Плагиат
В мае, в коридоре военкомата толпилась гурьба мальчишек, желавших поступитьв СВУ.
Освободили комнату, дали ручки, бумагу и провели экзамен:- написать диктант и решить задачу по арифметике за 4-й класс.
Всех прошедших сквозь «сито», в августе собрали, и, под руководством офицера, отправили в г.Чкалов (ныне город Оренбург).
Приехавших 10-летних мальчишек, в большинстве своём круглых сирот из разных городов, областей и республик СССР, накормили, уложили спать и на другой день привели в актовый зал училища.
Посадили за парты Эрисмана, которые до наших дней не сохранились – деревянная скамейка с жёсткой спинкой для двух учеников, столешница с откидной крышкой и место для хранения учебников.
Раздали листки, с написанной вверху фамилией, ручку с перышком «Рондо» и снова устроили экзамен за 4-й класс.
Все говорили на русском языке - украинцы, русские, татары, белорусы, а в силу близости Оренбурга к южным республикам, приехали узбеки и таджики. Запомнился один азербайджанец с фамилией Джалил-заде.
Прошедших блиц экзамен отправили в санчасть: взвесили, измерили рост, проверили на сутулость и искривление позвоночника, определили объём легких. Усадив в специальное кресло, раскрутили и проверили вестибулярный аппарат.
Из 75 мальчишек прошедших медкомиссию была создана рота из 3-х взводов.
Построив в колонну по два, повели в городскую баню, где для всех был единый порядок - сдавали нижнее бельё и пока мылись, оно «прожаривалось» - уничтожались вши.
В каптерке, с шутками и прибаутками встречал старшина Чуркин Александр Иванович, орденоносец солдатской Славы третьей степени.
На стеллажах аккуратными стопками лежали приготовленные для нас черные брюки с красными лампасами, мундиры, гимнастерки, шапки и шинели от которых шел незабываемый для меня запах нафталина, всегда воскрешающий в памяти первые дни поступления в СВУ.
Старшина не спеша подбирал каждому, исходя из его комплекции и роста форму, с расчётом на вырост.
Первые месяцы, пока отъедались, выглядели смешными и мешковатыми.
Нам не сказали, но со временем стало известно, что наш набор 1951 года, донашивал последнюю сохранившуюся форму царских кадет Неплюевского корпуса, в стенах которого нам предстояло учиться и жить 8 лет.
В 1919 году революционная волна докатились до Оренбурга стоящего на реке Урал, между Европой и Азией.
Разогнав последние банды атамана Дутова (учившегося в свое время в
этом кадетском корпусе), местный Совет установил советскую власть и стал наводить порядок.
Имущество корпуса переписали, все учли, а форму, пошитую из шерстяной ткани, которую с аппетитом ест моль, добротно пересыпали нафталином и отправили на окружные склады на 30 лет.
Шапки были покрыты черным каракулем, а сверху, не заморачиваясь (все равно не видно), оставили нашитый красный крест оренбургских казаков.
Полное государственное обеспечение.
Запомнились слова сказанные старшиной прошедшего войну и его понимание о НАШЕМ ДОЛГЕ перед Родиной:
« … Вы теперь люди государственные, подневольные, служивые, вы инструмент в руках партии.
Вы должны безропотно исполнять любые приказы командиров.
Став офицерами у вас будут ТОЛЬКО ОБЯЗАННОСТИ, и не будет НИКАКИХ ПРАВ!
(Это им было подмечено ПРАВИЛЬНО!)
При уходе на пенсию, вам полагается лошадь и гектар земли.
Вас сейчас кормят, поят, одевают, учат наукам, танцам, языкам и прочее…
Монолог закончил словами:
Придёт время и вы должны ЗА ВСЁ ЭТО, отдать долг – СДОХНУТЬ за Родину!
Запомнилось НЕ УМЕРЕТЬ, а просторечное СДОХНУТЬ!
При создании Суворовских училищ, много хорошего было взято от старых кадетских правил и законов.
Ежегодно офицер - воспитатель на каждого суворовца, писал подробную характеристику:психическое, физическое, эмоциональное состояние, отношение в коллективе с товарищами, старшими и младшими, привычки, отрицательные и положительные стороны характера, увлечения и многое другое.
Характеристика обсуждалась с командиром роты и под роспись, в канцелярии зачитывалась суворовцу, но со временем многое отменили, а зря.
Чтобы прибывших из разных городов и сёл выровнять по знаниям, все ещё раз прошли программу 4-го класса.
Теперь мы были в так называемом 1-ом классе, а заканчивали обучение в восьмом.
В 1956 году, в Чкалове размещался штаб Южно -Уральского военного округа и типография выпускавшая небольшого формата армейскую газету «Сталинец»
В училище большая библиотека; светлый читальный зал, на столах подшивки газет, всегда помощь и совет библиотекаря.
Однажды листая подшивки газет, на последней странице, где печатают кроссворды, ребусы, немудрёные загадки прочитал слово «шарада».
Слово непонятное, встретилось впервые и представилось в образе чего – то круглого, коричневого, с короткими шипами.
В «Поединке », у Куприна А.И. описан диалог.
Поручик Николаев, готовившийся поступать в академию, спрашивает у своей жены:
- Шурочка, как перевести немецкий – соперник?
-Унзер, - быстро, тотчас же перевела Шурочка.
- Унзер- какое смешное слово. Унзер,унзер, унзер – это что – то высокое, что – то худое и с жалом. Вроде как какое – то длинное, тонкое насекомое, и очень злое»
Каждый из нас воспринимает образы через слова, по-своему.
Шарада – разновидность загадки в стихах.
Слово разбивается на слоги, имеющие смысл, самостоятельного слова.
ПРИМЕР простенькой ШАРАДЫ.
Мой первый слог – на дереве (сук)
Второй мой слог – союз.(но)
А в целом я – материя
И на костюм гожусь
«сук-но»
Шарада написанная кем-то для развлечения солдат мне не запомнилась, а только отдельные, ключевые слова.
Та- та-та-та-та -НАРЯД, …..СНАРЯД, …..ПУШКА , …. КУШКА и т.д.
Прочитав,я был удивлен сермяжности(серости, простоте) шарады.
- Читает ли редактор свою газету, печатая такую белиберду? (вздор, бессмыслицу)
А если её переписать и снова отослать в газету? Заметит ли, напечатает или нет?
Ради ЁРНИЧЕСТВА (озорства, дурачества) шараду ПЕРЕПИСАЛ слово в слово и подписался "суворовец ХАРЧЕНКО В."
Запечатал в конверт, бросил в почтовый ящик и, понимая несерьёзность всего, забыл.
Дней через 10- 12, на самоподготовке, сделав домашние задания и ожидая ужина, мои товарищи писали письма, разгадывали кроссворды, загадки.
Раздался ехидный смешок и кто – то назвав мою фамилию начал громко читать шараду, напечатанную в газете.
Не знаю, как было в реальности, но возможно дремавший от скуки дежурный редактор, увидев «мою» шараду поступившую впервые от корреспондента из Суворовского училища, не читая поставил резолюцию « В печать!», а бухгалтеру "Оплатить!"
Все посмеялись и забыли, но история на этом не закончилась и через неделю, меня удивила ещё больше.
Для меня НАЧАЛИСЬ ОТКРЫТИЯ: - за такую ерунду, над которой я смеялся, мне впервые в жизни, из редакции перечислили 25 руб.- весьма приличную сумму в ценах тех лет.
ОСОБЕННО УДИВИЛО, что писатель и артист – оказывается, это ПРОФЕССИЯ, и она оплачивается.
Мама до войны увлекалась танцами и пением.
После войны, работала на парфюмерной базе. Приходя с работы,от нее всегда приятно пахло пудрой, духами, земляничным мылом.
Порой торопясь, не поев, но приведя себя в порядок, бежала на репетицию или выступление в театре музыкальной комедии.
Я учился в 3-ем классе и со слов бабушки, старой убеждённой большевички знал, что в войне мы победили и скоро наступит коммунизм, когда « каждый будет работать - по своим способностям, а получать - по потребностям!»
Наслушавшись таких сказок, я все понял по-своему; - артисты и писатели, отпахав рабочую смену на заводе или в поле «по своим способностям »(за что они и получают деньги),а вечером играют в театре или пишут книги «по потребностям», ради своего удовольствия!
Разве можно за это ещё и платить?
В ближайшую пятницу снял с сберкнижки все деньги ( книжки у тех, кому родственники присылали 3–5 рублей на карманные расходы ).
В окружении товарищей всего взвода, отправился в училищный ларёк.
Друзья, имея в моём лице « неограниченный кредит », набрали лимонад, халву, пряники и пачки сигарет « Памир».
Говоря словами А.П.ЧЕХОВА из интересного и любимого мною рассказа « Невидимые миру слезы»:
« Восторг, с которым сопровождалась покупка, не нуждается в описании, никогда в другое время, я не имел столько доброжелателей как в этот день ».
Так, из-за своей шуточки (проверить – читает ли редактор свою газету?), с явного ПЛАГИАТА (присвоение авторства чужого творческого труда), я ТОГО НЕ ВЕДАЯ, стал литературным ВОРОМ и внештатным КОРРЕСПОНДЕНТОМ армейской газеты «Сталинец».
Диалектика познания окружающего мира, не вдаваясь в подробности, проста:
« От живого созерцания, к абстрактному мышлению и от него к практике».
ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ - чтение интересных заметок в спортивных газетах на близкую мне спортивную тему.
АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ - осмысление, размышление о прочитанном.
ПРАКТИКА - применение в жизни первых двух пунктов.
Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы подметить закономерность и понять, что в армейской газете всё пишется по определённому, не хитрому для солдат шаблону.
До начала соревнований, я мысленно проигрывал и описывал построение на стадионе, обращение начальника училища с краткой речью к участникам, ход спортивной борьбы (фантазировал), а в тексте, оставлял пробелы для будущих победителей и результатов.
С окончанием соревнований, заполнив текст, я имел готовую заметку в газету.
Запечатав конверт, бежал в редакцию газеты, где перед входом стоял большой, синий почтовый ящик.
Мои друзья, уверовав в легкий способ получения денег, пошли по проторенной мною дорожке.
В свободное время стали писать заметки, стихи, кроссворды, получать первые переводы из редакции.
Особенно ценится изложение в стихотворной форме (каждый знак – буква и пробел оплачивается в 2 раза дороже), относительно прозы.
Всё по К. Марксу – капитал, получив первую прибыль, поднимает голову, расправляет плечи и ради нее,готов пуститься во все тяжкие…
Отложив в сторону задания, забросив учёбу, мои товарищи с азартом стали подсчитывать количество знаков, прогнозируя свой будущий гонорар.
Те, кто обладал литературным даром, а главное упорством и трудом, стали писать интересные рассказы и получать до 200 – 250 руб. (при средней тогда зарплате в 150 руб.)
Однажды получился хороший спортивный снимок .
Послал в газету. Снимок напечатали и оплатили не меньше, чем за заметку. Приобретённый опыт показал, что можно не ждать соревнований, а с меньшими временными и творческими муками зарабатывать быстрей и больше.
Стал посылать в газету фотографии своих товарищей, и, подметил небольшую тонкость для военной газеты – у солдат пуговицы должны быть застегнуты, подворотнички аккуратно подшиты, сапоги чистые, на собраниях лица у всех серьёзные, смотрят на командира, а не в фотоаппарат и т.д.
Любое дело, даже доброе, по закону единства и борьбы противоположностей, со временем приходит в противоречие и перерождается, что и случилось с моими друзьями.
Жизнь подтвердила известную всем фразу:
« Человеком движет лень и стремление к наживе ».
Проще написать письмо школьному товарищу в Узбекистан или Таджикистан, он вырежет из газеты стихотворение и перешлёт в Оренбург.
Друзья наступили на брошенные мною грабли ПЛАГИАТА.
Переписали слово в слово кроссворд из всесоюзного журнала « Огонёк » и отослали в нашу КОРМИЛИЦУ, газету «Сталинец».
В редакции, наконец – то, нашелся любитель разгадывать кроссворды и обнаружил обман, сравнив фамилии авторов.
В училище пришел главный редактор, собрали всех «писателей».
Без выяснения отношений, доходчиво всем объяснил, как нужно писать заметки, стихи, а главное честно работать с редакцией газеты.
Литературный пыл угас и «творчество» затихло, впереди нас ждала другая жизнь.
Свидетельство о публикации №220111401796
Читал с интересом.
Тридцать лет прожил в Узбекистане.
Всего доброго вам
С уважением
Владимир Деменин 29.06.2023 08:40 Заявить о нарушении
Владимир Харченко 29.06.2023 09:55 Заявить о нарушении