Плагиат

В апреле 1951 года, маме (отец погиб в первый месяц войны), из Областного военкомата прислали письмо, в котором предлагалось: "по вопросу устройства Вашего сына в Суворовское училище, зайти во 2-ой отдел, ул. Курская,57 комната 8"

В мае, в коридоре военкомата толпилась гурьба мальчишек, желавших поступить в СВУ.

Освободили комнату, дали ручки, бумагу и провели экзамен: написать диктант и решить задачу по арифметике за 4-й класс.
Всех прошедших сквозь «сито», в августе собрали, и под руководством офицера, отправили в г.Чкалов(ныне город Оренбург).
 
Приехавших 10-летних мальчишек, в большинстве своём круглых сирот из разных городов, областей и республик СССР накормили, уложили спать и на другой день привели в актовый зал училища.

 Посадили за парты Эрисмана, которые до наших дней не сохранились:деревянная скамейка с жёсткой спинкой для двух учеников, столешница с откидной крышкой и  место для хранения учебников.

Раздали листки, с написанной вверху фамилией, ручку с перышком «Рондо» и снова устроили экзамен за 4-й класс.

Все говорили на русском языке: украинцы, русские, татары, белорусы, а в силу близости Оренбурга к южным республикам, приехали узбеки и таджики. Запомнился один азербайджанец с фамилией Джалил-заде.

Прошедших   блиц экзамен отправили в санчасть: взвесили, измерили рост, проверили на сутулость и искривление позвоночника, определили объём легких. Усадив в специальное кресло, раскрутили и проверили вестибулярный аппарат.

Из 75 мальчишек прошедших медкомиссию была создана рота из 3-х взводов.

 Построив в колонну по два, повели в городскую баню, где для всех был единый порядок: сдавали нижнее бельё и пока мылись, оно «прожаривалось» - уничтожались вши.

В каптерке, с шутками и прибаутками встречал старшина Чуркин  Александр  Иванович, орденоносец солдатской Славы третьей степени.

 На стеллажах аккуратными стопками лежали приготовленные для нас черные брюки с красными лампасами, мундиры, гимнастерки, шапки и шинели от которых шел незабываемый для меня на все годы запах нафталина, всегда воскрешающий в памяти первые дни поступления в СВУ.

Старшина не спеша подбирал каждому, исходя из его комплекции и роста форму, с расчётом на вырост.
Первые месяцы, пока отъедались, выглядели смешными и мешковатыми.

Нам не сказали, но со временем стало известно, что наш набор 1951 года, донашивал последнюю сохранившуюся форму царских кадет Неплюевского корпуса, в стенах которого нам предстояло учиться и жить восемь лет.

В 1919 году революционная волна докатились до Оренбурга стоящего на реке Урал, между Европой и Азией.

 Разогнав последние банды атамана Дутова (учившегося в свое время в этом кадетском корпусе), местный Совет установил советскую власть и стал наводить  порядок.

Имущество корпуса переписали, все учли, а форму, пошитую из шерстяной ткани, которую с аппетитом ест моль, добротно пересыпали нафталином и отправили на  окружные склады на 30 лет.

 Шапки были покрыты черным каракулем, а сверху, не заморачиваясь (все равно не видно), оставили нашитый красный крест оренбургских казаков.

Полное государственное обеспечение.

Запомнились слова  сказанные старшиной прошедшего войну и его понимание о НАШЕМ ДОЛГЕ перед  Родиной:

« Вы теперь люди государственные, подневольные, служивые, вы инструмент в руках партии.
 Вы должны  безропотно исполнять любые приказы командиров.

 Став офицерами у вас будут  ТОЛЬКО  ОБЯЗАННОСТИ, и не будет НИКАКИХ  ПРАВ!
  (Это им было подмечено ПРАВИЛЬНО!)

При уходе на пенсию, вам полагается лошадь и гектар земли.

Вас сейчас кормят, поят, одевают, учат наукам, танцам, языкам и прочее…

Монолог  закончил словами:

Придёт время и вы должны  ЗА ВСЁ ЭТО, отдать долг – СДОХНУТЬ за Родину!"

Запомнилось НЕ УМЕРЕТЬ, а просторечное СДОХНУТЬ!
 
При создании Суворовских училищ, много хорошего было взято от старых кадетских правил и законов.

Ежегодно офицер-воспитатель, на каждого суворовца писал подробную характеристику:психическое, физическое, эмоциональное состояние, отношение в коллективе с товарищами, старшими и младшими, привычки, отрицательные и положительные стороны характера, увлечения и многое другое.

 Характеристика  обсуждалась с командиром роты и под роспись, в канцелярии зачитывалась суворовцу, но со временем многое отменили, а зря.

Чтобы прибывших из разных городов и сёл выровнять по знаниям,  все ещё раз  прошли программу 4-го класса.

 Теперь мы были в так называемом 1-ом классе, а заканчивали обучение в восьмом.

В 1956 году, в Чкалове размещался штаб Южно-Уральского военного округа и  типография, выпускавшая небольшого формата  армейскую газету «Сталинец».

В училище большая библиотека; светлый читальный зал, на столах подшивки газет, всегда  помощь  и совет библиотекаря.
Однажды листая подшивки газет, на последней странице где кроссворды, ребусы, немудрёные загадки, прочитал слово «шарада».
 Слово  непонятное, встретилось впервые и представилось в образе чего-то  круглого, коричневого, с короткими шипами.

В «Поединке », у Куприна А.И. описан диалог.
 Поручик Николаев, готовившийся поступать в академию, спрашивает у своей жены:
- Шурочка, как перевести немецкий – соперник?
-Унзер, - быстро, тотчас же перевела Шурочка.
- Унзер- какое смешное слово. Унзер,унзер, унзер – это что-то высокое, что-то худое и с жалом. Вроде как какое-то длинное, тонкое насекомое, и очень злое»

Каждый из нас воспринимает образы через слова, по-своему.
Шарада – разновидность загадки в стихах.
Слово разбивается на слоги, имеющие смысл, самостоятельного слова.

ПРИМЕР простенькой ШАРАДЫ.

Мой первый слог - на дереве (сук)
Второй  мой слог – союз.(но)
А в целом я – материя
И на костюм гожусь
«сук-но»

Шарада написанная кем-то для развлечения солдат  мне не запомнилась, а только отдельные, ключевые слова.
Та- та-та-та-та НАРЯД, …..СНАРЯД,  …..ПУШКА, …. КУШКА  и т.д.

Прочитав,я был удивлен сермяжности(серости, простоте) шарады.
- Читает ли редактор свою газету, печатая такую  белиберду? (вздор, бессмыслицу)

 А если её переписать и снова отослать в газету? Заметит ли, напечатает  или нет?

Ради ЁРНИЧЕСТВА (озорства, дурачества) шараду  ПЕРЕПИСАЛ слово в слово и подписался  "суворовец ХАРЧЕНКО В."
Запечатал в конверт, бросил в почтовый ящик и, понимая несерьёзность всего, забыл.

Дней через 10-12, на самоподготовке, сделав  домашние задания мои товарищи  писали письма, разгадывали кроссворды, загадки.

Раздался ехидный смешок и кто-то назвав мою фамилию начал громко читать шараду, напечатанную в газете.

Не знаю, как было в реальности, но возможно дремавший от скуки дежурный редактор, увидев «мою» шараду поступившую впервые от корреспондента из Суворовского училища, не читая поставил резолюцию « В печать!», а бухгалтеру "Оплатить!"

Все посмеялись и забыли, но история на этом не закончилась и через неделю, меня удивила ещё больше.

Для меня НАЧАЛИСЬ  ОТКРЫТИЯ: за такую ерунду, над которой я смеялся, мне впервые в жизни, из редакции  перечислили 25 руб., весьма приличную сумму в ценах тех лет. 
ОСОБЕННО УДИВИЛО то, что писатель и артист оказались ПРОФЕССИЕЙ, и она оплачивается.

Мама до войны увлекалась танцами и пением.

После войны, работала на парфюмерной базе. Приходя с работы,от нее всегда приятно  пахло пудрой, духами, земляничным мылом.

Порой торопясь, не поев, но приведя себя в порядок, бежала на репетицию или выступление в театре музыкальной комедии.

Я учился в 3-ем классе и со слов бабушки, старой убеждённой большевички  знал, что в войне мы победили и скоро наступит коммунизм, когда «каждый будет работать - по  своим способностям, а получать- по потребностям!»

Наслушавшись таких сказок, я все понял по-своему: артисты и писатели, отпахав рабочую смену на заводе или в поле «по своим способностям »(за что они и получают деньги),а вечером  играют в театре или  пишут книги «по потребностям», ради  своего удовольствия!

 Разве  можно  за это ещё и платить?

В ближайшую пятницу снял с сберкнижки все деньги (книжки были у тех, кому родственники  присылали 3–5 рублей на карманные расходы ).
 В окружении товарищей всего взвода, отправился в училищный ларёк.

Друзья, имея в моём лице «неограниченный кредит» набрали: лимонад, халву, пряники  и пачки сигарет « Памир».

Говоря словами А.П.ЧЕХОВА из интересного и любимого мною рассказа «Невидимые миру слезы»:
«Восторг, с которым сопровождалась покупка, не нуждается в описании, никогда в другое время, я не имел столько доброжелателей как в этот день ».

Так, из-за своей шуточки (проверить: читает ли редактор свою газету?), с явного ПЛАГИАТА (присвоение авторства чужого творческого труда), я ТОГО НЕ ВЕДАЯ, стал литературным ВОРОМ и внештатным КОРРЕСПОНДЕНТОМ армейской газеты «Сталинец».

Диалектика познания окружающего мира, не вдаваясь в подробности, проста:
 «От живого созерцания, к абстрактному мышлению и от него к практике».

ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ - чтение интересных заметок в спортивных газетах на близкую мне  спортивную тему.
АБСТРАКТНОЕ  МЫШЛЕНИЕ - осмысление, и размышление о прочитанном.
ПРАКТИКА - применение в жизни первых двух пунктов.

Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы подметить закономерность и понять, что в армейской газете всё пишется по определённому, не хитрому для солдат шаблону.

До начала соревнований, я мысленно проигрывал  и описывал построение на стадионе, обращение начальника училища с краткой речью к участникам, ход спортивной борьбы  (фантазировал), а в тексте, оставлял пробелы для будущих победителей и  результатов.

С окончанием соревнований, заполнив текст, я имел готовую заметку в газету.
Запечатав конверт, бежал в редакцию газеты, где перед входом  стоял большой, синий почтовый ящик.

Мои друзья, уверовав в легкий способ получения денег, пошли по проторенной мною  дорожке.
В свободное время  стали писать заметки, стихи, кроссворды и получать первые  переводы из редакции.

Особенно ценится изложение в стихотворной форме (каждый знак – буква и пробел оплачивается в 2 раза дороже), относительно прозы.

Всё по  К. Марксу – капитал, получив первую прибыль, поднимает голову, расправляет плечи и ради нее,готов пуститься во все тяжкие…

 Отложив в сторону  задания, забросив учёбу, мои товарищи с азартом стали  подсчитывать количество знаков, прогнозируя свой будущий гонорар.

Те, кто обладал литературным даром, а главное - упорством  и трудом, стали писать интересные рассказы и получать до 200-250 руб. (при средней тогда зарплате в 150 руб.)

Однажды  получился хороший спортивный снимок.
Послал в газету.  Снимок напечатали и оплатили не меньше, чем за заметку. Приобретённый опыт показал, что можно не ждать соревнований, а с меньшими временными и творческими муками зарабатывать быстрей и больше.

 Стал посылать в газету фотографии своих товарищей, и подметил небольшую тонкость для военной газеты: у солдат пуговицы должны быть застегнуты, подворотнички  аккуратно подшиты, сапоги чистые, на собраниях лица у всех серьёзные, смотрят на командира, а не в фотоаппарат и т.д.

Любое дело, даже доброе, по закону единства и борьбы противоположностей, со временем приходит в противоречие и перерождается, что и случилось с моими друзьями.

 Жизнь подтвердила известную всем  фразу:
 « Человеком движет лень и стремление к наживе ».

 Проще написать письмо школьному товарищу в Узбекистан или Таджикистан, он вырежет из газеты стихотворение и перешлёт в Оренбург.

Друзья наступили на брошенные мною грабли ПЛАГИАТА.

Переписали слово в слово кроссворд из всесоюзного журнала «Огонёк» и отослали в нашу КОРМИЛИЦУ, газету «Сталинец».

В редакции, наконец-то, нашелся любитель разгадывать кроссворды и обнаружил  обман, сравнив фамилии авторов.

В училище пришел главный редактор, собрали всех «писателей».
Без выяснения отношений, доходчиво всем объяснил, как нужно писать заметки, стихи, а главное честно работать с редакцией газеты.

 Литературный пыл угас и «творчество» затихло, впереди нас ждала другая жизнь.


Рецензии
Здравствуйте Владимир, с большим интересом прочитала Ваши воспоминания. Спасибо Вам за искренность. Это дороже всего. За наши жизни столько их остаётся в памяти. Досталось нашему поколению. У многих наших одноклассников погибли отцы, но были и круглые сироты. В те годы были школы-интернаты. Нам с сестричкой-двойняшкой выпало счастье учиться в одной из них. Это были лучшие школьные годы. У нас были замечательные учителя. Всех помним поимённо, как и учеников .

Любовь Кондратьева -Доломанова   26.11.2024 11:00     Заявить о нарушении
Рад, что хватило терпения прочитать до конца С уважением. Владимир

Владимир Харченко   26.11.2024 17:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.