Что-то вспомнилось

Вот что-то вспомнилось. Поступил и начал учиться в  МИФИ я где-то в  1959 году. Тогда два основных главных здания Института находились в разных местах Москвы. Одно парадное здание - на улице Кирова, прямо напротив Малого Центрального Почтампа, рядом с китайским магазином ЧАЙ... На входных дверях этого парадного здания появилась и моя фамилия  среди  других успешно  поступивших.  Радости  моей не было предела... Просто, признаюсь, как-то  не верилось... Откроюсь, мне показалось , что я внезапно вырос где-то на метр, не меньше.  Поехал домой, не чуя ног. Надо было как-то готовиться и всё продумывать. В чём, например, возить свои тетрадки, учебники и всё остальное. Думал думал и придумал. Надо купить маленький фибровый чемоданчик с такими металическими уголками. Чемоданчик был оптимальный по размерам, не тяжёлый и прочный настолько, что я мог, вставая на него, доставать до телефона-автомата  в телефонной будке. Помню,  когда я ехал, скажем в троллейбусе у окна я выкладывал свои умные тетрадки и учебники поверх чемоданчика. Ног моих не было видно и некоторые девушки нескромно смотрели в мою сторону. Потом невольно приходилось их разочаровывать. Среди всех студентов. я, разумеется очень сильно выделялся и был замечен. Ко мне относились все очень хорошо. Я всегда был бодрым и весёлым. У меня был очень красивый голос баритон. Я всегда был запевалой. А петь в МИФИ очень любили. Учиться для большинства студентов было очень тяжело . Не все , можно сказать, и выдерживали... Первыми сходили с дистанции любители выпить. По основным предметам , т. е. математики и физики  почти каждый месяц были коллоквиумы. это такие промежуточные практико-теоретические экзамены.  В сессию преподаватели, выставляя  оценки,  часто опирались и вспоминали эти коллоквиумы.  Занятия я никогда не прогуливал. Очень любил решать задачи повышенной трудности. Это, разумеется  замечали и помнили мои преподаватели. На самих экзаменах меня конкретно спрашивали сравнительно недолго и всегда были ко мне хорошо настроены. Занятия я не пропускал и всегда старался проявить себя на них. С трудом переносил  маразматорий марксизма. Лекции эти я тоже не прогуливал. Я заметен и у этих маразматиков складывалось обо мне хорошее впечатление... Экзамены по марксизму обычно были в конце. Марксисты смотрели на мои отличные оценки по физике и математике и в каком-то автомате ставили мне отлично. Всегда вспоминая про то, что я посещаю  их все лекции. Вот так мы и жили на повышенную стипендию. Иначе бы я не выжил со своими младшими братьями.  А со второго курса я уже пошёл заниматься наукой на первой кафедре у Георгия Георгиевича Дорошенко...  Первая кафедра находилась  у метро Павелецкая на Малопионерской улице. Это было мощное довоенное здание. Институт МИФИ в своём изначальном прошлом -это Факультет Вооружения Московского Физико -Технического Института (МФТИ. Доршенко как раз и поступал туда...   Первая кафедра была на четвёртом этаже. Вот и приходилось всё время ездить Кировская - Павелецкая. Ездил бесплатно, экономил, прикидываясь последним инвалидом.  Получалось неплохо. На мало пионерской в основном были малые аудитории и читались специальные  лекции и проводились специальные занятия...  А мне надо было ещё и учиться на повышенную стипуху. Всё было... Ой как нелегко... Сам не знаю, как это я всё выдержал, стал студентом-автором двадцати двух научных работ и защитил диплом на год раньше срока... Дипломный проект мой назывался  " Спектрометр быстрых нейтронов"... 
Когда я учился у нас  в Институте, один поток, учились и китайские товарищи... Это были, можно сказать,  первые китайские ядерные физики.... Меня они заприметили и относились ко мне очень хорошо.... Чем мог я им помогал... Думаю, все они меня, такого приметного,  запомнили....
Было время, были китайцы... Всё было... Всё меняется... всё изменилось...
На Малопионерке были и очень неплохие производственные мастерские. Они так часто меня выручали и по науке и иногда по- хобби. Но главное, на заднем дворе была свалка металла и ненужных приборов... Чего только я там для себя и науки не находил. Это было счастье.  Это было счастливое время. 
Построили новое здание МИФИ на Каширке. Диплом я защищал уже там. Здание было новое, но советское... Уже другие запахи и чувства гармонии.. Что-то ушло и продолжало уходить... И вместо современного оснащения основных лабораторий и кафедр Института, построили на его территории православный храм и учредили кафедру теологии.   И вот напрашивается справедливый вопрос ...  китайские физики что-то вспоминают и спрашивают, а не является ли появление попов или служителей церкви, в МИФИ оскорблением чувств верующих и, разумеется . неверующих учёных- атеистов... ???      
  .


Рецензии