Государственный музей Рийксмузеум в Амстердаме-15

Государственный музей (Рийксмузеум) в Амстердаме-15
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Наиболее ярко представлено в Рийксмузее творчество великого РЕМБРАНДТА ХАРМЕНСА ВАН РЕЙНА (1606 – 1669).
ДЕВЯТНАДЦАТЬ его произведений разных периодов дают наилучшую возможность проследить становление метода мастера.
«АВТОПОРТРЕТ» (ОК. 1628). Рембрандту было 22 года, когда он написал это полотно, но уже здесь чувствуется рука мастера: лицо скрыто в тени, взгляд, едва различаемый в тени обращен к зрителю, великолепная густая масса волос.
Рембрандт доказал, что уже в совершенстве владеет игрой светотени.
Уже в других работах молодого Рембрандта – “ПРОРОЧИЦА АННА” (предполагаемый портрет матери, 1631) и “ИЕРЕМИЯ, ОПЛАКИВАЮЩИЙ РАЗРУШЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА” (1630) – очевидны черты, определяющие его творчество: внимание к психологическому раскрытию образа и одновременно любовь к сверкающим золотом светотеневым эффектам, изображению персонажей в фантастических нарядах с обилием драгоценных украшений и тканей.
Несмотря на яркий индивидуальный почерк, творчество художника в целом отвечает духу барокко.
«КАМЕННЫЙ МОСТ» (1638Г.) Существует множество рисунков и гравюр мастера с изображением природы в разные годы жизни, но очень редко Рембрандт писал пейзажи маслом, возможно, когда у него не было заказов на портреты.
Живое воображение художника придает картине «Каменный мост» неподражаемую оригинальность по сравнению с подчеркнуто натуралистическими видами, которые были в моде у художников в то время. Рембрандт не стремится к документальной точности. Он выстраивает драматическую театральную декорацию: противостояние света и тени, происходящее на глазах у зрителя. Свет яркий, как вспышка молнии врывается в картину слева.
Над правой частью картины вместе с каналом нависает угрожающая черная туча, закрывающая половину неба.
«НОЧНОЙ ДОЗОР» (1642Г.). Вершиной в области группового портрета является самое большое и самое знаменитое полотно “Ночной дозор”. Ни одна из картин голландской школы не подвергалась стольким приключениям и превратностям судьбы, как эта.
Первоначальное название этой картины «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга», она была заказана для дома амстердамской корпорации стрелков.
Название «Ночной дозор» ввели французы, которые в начале XVIII века гораздо более интересовались произведениями Рембрандта и его последователей, чем сами голландцы. Они предполагали, что великий художник изобразил один из отрядов городской полиции, которые в XVII столетии каждую ночь объезжали Амстердам для охранения спокойствия и безопасности жителей.
Колорит картины так потемнел из-за неблагоприятной обстановки, в которой она находилась, и отсутствия всякого ухода, что такая ошибка была понятна.
Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу, в большой зал.
Затем об этом творении гения Рембрандта как будто вовсе забыли. Картина висела в плохом освещении, против камина; она подвергалась порче и от дыма, и от пыли.
Наконец, в середине 18.века, амстердамский городской совет решил реставрировать несколько картин ратуши, и поручил реставрацию живописцу ван Дейку, однофамильцу великого фламандского художника.
Этот художник был поражен оригинальностью замысла и силой исполнения одного почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми.
Вскоре он понял, почему его так пленила именно эта картина: в уголке ее он нашел знаменитое «FECIT REMBRANGT» (работал Рембрандт), подпись гениального ван Рейна.
Мало-помалу чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: реставратор узнал в ней прославленный французскими писателями «Ночной дозор».
Но каково же было его удивление, когда, окончив свою работу, он ясно увидел, что изображенная сцена происходит вовсе не ночью, а при ярком дневном освещении.
Глаза каждого человека входящего с залитой ярким солнцем улицы в темноту какого-либо помещения, в первые минуты ощущают полный мрак; затем отдельные предметы начинают проясняться, пробивающиеся лучи света отражаются на подробностях обстановки, передавая всему увиденному рельефность.
Именно в такой гамме тонов написан «Ночной дозор». Художник изобразил начало дневных учений городских стрелков, они проводились ежедневно и кончались осенью торжественным парадом. Только что раздался сигнал для сбора – барабанщик даже не успел опустить палочек своего барабана. Стрелки не позируют для парадного портрета. Они словно застигнуты врасплох. Вместо 16 заказчиков Рембрандт изобразил 34 фигуры.
В самом центре картины начальник отряда, бравый капитан Франс Баннинг Кок с булавой, - знаком своего достоинства. Он на ходу оживленно беседует с лейтенантом ван Рютенбергом. Золотистый свет, свойственный только кисти Рембрандта, весь сосредоточен на этих двух фигурах, освещенных так ярко, что от поднятой в пылу разговора руки полковника падает почти черная полоса тени на желтый кафтан собеседника.
Поток такого же света скользит по маленькой девочке, которая, вместе с двумя мальчиками, пробирается к лестнице. Эта детская группа полна юмора и грации; один из мальчуганов надел на голову огромный шлем и старается шагать как взрослый; девочка – дитя народа оглянулась на зрителей и плутовски, заразительно весело смеется.
Лучи « рембрандтовского» солнца, играя на ее белокурых распущенных волосах, на пестрых разводах ее небогатого ситцевого платья, придают ей какой-то праздничный, сказочный характер.
Впрочем, присутствие этой девочки в коллективном портрете стрелков является совершенной загадкой.
Летом 1642 года картина, стоившая своему творцу стольких трудов, была окончена и унесена из мастерской на Юденбрейдстрат.
Она как будто унесла за собой и семейное счастье художника. Над ним разразилась катастрофа, которую он мог бы предвидеть, если бы не был так увлечен работой. Саския давно хворала. Пока было возможно, она скрывала свои страдания, чтобы не беспокоить мужа и не отрывать его от любимого дела. Затем Саския окончательно слегла, а 14 июня 1642 года Рембрандт проводил тело своей неизменной подруги на кладбище Ауде-керк.
Единственным утешением и прибежищем для Рембрандта было искусство; он весь отдался ему.
К тому же жизнь не ждала. Рембрандт не мог всецело погрузиться в созерцание невозвратного прошлого. Маленький Титус рос, и надо было заботиться о нем. Заказчики напоминали о своих заказах, являлись новые.
Работа кипела в доме на Юденбрейдстрат, а с ней понемногу оттаивало сердце художника. В конце 30-ых годов романтический порыв творчества сменяется большей строгостью и реалистической простотой. Проникновенней, чем раньше, Рембрандт передает мир мыслей и чувств человека.
«ПОРТРЕТ ТИТУСА В ОБРАЗЕ МОНАХА» (1660). Любимому сыну Рембрандт посвятил целую серию портретов, выполненных в различные годы. Эту серию можно расценить как самый эмоциональный и трогательный ряд портретов во всей истории искусства.
Сердце Рембрандта было отдано Титусу потому, что он носил в себе нежное и щемящее воспоминание о Саскии, жене художника, умершей вскоре после родов в 1642 году в возрасте 30 лет.
Рембрандт как будто хочет обнять сына и защитить его красками. Известно, что у Титуса было слабое здоровье, и умер он совсем молодым.
« Синдики» (1662). Это последний групповой портрет художника.
На нем изображены должностные лица гильдии суконщиков. Они каждый год назначались бургомистром и следили за качеством производимого сукна (черного и синего).
Эта группа представляет собой срез общества деловых людей Амстердама, отличавшегося к тому же необычайной для того времени религиозной терпимостью: на картине изображены два католика, один протестант, один кальвинист и один меннонит.
В картине прекрасно передана индивидуальность каждого синдика и в тоже время передается коллективный дух корпорации.
Ракурс картины с нижней точки объясняется тем, что картина должна была висеть довольно высоко в зале резиденции синдиков, и каждому входящему казалось, что он только что прервал разговор между синдиками.
Джошуа Рейнолдс (1723-1793) писал, что Рембрандт имел в своем распоряжении только «ШЕСТЬ МУЖЧИН, ОДЕТЫХ В ЧЕРНОЕ», а создал шедевр.
На картине «ЕВРЕЙСКАЯ НЕВЕСТА (ИСААК И РЕВЕККА)» (ок. 1665), возможно, изображен сын Рембрандта Титус и его жена.
Название появилось только в 1825 году, оно произвольно, хотя и закрепилось в истории искусства.
Эта картина принадлежит к шедеврам позднего Рембрандта. Обычно художник писал их яркими и сияющими, наполненными пурпуром и золотом, охрой и коричневыми оттенками.
Традиционное название не раскрывает ее сюжета. Очевидно, он навеян библейскими образами Исаака и Ревекки, или же это парный портрет супругов.
Это, однако, не меняет идеальную и чувственную многозначительность, которая выражается в любовном прикосновении мужа или жениха и в ответном движении женщины, которая гладит его руку кончиками пальцев.
Присмотревшись к поверхности картины можно оценить поразительную и новаторскую технику исполнения этого полотна: быстрые и сильные мазки то набегают друг на друга, то образуют тонкий красочный слой красных, коричневых и золотистых тонов.
Художник как будто не только рисовал, но и лепил, располагал красочный материал слоями, сгущал и перемешивал краски, покрывал их коркой.
В 1885 году (ЧЕРЕЗ 220 ЛЕТ) ВИНСЕНТ ВАН ГОГ (1853-1890) говорил другу, с которым осматривал музей: «Я БЫЛ БЫ СЧАСТЛИВ, ОТДАТЬ ДЕСЯТЬ ЛЕТ ЖИЗНИ ЗА ТО, ЧТОБЫ ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ПОДРЯД С БУХАНКОЙ ХЛЕБА ПРОСИДЕТЬ ПЕРЕД ЭТОЙ КАРТИНОЙ».
Среди работ учеников Рембрандта, до определенной степени унаследовавших его вдохновенное мастерство, выделяется полотно “ИСААК, БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЙ ИАКОВА” (1638) ГОВЕРТА ФЛИНКА (1615 – 1660) И
КАРТИНА “ПЕЙЗАЖ С КОТТЕДЖАМИ ВДОЛЬ ДОРОГИ” (1655) ФИЛИПСА КОНИНКА.


Рецензии