Надо подумать

       Варвара Михайловна не любила вечера с тех пор, как осталась одна
в своей уютной чистенькой двухкомнатной квартирке, где прошли самые счастливые годы, где рос её мальчик, единственный сынок Ромка. Теперь у него своя семья. Пока жив был супруг, она не думала об одиночестве. Вместе им было комфортно. Весёлый нрав Артёма Николаевича сглаживал любые ситуации. Уход Артёма переживала тяжело и долго. Поначалу казалось, и дня не проживёт без него. Но как-то притерпелась. Вот только по вечерам накатывала тоска. Пережитый стресс не прошёл бесследно. Накинулись на неё все болячки сразу. Бегать по врачам не стала. Решила: организм должен справиться сам.
         Чтобы отвлекаться, она принялась писать историю своей семьи.  Взяла за правило сразу после завтрака час-полтора заниматься сочинительством, после чего шла на прогулку в парк и анализировала написанное.
         Возле подъезда на лавочке обычно сидели соседки примерно её возраста. «Подобранные детьми под старость», - так про себя называла Варвара Михайловна этот контингент и никогда не сиживала в их обществе, считая бесполезным занятием. Женщины знали её позицию и не приглашали в свой устоявшийся кружок. Однажды Варвара услышала в спину реплику:
- Куда уж нам до барыни. Наши разговоры ей неинтересны.
       Стало обидно. Какая она барыня? Родители из деревни. После войны переехали в город, где требовались рабочие руки, чтобы восстановить разрушенное. По копеечке собирали на пианино для дочки, мечтавшей научиться играть. «Пусть живёт не так, как мы, - рассуждали они, - а культурно, красиво, по-городскому»
       А Варенька подавала большие надежды. Легко поступила в музыкальную школу, легко училась. Потом музыкальное училище, музработник в детском садике, школе, наконец, во Дворце детского и юношеского творчества. Вся жизнь была связана с музыкой. А сына Ромку музыка не привлекала.
- Ромчик, садись рядом, покажу тебе, как играть гамму, - предприняла мать первые шаги, когда мальчику было шесть лет.
       Но он отрицательно помотал головой и убежал. «Ничего. Ещё мал, - решила она. – Подрастёт, тогда…» Прошло два года. Варвара подумала: пора.
- Роман, надо поговорить.
- О чём, ма?
- Мы с отцом хотим, чтобы ты в этом году поступил в музыкальную школу, - определила чётко цель Варвара Михайловна.
- Надо подумать, - был ответ. Но дальше этого вопрос не решался. 
       Налив чаю, Варвара Михайловна села за работу. Сегодня припомнит ещё несколько случаев из Ромкиного детства.
       Воспоминания разные. Вот Ромке 9 лет, впервые подрался во дворе, причём с лучшим другом-одноклассником Игорем Поляковым. Играли в футбол с ребятами из соседнего двора. Роман стоял на воротах, а Игорь судил матч. Победили соседи со счётом 3:1. Тогда расстроенный Ромка, пропустивший три мяча, стал упрекать друга в неправильном судействе. Слово за слово, и пошло…
       Случай дал трещину в дружбе. Родители переживали не меньше, чем мальчишки, которые перестали общаться.
- Роман! Пора помириться с Игорем, - как-то не выдержала Варвара Михайловна.
- Надо подумать, - ответил сын.
- Что тут думать. Ты был не прав. Найди в себе смелость признать ошибку.
      Но Ромка оставил всё, как есть. Игорь первым пошёл на контакт. Варвара припоминала, как нахваливала сына своим приятельницам:
- Мальчик растёт рассудительным. Не ляпает первое, что придёт на ум, а говорит: «Надо подумать».
      Пора было идти на прогулку, а она всё писала и писала:  «Помнится, Ромчику исполнялось двенадцать. Я поинтересовалась, какой подарок ему бы хотелось. Он посмотрел вдаль своими красивыми синими глазами и сказал: «Надо подумать». И подумал. Артём с именинником выбрали в «Спорттоварах» велосипед. Как он радовался! А вместе с ним и мы…»
     Она отложила ручку. Мысли переключились на другое. Почему же сын не прислушался к её мнению, когда выбрал в жёны Кристину? Эту лживую, насквозь фальшивую разукрашенную оторву! Ведь встречался сначала с хорошей девочкой Олесей! Почему не подумал? Теперь, скорее всего, жалеет, но виду не подаёт. Десять лет живут, а сколько раз Кристина была у Варвары в гостях, по пальцам можно пересчитать. Нет, не любила она невестку, и были на то причины. Чего стоило урезонить её, когда после смерти Артёма, та подбивала Романа на размен родительской квартиры. Значит, переселить её, Варвару, в однокомнатную, а за вторую комнату взять доплату!
- Аферистка, - само сорвалось с губ, заговорила старая обида.


       Боль пришла ночью. От неё и проснулась. Села в кровати и сразу почувствовала: позвоночник не держит тело. Боль прогулялась по спине и залегла в поясничном отделе. Не в силах терпеть, Варвара Михайловна снова улеглась, закутавшись в одеяло. Но не тут-то было. На какой бы бок ни перевернулась, болело ещё больше. Наконец, удалось найти удобное положение и забыться тревожным сном.
        С этой тяжёлой ночи всё и началось. Теперь каждый раз после нескольких часов сна или под утро являлась боль, чуть слабее или чуть сильнее, но без прогулов. Дошло до того, что Варвара стала бояться ложиться и перед сном, подняв глаза вверх и глядя перед собой, обращалась к кому-то невидимому там, в вышине, просила дать силы и подсказать, что делать, как победить недуг.
       Хоть не хотелось, а пришлось обращаться к врачу. Пройдя серьёзное обследование, результаты которого легли на стол опытного врача-травматолога, Варвара Михайловна выслушала диагноз, назначение и рекомендации. В конце беседы врач спросил:
- С кем Вы живёте? Есть кому о Вас побеспокоиться?
- Я одна. Сын с семьёй живёт отдельно, - ответила Варвара встревоженно. – Какое это имеет значение?
- Не хочу пугать, но Вы должны знать: с таким заболеванием трудно воевать, часто люди становятся беспомощными. Тогда необходимо, чтобы кто-то был рядом.
- Не мой случай, - уверенно заявила Варвара Михайловна.
- Мне нравится Ваш боевой настрой. Но обязан был предупредить.

       Вернувшись домой, она стала прикидывать. Таблетки пропьёт, а как быть с инъекциями? Поликлиника далеко, не находишься. И тут припомнилось, в подъезде на первом этаже проживает медсестра. Правда, уже давно на пенсии. Но ведь не разучилась ставить уколы? И потом, она ей заплатит. Лишняя копейка пенсионеру никогда не помешает. Вечерком Варвара Михайловна позвонила в третью квартиру, и женщины сговорились.
      Теперь по утрам, в 9 часов, Зинаида Григорьевна (так звали соседку) приходила, держалась настороженно и без конца извинялась.
      Всё шло ровно, курс инъекций подходил к концу, когда Варвара стала свидетелем неприятного для неё обсуждения.
       Возвращаясь с прогулки, увидела: у подъезда, как обычно, восседают дамы солидного возраста. На сей раз «докладывала» Зинаида Григорьевна. Она подробно нарисовала картину обстановки квартиры Варвары Михайловны и перешла к описанию её нижнего белья.
- Как  задрала юбку, а там кружевные…
      Куст сирени скрывал её, но Варвара не стала дальше слушать.
- Любезная Зинаида Григорьевна, - сдерживая негодование, произнесла она, - можно Вас на минуточку?
        В глазах соседки мелькнули испуг и растерянность. Две другие собеседницы тут же заторопились:
- Ой! У меня тесто никак подошло, - убежала одна. А другая вспомнила:
- Что это я засиделась, скоро внуки из школы придут, а обеда нет.
       Оставшись наедине с болтливой Зинаидой, Варвара сказала:
- Зинаида Григорьевна, я пригласила Вас как специалиста-медика, но не в качестве корреспондента, ведущего во дворе репортаж о моей особе, тем более о нижнем белье. Я Вам что-нибудь должна?
- Нет-нет, - пролепетала та. – Вы же мне заплатили прошлый раз. А завтра…
- Извините, больше в Ваших услугах не нуждаюсь. 
       Варваре разговор был неприятен, и она поспешила войти в подъезд.
       Курс надо было завершить. Не оставалось ничего другого, как идти в поликлинику. Встала рано, чтоб в регистратуре не пришлось долго ждать. Заметив подходящий к остановке трамвай, ускорила шаг, затем и вовсе побежала мелкой трусцой. И зачем торопилась? Можно было дождаться другого. Ухватившись за поручень, занесла ногу на ступеньку, но в этот момент дверь захлопнулась, сильно прижав ступню. От неожиданности и сильной боли закружилась голова. Варвара Михайловна потеряла равновесие и упала бы, но чьи-то сильные руки вовремя подхватили. Что было дальше помнила смутно.
        Варвара пришла в себя и увидела, что лежит в кровати, на ступне тугая повязка. У изголовья хлопотали соседки.
- Проснулась, вот и славно. А мы тут похозяйничали, супчик сварили. Сейчас накормим.
- Позвонили Роману. Номер нашли в мобилке. Обещал приехать.
        У Варвары Михайловны в глазах стояли слёзы.
        Она ждала сына две недели, пока лечила растяжение. Потом перестала ждать, стараясь не думать.  Соседки по очереди навещали ежедневно. Варвара больше не писала воспоминания. Вдруг осенила мысль, от которой стало холодно на душе. Слова Ромки «надо подумать» были ничем другим, как отговоркой. За ними он прятал равнодушие и эгоизм.

       Тихий майский вечер, напоённый ароматом цветущей сирени вперемешку с черёмухой. У подъезда на лавочке всё тот же контингент. Но нет! Среди соседок-пенсионерок пополнение. Варвара Михайловна в своей стихии, она рассказывает о Моцарте.
- А теперь, девчонки, послушаем «Маленькую ночную серенаду».
       Она включила запись в телефоне. Но дослушать да конца не удалось. Прервал звонок.
- Прошу прощения, сын звонит, - торопливо сказала Варвара.
- Мама, мы тут с Кристиной обсудили ситуацию… В общем, я приеду за тобой… поживёшь у нас. А твою квартиру можно сдавать, - в голосе Романа неуверенность.
- Надо подумать, сынок, - завершила Варвара разговор и обратилась к подружкам: – Ну что, девчонки, слушаем Моцарта?
                14.11.2020


Рецензии
Ух ты!
Как же я рада, что зашла к вам на страницу, Тамара. Этот рассказ я ещё не читала.
Отговорка "надо подумать", за которой прячется равнодушие и эгоизм - классно придумано. Маленькой фразой сказано очень многое.
Честно говоря, даже не знаю, как отнестись к вашей героине. Жалко мне её. Ведь не сам по себе её сын вырос таким чёрствым эгоистом. Рассказ, приводящий к размышлениям и мыслям о роли и методах воспитания в семье. Самым действенным из них считаю личный пример. Ведь не зря существует пословица: Яблоко от яблони...
Впрочем, на эту тему можно сколько угодно спорить. Главное - рассказ ваш хорош, затрагивает душу и не оставляет равнодушия.

Людмила Май   01.04.2021 12:44     Заявить о нарушении
Вы правы. Личный пример родителей - главный фактор воспитания. Я не показала, как воспитывался мальчик, но наметила вехи его взросления и коронную фразу. Этой фразой мать гордилась, но не увидела и не почувствовала её истоков. А надо бы раньше обратить внимание. Когда же увидела плоды воспитания, ответила сыну этими же словами. Желаю Вам, Людочка, хорошего настроения и новых идей!

Тамара Авраменко   01.04.2021 12:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.