам император спасся чудом. Турки, однако, не развили своего успеха. Победы на австрийском фронте не компенсировали больших потерь Турции на русском фронте.

Продолжение следует...


Рецензии