Плотва

   Старость не радость.  Я устал, текучка беспрерывна. Особенно, если ты ее осознано провоцируешь.  Иногда в моих словах проскальзывает:  «Столько дел, ничего не успеваю,  зато некогда болеть, думать о здоровье, о том как продлить жизнь. Некогда по думать о том, чем бы таким  полезным и интересным заняться».  После скромных  физических нагрузок, больше всего хочется лечь и вырубиться.  Попытка  как в молодости сесть за компьютер  кончается  печально,  мышка на полу,    морда на клавиатуре,   страница  на экране забита одной буквой,    которая нажалась  мордой.
  Вчера было воскресенье. В субботу залезал на колокольню храма, который строим долго. Подвесил на пробу купленный колокол. Сто килограммов. С помощью палки и  веревки подвесил. Попробовал тихонько ударить , качнул язык,  зазвучал густой  звук, звучал  затихая долго.     Понравилось, не зря потратил сто тысяч.  Теперь с уверенностью буду мастерить капитальную подвеску, налаживать тросы и педали для звонаря.  В воскресенье утром привезли металлическую входную дверь.  Может  быть завтра буду ставить.  Если приедет мой постоянный подсобный рабочий.    Неделю назад мы с ним новой   тракторной косилкой покосили вокруг храма бурьян.  Подсушили и собрали большую копну сена. Тракторная косилка – это отдельная песня.    Спою, когда будет время.
    Сегодня отдыхаю,   собрал удочки, прицепил  лодку и поехал на речку.   Сейчас день короткий, темнеет  к шести вечера.  Это только в середине лета можно было после работы отдохнуть  и  порыбачить на вечерней  зорьке до 10 вечера.
    На реке я допустил роковую  ошибку. Обычно я снимал лодку с прицепа на дорожке и метров 10 тащил ее к воде.  Сегодня решил подвезти ее поближе к воде.   Стал подавать задом,  ни в зеркала, ни в заднее окно, не было не видно  куда я еду.    Я самонадеянно  попятился по памяти. И оказался задними колесами Нивы в воде.  А лодку с утонувшего  прицепа  можно было спихнуть прямо в воду.  Я  спихнул лодку, сел в машину, газанул, Но она, проехав пару метров,    забуксовала.   Забросала черным илом и прицеп, и лодку, и удочки.   Время было послеобеденное,  до  темноты оставалось  часа три.  Сделав еще несколько попыток выехать на берег, я понял, что  без посторонней помощи я не выберусь.   На реке никого не было.   Но сосед Анатолий,    вроде собирался   тоже порыбачить. Я принял мудрое решение,   заняться тем, зачем приехал.
Я положил в  лодку  груз, удочки, наживку,  садок для рыбы и поехал на свое место,  на котором  ловил в этом сезоне.   Часа через два в садке трепыхались   штук десять   ПЛОТВИЧЕК  общим весом  чуть меньше  килограмма.   До темноты оставалось  не более часа. Я смотал удочки и поплыл   к своей застрявшей  Ниве.  Анатоли рыбачил совсем близко. Он уже все понял. Вылез из лодки,  завел свою машину, зацепил  меня тросом,   и я  благополучно выехал на твердую землю.
   


  Однако пара  начинать   рассказ,   про  мою  любимую   рыбку.   Пойманные  сегодня  плотвички входили число тех нескольких тысяч, общим весом  не менее тонны,  которых я поймал   в этой реке за  последние сорок  лет.  С тех пор как   я купил в 1974 году избушку, в  которой сейчас сижу за компьютером.     Река Молога в нашей местности в ширину примерно  метров пятьдесят. Глубина в среднем полтора два метра. Встречаются и ямы,   и  мели.   В  сухое лето встречаются  места,  где можно перейти реку вброд.  Причем  больше половины   по вступившему из воды песку.    Иногда бывает дождливое лето, и вода в реке стоит высоко, нет никаких  песчаных пляжей,   везде у  самого берега достаточно глубоко. Тем не менее,  в любое лето на реке всегда  можно  найти местечко,   где глубина примерно метр,   есть слабое течение и чистое, твердое,  свободное от водорослей дно. А если повезет, то на дне лежат камни и  замытые песком, окаменевшие остатки  стволов деревьев.   За несколько лет в моей «коллекции» уловистых   мест  накопилось не менее десятка. 
     Раньше, живя в Москве, мы с друзьями выезжали на рыбалку, чтобы предаваться любимому   занятию  все  свободное от еды и сна время.   Когда мы стали проводить лето   в деревне, то рыбалка стала занимать два три часа в день. Потому что появились другие не менее интересные и важные дела.  У меня лично эти два три часе были посвящены рыбалке почти каждый день. 
      В молодости это, как правило,  были утренние зорьки. На реке надо было уже сидеть в лодке в нужном месте, когда утро было еще серое, а по воде струился туман.  Моя деревянная  лодка  находилась на реке все лето, Из дома я выезжал затемно.  У меня была двухколенная бамбуковая удочка  длиной три метра  легкий самодельный поплавок из пенопласта,  грузик  средняя дробина, маленький  крючок  4  мм.  Наживка – тугое тесто из заваренной в кипятке  манки.   Кормушка – мелкая авоська, в  ней увесистый камень и буханка черного хлеба.  Я опускал якорный груз с одного борта,  с  противоположного подвешивал чуть выше дна кормушку.     Течение медленно устанавливало  лодку  в устойчивое положение. Я садился верхом на сиденье, ссади якорь, спереди кормушка.  Устанавливаю поплавок так,  чтобы он тащил грузик над самым дном, иногда цепляясь этим грузиком за дно.  На крючок насаживаю  шарик из манки. И кидаю наживка рядом с бортом лодки.  Поплавок быстро «вставал» в нужное  положение и наживка начинала двигаться по дну от самой кормушки.   Если я приезжал рано, то поплавок было плохо видно.
Поклевки начинались  через несколько минут.  Сначала редко, потом все чаще. Иногда  после каждого заброса.   Тогда рыбалка продолжалась не долго.  Летом я не ловил лишнюю рыбу. Два-три килограмма, и   я сматывал удочки.  Осенью я   использовал удачу,   ловил,  пока клевало. Потом занимался заготовкой рыбы.  Вялил,  коптил.  Привозил в Москву, носил на работу, угощал своих сотрудников.
 В советские времена  у нас не было холодильников. В отпуск мы привозили крупы, тушенку, подсолнечное масло,  сахар. В деревне покупали молоко, творог, яйца, картошку. Собирали грибы, ягоды.  Моя ежедневная рыбалка была не развлечением. Я  обеспечивал свою семью качественным продуктом питания.      Я ловил разную рыбу.  Попадались подлещики, ельцы, подъязки, уклейка.  Но  в основной массе  ловилась  плотва.
    С годами я стал очень радко ходить на речку утром. Когда стал жить в деревне постоянно, то   приходилось ежедневно много работать за компьютером. С возрастом появилась усталость, бессонница.  Вечерняя рыбалка оказалась прекрасным лекарством от переутомления. Плывущим поплавок и ожидание поклевки, напрочь прогоняли все навязчивые мысли о программах, файлах, ошибках и странных результатах. Пустая голова, свежий воздух, красота и спокойствие окружающего мира вызывали ощущение полного счастья.
 
 Во всех  справочниках   плотву относят к «сорной» рабе.  Я бы  называл ее не сорной,   а непромысловой.  Потому что она занимает достойное место  в жизни огромного сообщества рыболовов – удильщиков.   
До  того как мы   укоренились    в нашей деревне, мы  проводили отпуска на разных водоемах средней полосы.  В период когда отпуск не наступил или уже  закончился,   я по выходным  ездил на водоемы ближнего и дальнего Подмосковья,   на речки, пруды, водохранилища.  И по открытой воде и по льду.   Я не припомню не одного водоема , где бы на удочку не ловилась плотва.


    Конечно, есть рыба,   поймать  которую очень  лестно.   Но  это другая история,  другой жанр.  Поймать крупную  щуку, судака, жереха, сома, леща, сазана, язя - это  здорово. Это интересно,   это прекрасно.    Но для обывателя  это  хлопотно,  затратно,  а для многих людей  нереально.    А  вот поймать и покушать   плотвичку – доступно,   реально,  под силу каждому обыкновенному человеку.     Мне приходилось вовлекать в рыбалку новичков, детей. Лучше всего  проводить мастер класс,    с маленькой   удочкой,   легкой снастью, наживкой из хлебного мякиша или теста из манки.  Всегда можно найти место,  где клюет мелкая  плотвичка.   Достаточно показать человеку  один раз как устроена снасть и как ею  пользоваться.   Самое  главное,   он должен поверить,  что мелкая плотвичка это настоящая рыба, которую интересно ловить, которую можно наловить в достаточном количестве и   пожарить, что она очень вкусная.   После первой рыбалки человек, как правило,    все это принимает как должное. И становится рыболовом!


Рецензии
В детстве нашей добычей чаще бывали "сига-барыня", так называли уклейку,
да пескари, которых налавливали метровыми куканами. Плотва, по нашему
сорожка, была редкостью. Повзрослее стали, на заводях ловили подуст, было много его. Последние годы много чего поменялось. Ротан, ёрш, мешают, пескарь почти исчез. Но зато немало и хорошо ловиться серебристый карась. Осенью на блесну
щука не редкость. О чём я? Да просто вспомнить своё захотелось, увы, уже
недоступное. Вы очень уж вкусно описали уютную речку, где отдыхает душа.
Здоровья, сил, благополучия!

Валерий Слюньков   08.04.2021 21:51     Заявить о нарушении
Валерий! Рад вашему вниманию. Легко и хорошо обсудить земные дела, а не трудное и непонятное.

Клим Ким   09.04.2021 02:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.