Педагогический шедевр

       
              Педагогический шедевр
         
     Часть 1. Новенькая

        Анна Николаевна вела в школе театральную студию "Патриот".  Ребятишки с удовольствием прибегали на занятия, готовились к конкурсам, с радостью получали грамоты и дипломы. Особенно ей запомнилось, как ветераны войны и труда за участие в празднике 23 февраля, расхвалили выступление четвероклассников и подарили каждому мягкую игрушку. Это была восхитительная чёрно-белая коровка, которая мычала, поворачивая рогатую голову, и пела шуточные весёлые частушки. С каким торжеством все они прошли по коридорам школы из корпуса в корпус, включив хор "коровьего стада", поддразнивая тех, кто не хотел заниматься в их коллективе.
   
        И вот как-то однажды, ближе к концу занятия, в дверь постучали, вошла классная руководительница одного из 6-х классов, держа за руку скромно одетую бледненькую девочку.
- Возьмите Катю в свой кружок, - попросила она Анну Николаевну. - Она Вам не помешает, пусть только посидит, послушает. Пожалуйста, я Вас очень прошу!
 
       Из беседы с учителями стало понятно, что Катя хотела заниматься в театральном коллективе, но её никто никогда не брал по той причине, что у неё вместо звуков - "каша во рту", то есть плохая дикция.  Действительно, минимум шесть звуков речи у неё звучали, мягко говоря, неправильно.
- А ты, Катя, хочешь научиться идеальному произношению?
- Хочу, я уже занималась у логопедов. Ничего не получается... - В её больших небесно-голубых глазищах показались давно не выплаканные слёзы.
- Не надо плакать. Я расскажу тебе об одном народном артисте СССР. Он работал в Малом театре, мы туда обязательно сходим. Я достану льготные билеты на всю нашу группу. Так вот, у него было печальное детство: Ларик очень сильно заикался, он шепелявил, картавил, подсвистывал, жужжал... Его дразнили, обзывали всякими обидными словами, отказывались с ним дружить.
- Со мной тоже,- опустила голову девочка.

- Однажды в их город приехал на гастроли театр. Ларик побывал на спектаклях вместе с родителями и сразу же заявил, что хочет быть артистом на театральных подмостках. У него была блестящая память, он накопил в своём мозгу удивительный запас слов, он был переполнен ими до самых краёв души, но какая-то злая сила вставала на пути звуков речи, задерживала, мучая его сознанием беспомощности. И всё-таки он стал артистом! Звали его Илларион Николаевич Певцов.

- И фамилия у него была артистическая, а не "Заикин", - пошутила Анна Николаевна, чтобы разрядить обстановку, -  хотя до конца жизни в быту к нему могло неожиданно вернуться заикание,  возникали спазмы, зажимы звука где-то внутри.
- А как же он играл на сцене, перед зрителями?
- Блестяще! Он научился доказывать самому себе, что способен побороть любой недостаток,  может  преодолеть любую трудность, если он захочет делать то, что ему нравится. Могучие слова "работать" и "хотеть" помогали достичь удивительных результатов.

- Я тоже давным-давно хочу читать стихи, как все ребята, выступать на концертах, но меня бракуют. Мне так обидно. Я же ни в чём не виновата...
- Значит, мы будем заниматься с тобой по особой программе, Катюша. Хочешь? Тогда начнём! Знаешь, он внушил себе, что на сцену выходит совсем другой Человек.  Он не только не заикается, он обязан передать зрителям, запомни, это очень важно, передать свою любовь к звучащему правильно русскому слову!

    От классной "дамы" Анна Николаевна узнала  о семейных особенностях, в которых росла эта девочка: отец неизвестен, мать - алкоголичка, собирающая пустые бутылки по всему микрорайону, часто неделями пропадает из дома, младший брат - дебил, который ни дня не учился в школе. В семье - единственной опорой является дедушка, ветеран Великой Отечественной войны.
    Дедушка сразу же пришёл знакомиться, сказал, что он очень обрадовался: внучка повеселела, у неё появилась надежда и цель. Ну, а он всячески будет помогать, следить дома, чтобы Катя выполняла все советы Анны Николаевны, тем более что Катя хорошо училась, только на четвёрки и пятёрки, никогда никому не грубила.
- Вы не представляете, какая Катя пришла счастливая, принесла книгу, весь вечер рассказывала, как ей было интересно в кружке. Сразу же сделала все домашние задания и принялась учить стихотворения, которые изучали на занятии.   Скажите, пожалуйста, а книга актёра Певцова есть в школьной библиотеке?

- Думаю, что даже в районной вы её не найдёте. Она была издана в 1957 году в виде монографического очерка Сергея Цимбала в издательстве "Искусство" только для заядлых театралов Москвы и Ленинграда. Но у меня она есть, я дам Вам почитать. Только  прошу вернуть  обязательно. Её вручили мне в день окончания театрального отделения за отличные успехи в учёбе. Она с дарственной надписью...
- Мы вернём её, не беспокойтесь. Пока Катя на уроках в школе, я буду читать и выписывать  себе в тетрадь самое главное. А вечером и в выходные, будем вместе с ней читать, обсуждать. Катя - моя единственная надежда, единственный  смысл жизни, самое светлое пятнышко после смерти моей супруги... Только Вы её не вычёркивайте, даже если у неё не будет что-то получаться или она пропустит какие-то занятия по болезни. Я всё для неё готов сделать, только скажите! Да, а вы в театре играли?
- Только в юности. Потом сильно заболела мама, потребовался уход. Я должна была  работать где-то неподалёку. Мы с ней блокадницы Ленинграда от начала и до конца. Она меня буквально своим дыханием спасала! Я всё-всё помню: бомбёжки и Ладогу...И страшный голод...
- Я там тоже побывал... Ранен был, вывезли...

        Часть 2. Лауреат Москвы

        У Анны Николаевны  была только мама, мамочка, очень больная, инвалид, астматик,  диабетчица после блокады Ленинграда. Анна Николаевна любила свою обожаемую спасительницу-мать и заботилась о ней, как о ребёнке.Вот и Катю с её трудным детством она сразу же внесла в каталог своего сердца, пожалела, делилась с ней домашней пищей, придумывала деликатесы, угощала лакомствами. За чаем они беседовали на многие темы, она приглашала Катю в театры, музеи, на выставки, на встречи с интересными людьми, брала её на конкурсы чтецов в бывший Дворец пионеров на Воробьёвых горах. Там познакомила её с инструктором - членом жюри конкурса, большой энтузиасткой  и патриоткой, рассказав той предварительно о девочке из трудной семьи, с тяжёлой судьбой.
    Шли годы, Катя росла. Ей пришлось долго, года два, носить "железки", сделать операцию, чтобы исправить неправильный прикус, поставив зубы на место. Её дикция сразу же стала лучше, улыбка получилась обаятельней, овал лица становился девичьим, кожа порозовела, появились ямочки на щеках.  Но вот дикция была ещё далеко не идеальной... Тут могли помочь только специальные, упорные, длительные упражнения.

        Катя выучила много стихов, отрывки из прозы, училась разыгрывать с малышами  басни, пела с ними весёлые песенки, ставила маленькие сценки, придумывала мизансцены для школьных спектаклей. Когда вышел кинофильм Фёдора Бондарчука "Мы из будущего", она мгновенно запомнила текст песни санинструктора Ниночки. Она оделась в музейную военную гимнастёрку, синюю юбку прямого покроя и
нахлобучила на стройные длинные ножки грубые кирзовые сапоги, а потом запела отличным голоском на всех школьных мероприятиях, зарабатывая заслуженные аплодисменты и похвалу учителей.
         
        Наступал решительный год в её учёбе, одиннадцатый класс - подготовка к Единому Государственному Экзамену и к выпускному вечеру. Нужны были хорошие туфли, бальное платье, перчатки, украшения. Ничего этого у неё не было. Был только красивый костюм голубого цвета, жакет с узкой миди-юбкой и строгой по-учительски белой блузкой. Этот костюм заместителя директора по  воспитательной работе, из которого та после беременности и родов "вылезла", был подарен Кате.Он выглядел, как новенький после химчистки. Она, правда, не надевала его в школу, боялась, что какая-нибудь богатенькая ученица узнает костюм, фыркнет презрительно и бросит: "Обноски!"
   
    А Катя готовилась к окружному и городскому конкурсу чтецов, поэтому с удовольствием щеголяла в этом наряде где-нибудь подальше от школы, постепенно привыкая к тому, что становится привлекательной взрослой девушкой.
    Ну, вот наконец-то они большой группой чтецов, успешно выступивших на конкурсе в соседней школе, получивших и на межрайонном конкурсе в Доме культуры первые места и даже почётные грамоты, ехали на Воробьёвы горы на заключительный этап конкурса. Это был юбилейный год памяти Фёдора Ивановича Тютчева и непреложным требованием жюри было обязательное прочтение одного из стихотворений этого великого русского поэта, классика отечественной литературы, автора четырехсот известных стихов.
    Катя очень сильно волновалась, долго перебирала, раздумывала, на каком же стихотворении сделать свой выбор. Всю долгую дорогу она перебирала весь запас выученных стихов. Она вспоминала трудную жизнь поэта, его метания между женой-
другом и любимой женщиной. Её восхищало его умение любоваться русской природой.

- "Не смогу, провалюсь, надо передать мысли и чувства взрослого, много пожившего человека, мужчины, его горечь, страдания, колебания. А я девчонка...Ещё ничего в жизни не поняла,не разобралась. Нет, не смогу, не получится..." - думала она про себя и вся её боязнь публичного выступления была написана яркой краской на её щеках, видна была в сжатых до предела тонких пальцах.
- Всё-всё получится,- нашептывала ей так же взволнованная Анна Николаевна, сидящая рядом.- Ты много перечитала, передумала, мы обсудили много раз каждую строфу, каждую строчку, каждый звук. Ты постаралась понять душу русского поэта, часто оторванного от родины, ведущего ежечасную борьбу за сохранение её интересов. Он все силы бросал на защиту её дипломатическим путём. Он ежедневно тренировал свою выдержку в самых непредсказуемых поворотах политики.
- Я очень боюсь...
- Я в тебе уверена, ты многое сможешь. Скажи три раза "Я спокойна, у меня всё  получится правильно. Я сумею передать комиссии своё восхищение грандиозным талантом поэта! Я всё сделаю правильно, точно, с блеском!" Алла берса! Нам поможет звёздный Ангел-Хранитель! Ты честно поработала, как никто! Должен быть  отличный результат!
       
    Зал был полон: ученики, чтецы, некоторые "прорвавшиеся каким-то чудом родители", учителя, пионервожатые, наставники... Вот, дошла очередь до старшеклассников, вызывают Катю. Катя встала, подняла подбородок, выпрямила спинку, опустила плечи, глубоко вздохнула и прошла на сцену, выбрав удобное освещённое место, и отчеканила:
- "Фёдор Иванович Тютчев. Силентиум. Напечатано в 1830 году." -  Она посмотрела куда-то вдаль, словно вглядываясь в горизонт, и посоветовала полному залу зрителей:
- "Молчи, скрывайся и таи
  Все мысли и дела свои..." - Зал замер.-   
  "Пускай в душевной глубине
  Встают и заходят оне
  Без-мол-в-но, как звезда в ночи,
  Любуйся ими - и молчи."

  Она сделала небольшую паузу, посмотрела страдальческими огромными голубыми глазами в притихший зал и с душевной болью спросила:
- "Как сердцу высказать себя?
   Другому как понять тебя?" - Не получив ответа, она продолжила:
- "Поймёт ли он, чем ты живёшь?" - Она опять сделала паузу и предупредила:
- "Мысль изреченная есть ложь.
  Взрывая, возмутишь ключи,
  Питайся ими - и молчи."

  Приподнимая открытые руки к залу, она всем сердцем посоветовала:
- "Лишь жить в себе самом умей,
  Есть целый мир в душе твоей..." - Она приподняла свой нежный пальчик, словно прислушиваясь к небесной раскрываемой тайне, и предупредила:

- "...Таинственно-волшебных дум,
  Их оглушит наружный шум,
  Дневные разгонят лучи,
  Внимай их пенью - и мол-чи-и!..."
      
  Катя слегка наклонила головку, словно задумалась, как "Дискобол" в скульптуре Мирона, потом окинула взглядом зал и слегка поклонилась. Раздались дружные аплодисменты, хотя всех предупредили, что на конкурсе "хлопать в ладоши не рекомендуется!" Под аплодисменты, стройная, элегантная юная девушка красиво сошла со сцены.
      
   Когда Председатель жюри конкурса объявлял результаты,  он отыскал глазами  Катю и уважительно подытожил: "А победила всех в этом конкурсе Катюша. Она стала Лауреатом Москвы за понимание самого трудного и загадочного, спорного, философского стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева. Поздравляем и желаем Вам, Катя, дальнейших успехов!"
      
         
   Поздно вечером в квартире Анны Николаевны раздался звонок: "Анна Николаевна! Как Вам удалось из такого "гадкого утёнка" сделать и показать нам элегантную, интеллигентную, словно спустившуюся с небесных высот, юную, хорошо воспитанную красавицу? Я-то её помню с шестого класса: большой "лягушачий рот" чуть ли не до ушей; несчастный, забитый вид девочки из трущобы; примитивная одежда. И вдруг - словно из аристократической среды обаятельная любительница русской поэзии Х1Х века..."
- Всем коллективом школы постарались...
- Ну уж, так я Вам и поверила! Знаю я Вашу школу, скольких  мы переслушали в эти перестроечные годы... Прямо скажу: Вы - молодец! Каждый год даёте отличные результаты, а Катя - это настоящий педагогический шедевр! Спасибо Вам! Я представляю, сколько часов Вы на неё потратили... Только Макаренко такое делал! Поздравляю и благодарю за настоящую работу от имени всего жюри, звоню как куратор Вашего округа. Её ждёт большое будущее! Спокойной ночи, передайте привет Вашему директору.
 
           Часть 3. Неразрешимая проблема

    Близился Международный Женский день и Анна Николаевна с Катей готовили потихоньку новый сюрприз для всего школьного женского коллектива. Они решили на этот раз подготовить стихи английского поэта Роберта Бёрнса. Самой большой  проблемой опять была одежда. Родительский актив их кружка перерыл чемоданы в поисках клетчатой шотландской ткани и белой полотняной кофты с кружевными оборочками. Нужно было еще соорудить шотландскую шапочку-капор, пышную нижнюю юбку с оборочками и кокетливый праздничный фартучек. Но общими усилиями всё-таки соорудили вполне приличный девичий костюм. Помог, конечно, "трудовик", то есть преподавательница и владыка кабинета "Кулинария и Домоводство".
      
     Катя в "шотландском костюме" выбежала на середину сцены и открыто пооткровенничала с залом, где были накрыты столики для учителей, "артистов" и ещё один столик для гостей из Управы, из Совета ветеранов и депутата Государственной Думы: "

\- "Весной ко мне сватался парень один..." - Естественно, все стали внимательно слушать, что же будет дальше.-
- "Твердил он: "Безмерно люблю, мол,
- А я говорю: "Ненавижу мужчин!
  И впрямь ненавижу он думал...- Катя вздохнула глубоко и закончила обличительно и с досадой одновременно:
- "Вот дурень, что так он подумал!"

    Все женщины, и молоденькие, только что пришедшие со студенческой скамьи "первогодки", и умудрённые жизнью пожилые "Матроны" понимающе закивали головами... Катя обвела полукруг столиков, сияя своими голубыми глазищами, и продолжила:
- "Сказал он, что ранен огнём моих глаз,
  Что смерть его силы подточит..." - Катя сделала паузу, и с хитринкой сказала: - "А я говорю:
  Пусть умрёт хоть сейчас.
  Умрёт, за  кого только хочет..." - Катя обвела ещё раз полукруг зрителей глазами, словно отыскивая "соперницу", и предложила:
- "За Джинни умрет, если хочет..." Тут уж педагоги и гости - мужчины заулыбались...

- "Усадьбу, где полный хозяин он сам,
  И свадьбу - хоть завтра - сулил он. - Катя скрестила ладони на груди и посмотрела в небо, советуясь с Ангелом-Хранителем, и озвучила:
-"Но, думаю: виду ему не подам, что дурочку сразу прельстил он,
 усадьбой и свадьбой прельстил он."

   Она разочарованно вздохнула и гневно поделилась с женщинами:
- "И что бы вы думали? Вдруг он исчез,
  А вскоре нашёл он дорожку... - Мужчины понимающе закивали, поняв военный манёвр, проверенный и в шотландской деревне, а Катя обиженно поделилась с женской частью учительского коллектива:
- "К моей же сестрице двоюродной - Бесс.
  Терпеть не могу эту кошку!"
       
     Все старшеклассницы в зале замерли в ожидании развязки и удовлетворённо вздохнули, услышав:
- "Хоть зла я была, но пошла погулять
  В  Дальгарнок, там день был базарный.
  И вдруг предо мною явился опять,
  Как призрак, дружок мой коварный!
  Всё тот же мой парень коварный!
  Ответив негодному лёгким кивком,
  Пройти поспешила я мимо.
  Но он, ошалев, словно был под хмельком,
  Назвал меня милой, любимой,
  Своей дорогой и любимой!!! - торжествующе заключила Катя.-
  Молил он скорее венчаться пойти,
  А то он погибнет напрасно...- Катя чуть наклонилась к залу и доверительным полу-шёпотом поделилась:
  И я, чтоб от гибели парня спасти, сказала в ответ:
  "Я согласна... Хоть завтра венчаться со-глас-на!!!"
    
    Катя сделала  под мелодии "кантри" торжествующий круг по сцене,  слегка приподняла с боков свою пышную юбочку, слегка присела, наклонив головку в поклоне и радостно улыбнулась своей новой широкой, очень миловидной улыбкой. Раздались дружные аплодисменты.
       
     У ступенек, ведущих со сцены в зал, уже протягивал ей руку самый молодой, настоящий атлет, учитель физкультуры. Он проводил Катю к столу гостей, и Катя снова сделала изящный поклон.
- Пригласите, пожалуйста, к нашему столу Катиного руководителя, Анну Николаевну, кажется?- предложил депутат.
- Да-да!- кивнула директор школы.- Она сейчас, уже идёт и показала глазами учителю физкультуры: мол, поди, встреть...

- Катя, мне очень понравилось, как вы прочитали, нет, разыграли настоящую, живую сценку. Вы - молодец! Скажите, а кто перевёл это стихотворение с английского на русский?
- Это перевод Самуила Яковлевича Маршака.
- Мне тоже нравятся его стихи и переводы. А по-английски могли бы прочесть?
- Да, только я боялась затянуть выступление, у нас было много желающих...

- А вот и мы!- торжественно объявила Анна Николаевна. - Над этими пирогами  мы сегодня с активом всё утро колдовали, выпекли по старинному шотландскому рецепту: один гостям, другие - учителям и третий - сегодняшним "артистам". Они ещё тёплые...
- Спасибо, спасибо! - зааплодировали все участники праздника.  Анну Николаевну посадили к гостям, а Катя, ещё раз поклонившись, побежала к ученическому застолью.

- Анна Николаевна! У Вас есть просьбы ко мне? - повернувшись к ней, спросил депутат. - Вижу, что есть, говорите...

- Простите... Просьба у нас необычная... Видите ли...Платья для выпускного торжества у Кати нет. Просто неразрешимая проблема... Уж очень сейчас всё дорого для пенсии её дедушки! А он у нас заслуженный, с орденами и медалями, полковой разведчик, испытавший все тяготы войны...
- Да, мне уже рассказали. Возьмите это на себя, Анна Николаевна! Обойдите торговые центры, выберите самое лучшее, примерьте, всё, что нужно, отложите и выпишите квитанции, а потом приходите с ними  ко мне на приём. Мы Вам всё компенсируем. Согласны?
- Конечно! - обрадовались такому решению проблемы и директор, и классный руководитель, и Анна Николаевна.
- Тогда будем пробовать ваши шотландские пироги! С чем они?
- С маринованными в имбире и чесночке жареными куриными окорочками на помидорных  кружочках с картошечкой, под соусом. Закрытые, видите, какие красивые получились?! - поделилась учительница труда и подала всем визитки с отпечатанным рецептом. - Можете испечь его дома. Специально праздничный, необычный пирог. Поздравляем всех с Международным Женским днём!

           Часть 4. Предчувствие

      Проблема с выпускным платьем для Кати, как буд-то назло, была очень-очень трудной. Пришлось поволноваться и побегать. Депутат внезапно заболел, оказался на больничной койке.
    Анна Николаевна долго уговаривала продавщиц и заведующих разными отделами, чтобы все вещи, отложенные для Кати, были упакованы, опечатаны и отложены в запасниках в ожидании выздоровления депутата и возобновления его деятельности по приёму населения. Долго ей не давали товарных чеков с указанием вещи и её цены с подписями и печатями. Но наконец-то и это было улажено.
     Катя почти на "отлично" заканчивала школу. Только по математике, физике, химии у неё были "четвёрки", да ещё рисование за седьмой класс подвело. ЕГЭ она прошла с блеском! Оставалось выбрать ВУЗ и подать документы.
 
     Анна Николаевна выхлопотала в профсоюзе санаторно-курортную карту для своей матери и оформила себя сопровождающей очень пожилую блокадницу. Оставался всего один день до их отъезда. На сердце было тревожно. Она позвонила Кате и предложила вместе съездить в ВУЗ. Катя выбрала известную всем "Щуку". Они приехали на Арбат, где не раз бывали в театре. Оказалось, что уже начался отбор абитуриентов. Был первый тур для иногородних. На завтра был назначен просмотр претендентов-москвичей.
      Они походили среди тех, кто уже был перед приёмной комиссией, выступал и мог поделиться опытом и впечатлениями. Кое-кого Анна Николаевна попросила прочесть что-нибудь из того, что они отважились преподнести в зале известным в стране   актёрам-профессионалам.

- Вот видишь,- говорила Анна Николаевна,- ничего страшного. Не волнуйся. Очень многие с весьма слабой подготовкой. Понимаешь, хороших специалистов не так много в наших провинциях, особенно в сельских населённых пунктах, удалённых от культурных центров. Ты же в Москве столько лет готовилась, была на занятиях, на встречах с  артистами. Слушала их исполнение на концертах, была на выпускных спектаклях студентов в Малом театре. Я за тебя спокойна. На 1 туре ты должна победить.
  На втором туре будет проверка музыкального слуха, музыкальных данных. Тут ты споёшь песенку Ниночки. Она простенькая, ты не будешь волноваться. Главное передать чувства девушки, которая хорошо знает, много раз испытала, что такое бой, атака, рукопашная, боль от ранения,  невосполнимая утрата убитых друзей-соратников. Ниночка стремится дать минуты отдыха своим боевым товарищам,хочет  напомнить им о мирной жизни, ради возвращения которой они бьются с
 фашистами...Понимаешь?
 
    А для третьего тура тебе надо не забыть взять с собой трико и пышную юбку от выпускного "испанского" наряда. Если позволят, вот, возьми кастаньеты, я для тебя захватила, в конце августа отдашь. И станцуй так, как ты танцевала на выпускном вечере. Думаю, что тебя ждёт успех. А мне ещё надо собрать чемоданы, сумки, не забыть лекарства для мамы в дорогу и какую-нибудь еду. Надо спешить! Катя, прошу тебя, не опоздай, не проспи, пробуй, дерзай, не тушуйся!

    Спокойствия не было. Анна Николаевна со щемящим сердцем вернулась домой и старалась успокоить себя:
-  Катя уже взрослая девушка, - твердила она себе. - У неё всё-таки есть дедушка, есть классный руководитель, она пока не уезжает в отпуск, болея за своих выпускников. Готовит им все документы, а о моей маме, кроме меня некому побеспокоиться. Нет, я всё правильно сделала. У Кати есть подружки, она - не одна. Не пропадёт!

    Так они расстались почти на всё лето...

             Часть 5. Я поступила! 

   
    В конце августа Анна Николаевна вернулась с подлечившейся мамочкой из дальних мест. Впечатлений была масса: сначала кавказские воды, потом отдых на даче у подруги-однокурсницы, с которой они дружили и переписывались всю жизнь, и которая иногда приезжала к ним в Москву посетить театральные новинки. А тут - дача в Башкирии, где подруга была Директором районного Дома культуры. Уютный домик, цветник, кругом - лес на горах-предгорьях Урала, чистая родниковая вода, лесные ягоды и зелень, грибы и, конечно, кумыс. Они обе загорели, посвежели, а мамочка свободно дышала чистым воздухом и впервые перестала кашлять...И всё-таки летом Анну Николаевну тревожило какое-то непонятное предчувствие. Катя была уже взрослой, ей исполнилось восемнадцать. Но внутри у неё давно, с детства поселилась неуверенность в своих силах. Ах, Катя, Катя...
   
     Войдя в квартиру с чемоданами, корзинками, сумками, коробками, которые всё носил и носил из такси шофёр, они открыли окна и форточки и только прилегли в своих комнатах отдохнуть после дороги, как зазвонил телефон. Звонила девочка-шестиклассница, тоже подающая большие надежды.

- Анна Николаевна, здравствуйте! Вы приехали, я очень рада! Я Вам несколько раз уже звонила.
- Что-то случилось? - сразу насторожилась учительница.
- Да, у меня сегодня день рождения! И я, и мама, и бабушка просим Вас приехать к
нам в гости. Я передаю телефон маме.
- Дорогая Анна Николаевна! Не побрезгуйте, приезжайте к нам. Нет, нет, не отказывайтесь. Мы Вас ждём. У нас всё скромно.
- Я поздравляю Вас с рождением такой талантливой, и красивой, и умной дочки! Но я только что с поезда.
- Мы так долго ждали вашего возвращения. Приезжайте к шести вечера. Вы успеете немного отдохнуть. Хорошо? Мы вас ждём! Адрес помните?
- Помню, он есть у меня в журнале... Он не изменился?
- Нет, прежний. До скорого свидания! Мы вас встретим на остановке.
- Анечка, это - кто? - послышался голос матери.
- Мамочка, отдыхай!- в комнату вошла дочь с ведром воды и тряпками, чтобы сделать влажную уборку после целого знойного лета.
- Танечка звонила и её мама. Сегодня у девочки день рождения. Помнишь, я тебе рассказывала об этой семье? У Танечки нет и никогда не было отца, даже следов никаких... Её воспитывают мама и бабушка-пенсионерка. Мама работает где-то в учреждении обычным клерком, бабушка подрабатывает тем, что вяжет носки и варежки, вышивает уникальные иконы бисером на продажу. Живут трудновато, но дружно. Растят хорошую, послушную, способную девочку. Вот только с математикой у неё всегда большие неприятности. Девочка много читает, развита не по летам, дружит со старшеклассницами из моего коллектива. Обещает быть в будущем очень красивой девушкой. Но душа изранена тем, что она вообще не знает своего отца. Надо ехать... Я сейчас приготовлю тебе на скорую руку что-нибудь покушать, а ужинать будем вместе, но поздно, часов в девять. Ты отдыхай, поспи после дороги, потом покушаешь...

- Подожди, подожди! Давай ей подарим альбом для фотографий, помнишь, ещё советский, в бархатной обложке. Пусть оформит "семейную реликвию". Возьми на книжной полке. Он как новенький. Маме и бабушке купи цветы, имениннице тоже - букетик. Так, коробку хороших конфет, какой-нибудь необычный свежий торт... По дороге зайди в пекарню... Да, надо купить какую-нибудь мягкую игрушку средних размеров, лучше всего забавного "Петрушку" (зайчика, медведя, козу). Пригодится вам для кукольной постановки... Надо было бы самой мне сделать, а то многие игрушки современные такие безвкусные...
- Спасибо, мамочка, за твои советы, как всегда, "продуманно педагогические". Я  всё сделаю для этой девочки...
   
     Быстро прибрав квартиру, одновременно сварив куриную лапшичку для матери, забежав в торговый центр и в пекарню, Анна Николаевна села в автобус и быстро добралась до нужного дома. На остановке её встречала бабушка, отобрав все свёртки, пакеты, оставив в руках гостьи только сумочку.

     Наконец, звонок в дверь, она распахнулась, в проёме стояла принаряженная именинница и... Катя. За их спинами в тесной прихожей появились одноклассницы Танечки и все дружно закричали "сюрприз"! Катя запрыгала и тоже закричала: "А я поступила! Я поступила! Я  поступила с первого раза!"
- Поздравляю, но всё-таки  подожди, Катя, сегодня Танечка у нас - главная героиня торжества! Дай мне её обнять, поздравить, вручить подарки, - остановила всех учительница, вручая Танечке забавного Чебурашку с открыткой.
    Её торжественно провели к ванной и потом предложили сесть во главе стола рядом с именинницей.
- Позвольте мне, - встала Анна Николаевна, - поздравить Танечку, её маму, подарившую ей жизнь, и бабушку, подарившую жизнь маме. Поэтому я хочу подарить вам альбом для семейных фотографий. Пусть Танечка оформляет семейную реликвию. Я желаю вам всем не только здоровья и дружбы в семье, но и радости от танечкиных успехов! - В её руке оказался высокий бокал с домашним ягодным компотом. Все взяли такие же бокалы. - Теперь пОдняли и трижды скажем:
- "Ура, ура, ура,
  счастья этой семье
  и полную чашу добра!"
 
    Все дружно закричали, захлопали, а когда уселись, Катя спросила: "А можно теперь я скажу?"
- У нас главная сегодня - Танечка... Пусть распоряжается. Это - сегодня её праздник, и её мамы, и её бабушки.
- Пусть говорит, раз Кате не терпится, - разрешила бабушка. - Ну, и куда ты поступила? Рассказывай!
- В "Щуку!" Я так хотела там учиться... И вот - сбылось! Сбылось с первого раза!
- А факультет? Или там отделения?
- На режиссёрский факультет!
- Обманываешь,- усомнилась сотрудница мамы, по виду - её начальница.- Там, говорят, такие конкурсы, по 50 человек на место, отовсюду приезжают и уже в возрасте...
- А меня недаром дедушка в деревню возил, мы там дачу снимали... А я в сельском клубе выступала перед началом киносеансов.Весь свой репертуар представила сельчанам. Знаете, как все мне аплодировали?! Дедушка был очень доволен!
- Ну, да, - поддакнула соседка.- В деревню артисты редко приезжают, конечно, жители рады будут. Для тебя это - большая практика. Но я предлагаю выпить по глоточку чудесного компотика за новый учебный год. Успехов всем и ученикам, и студентам, и учителям!
   
- Правильный тост, - одобрила начальница и предложила спеть. Катя без приглашения выскочила из-за стола, включила "минусовку" на своём телефоне и запела:
- "За всё спасибо, добрый друг,
  За то, что был ты вправду другом..."

- Простите, а мы что сидим? - прервала её Анна Николаевна. - Тут у нас одни "девочки", давайте споём все вместе. Включай, Катя, музыку с самого начала.
    Все с удовольствием подхватили, все уже видели этот нашумевший фильм, знали почти все слова, пела даже маленькая девочка-первоклассница, дочка соседки, запевая звонким голосочком.
   
- "Наш будущий кадр!",- подумала про себя Анна Николаевна, но не понятное "что-то" не давало покоя и ей очень захотелось домой, к своей мамочке. Казалось бы, всё было хорошо, хорошие хозяева, приветливые соседка и начальница, весёлые подружки. Вот только Катя... Что с ней?
   
    Почему в искренней радости всех от поступления ученицы в избранный ВУЗ, ей послышалась какая-то фальшивая нотка? От кого она шла? Когда все пели:
- "За то, что мне любовь твоя
  Порой была нужнее хлеба;
  За то, что выдумала я
  Тебя таким, каким ты не был...", - её всю охватило непонятное тревожное предчувствие, словно ожидание каких-то несчастий? Неужели с мамой стало плохо? Надо немедленно откланяться, извиниться и ехать домой. Пора!
    Дома всё было в порядке. На работе тоже. Но непонятная тревога оставалась...

               Часть 6. Разочарование
   
    Вот и линейка 1 сентября, "Уроки Мужества", поздравления и цветы, цветы, цветы... Во второй половине дня учителя разбрелись по своим методобъединениям. Анна Николаевна прошла в кабинет кулинарии, где её уже ждали: хозяйка кабинета Лидия Петровна, завуч по воспитательной работе, молоденькая завхоз и школьный психолог. Пришли и трое педагогов-ветеранов, ушедших на пенсию. Все доставали домашние и дачные яства, в середине стола красовался большой торт. Быстро накрыли чайный стол, уселись и подняли чашки с только что заваренным травяным душистым чаем.

- Ну, дай Бог всем работающим не в последний раз отмечать наш День Знаний! - подняла свою чашку математик-фронтовичка Клавдия Матвеевна, живущая совсем рядом со школой, где проработала много-много лет, а теперь одиноко скучающая на заслуженном отдыхе. - Удачи и здоровья желаю вам всем! Рассказывайте все новости! - по-командирски скомандовала математичка. - С кого начнём?
- Наверное, с Анны Николаевны. Она у нас теперь классный руководитель 4 класса, а не только педагог дополнительного образования,- Подключилась завуч по воспитательной работе.- Расскажите нам про ваш класс. Вам же удалось его спасти?!

- Удалось пока...
- Это что-то новенькое! Расскажите поподробнее!- попросили пенсионерки чуть ди не хором.- А то мы отстали от живой школьной жизни.

- Что рассказывать? Пригласил меня наш новый директор. Рассказал, как молодая учительница одного из третьих классов не нашла общего языка с родительским комитетом и наотрез отказалась переступать порог своего класса после 9 мая. Класс, в самом деле, очень трудный: 50 процентов - двойки по математике, 50 процентов - двойки по русскому языку. Одним словом, почти сплошь - "три пишем, два в уме".  Никто за класс не берётся, все отказались! А это - недостающий участок комплектования школы в финансовом отношении. Родители сильных учеников стали звонить, требуют подготовить документы для перевода своих детей в более престижные школы. Что делать? Четвёртые классы - это тоже переход, они тоже выпускные. Потерять такой класс для авторитета школы опасно. Директор уговаривал меня, уговаривал, а я ему:

- Вы знаете, когда у меня было классное руководство в четвёртом классе? В 1972 году!
- А он?
- А он: кроме вас некому! Вы, говорит, историк, кандидат наук, ребята вас знают. Берите, спасайте...У вас, говорит, получится! Родители вас уважают, перестанут документы требовать. Меня убил его последний аргумент.
- Какой? - повернулись к ней все присутствующие.
- Он придвинулся и полушёпотом так сказал: "Компартию уничтожили, но мы-то с вами знаем, что остаёмся коммунистами до конца, профессионалами, проверенными в деле. Возьмите класс! Приказать вам не имею права, а то бы приказал!" Я даже не знала, что он собирается уходить на другую работу. У него очень больна жена, с которой они прожили много лет. Он очень переживает, её состояние = тяжёлое. Она требует ухода... Вот почему он был так настойчив!   
   
    Все заулыбались, покачали головами, то ли осуждая, то ли одобряя последний аргумент директора, а Клавдия Матвеевна своим командирским голосом подвела итог:
- Правильно действовал! Если бы не коммунисты на местах, войну бы не выиграли! Если нужно будет, сделаем дополнительные занятия. Сама прихромаю со своей палкой, если никого не найдётся помоложе, а класс вытягивать надо. Им же ЕГЭ и по математике, и по русскому языку в девятом классе сдавать придётся! А они уже
 здорово отстали, да и за лето всё позабыли...

- Анна Николаевна, значит вашей студии - конец?
- Ну, почему же? Продолжать буду хоть пару раз в неделю... Сокращу количество, оставлю только тех, кто давно занимается...
- А как ваша Катя? Поступила? В какой ВУЗ? - Вспомнили, вдруг, все, и наперебой  заговорили: "Как она стихи читает! А как поёт! А как испанским танцем всех зажигала! А какой миловидной стала! Не тяните, расскажите о ней!"
- Поступила в Щукинское, на режиссёрский. Прошла успешно все три тура и по сочинению "отлично" получила. Вот так! Умница! Я её недавно в нашей поликлинике встретила. За справкой она приходила, наверное. - Сообщила психолог.- Я так рада за неё!
- Вот и давайте за её успехи дружно по глоточку чая!- предложила завуч.- Может, известностью станет, звездой, гордиться будем... Рейтинг школы повысится.
- На режиссёрском без связей пробиться трудно. Как бы там, на Мосфильме её не затёрли. Примут ли они её всерьёз? Хоть бы дедушка её пожил подольше. Говорят, он таким  отчаянным разведчиком был.... Сколько раз за языком в тыл врага ходил. Ей есть с кого брать пример!
   
     Весть о Катином успешном поступлении в "Щуку" быстро разнеслась по школе. Да и сама Катя на следующий день пришла поздравлять с новым учебным годом. Только одета была очень странно на взгляд многих старых учителей: какие-то полосатые брюки в обтяжку, похожие расцветкой на пижаму, старенький свитер. Ходила по классам после уроков и показывала учителям свой новенький студенческий билет. Все её поздравляли, все за неё радовались...А странная одежда... Да сейчас такая мода, хоть отводи глаза в сторону от "молодых, да ранних"! "Это поколение не терпит не только критики в свой адрес, но не любит советов старших. А зря! Упускают многое..."- говорили учителя между собой.
   
    Показалась Катя и в в новом кабинете Анны Николаевны.
- А можно, я буду к вашим ребятам приходить пару раз в неделю? Я читала, что раньше в школе вожатые были, начиная с восьмого класса. Дедушка мне тоже рассказывал, их шефами называли, тимуровцами. А я спектакль с ними поставлю к Новому году. "Ночь перед Рождеством". Я несколько раз в театре Спесивцева видела, он мне очень нравится! У меня будет начальная режиссёрская практика, если вы разрешите.

- Можно разрешить, только чтобы дополнительным занятиям репетиции эти не помешали. Класс у меня самый слабый по успеваемости, надо подтягивать. И ещё: ты пока ещё студентка, тебя бухгалтерия не сможет провести по документам как руководителя кружка, платить не будут. Нет педагогического образования...
- Да мне и не надо, я только для практики. У меня теперь стипендия будет!   
    
    Катя начала приходить и заниматься с ребятишками. Они быстро нашли общий язык, подружились, на занятиях было интересно и весело. Анна Николаевна сидела тут же, в классе, возилась с бумагами и присматривала. Вроде всё было правильно: составили расписание, наметили план занятий, достали готовый сценарий, сократили его, распределили роли и подготовка к Новому году закипела.
    А после занятия они пили с Катей чай и беседовали, как и прежде. Учительницу больше всего интересовало, как учится Катя, какие работы выполняет, какими книгами пользуется. Конспектов, как у хорошо успевающих студентов, Анна Николаевна у Кати пока не увидела. Однажды Катя спросила между делом: "Какую справку от врача надо предоставлять в учебный отдел? Я привезла от  нашего участкового врача, а они мне сказали, что нужна другая..."
- Там нужна особая, кажется по форме № 86, не помню точно. Это можно спросить у нашего секретаря директора, а ещё классные руководители старших классов знают, они должны знать, спроси у них.
   
    Чем ближе подходили они к встрече Нового года, тем больше каких-то смутных  сомнений рождалось у Анны Николаевны. Но она так много занималась проблемами своего класса, что некогда было остановиться и спокойно всё обдумать.Трудность была в том, что она вела уроки истории и экономики в самых старших классах,на первом этаже  первого корпуса, а её подопечный класс  был на третьем этаже второго корпуса. Приходилось за короткую перемену пробегать большие расстояния, а дверь в начальную школу запиралась на ключ, который ещё приходилось к тому же  часто разыскивать.
    Кроме того, её класс отличался от других четвёртых тем, что в нём  работали учителя-предметники, чтобы подогнать знания к программе пятого класса. И её малышам поневоле пришлось стать взрослее своих сверстников на целый год, привыкая к разным педагогам. Только после пяти или шести уроков можно было обосноваться на третьем этаже, чтобы проследить за дополнительными занятиями, репетициями и узнать всё, что произошло за учебный день.
   
    Самая большая загадка возникла тогда, когда готовилась премьера катиного спектакля в школе. Всё было сделано: выучены роли, придуманы костюмы, реквизит, разыгрывались даже на переменах мизансцены. Девочки сплели из искусственных цветов красивые венки, пришили к ним разноцветные ленты, родители достали где-то через знакомых "вышиванки", сделали из чьей-то старой меховой шубы головные уборы для мальчиков, а для девочек набрали гору цветных платков. Кто-то из родственников нашёл баяниста, матери "артистов" уговорились напечь пирожков, блинов и плюшек для сцены с Колядой... Одним словом, работа кипела. Была нарисована и повешена на видном месте в коридоре первого этажа красивая афиша с указанием исполнителей и режиссёра-постановщика. Сделаны были пригласительные билеты для работающих в их классе учителей.

    Наконец, наступило время для спектакля. За Анной Николаевной прибежали взволнованные  ребята. 
    - У нас всё готово, - сообщили они. - Только с Катей творится  что-то странное. Там зрителей набралось - полный зал, а она ничего не говорит, не начинает.
    Да, с Катей произошла непонятная метаморфоза: она сидела справа от сцены на  корточках,отвернувшись от всех, "завинтившись" в кулису, и ни на что не хотела реагировать. Как ни старалась Анна Николаевна растормошить её, ничего не получалось. Ласково поглаживая Катю по спине, учительница говорила ей тихо: 
- "Пожалуйста, не волнуйся. У тебя всё получится. Вставай, ты будешь с одной стороны сцены, а я с другой. Начнём спектакль!" - Катя не отозвалась, ещё больше закутываясь в кулису...
- Все по местам! Баянист, приготовьтесь!- Громким шёпотом приказала Анна Николаевна. Мальчики надели шапки, взялись за руки, крикнули дружно: "Эх!" И бегом по кругу  под музыку, ударив дружно шапками об пол и ещё раз вскрикнув:"Эх!"- лихо станцевали что-то похожее на упрощённый гопак.
   
    Затем вышли парами разнаряженные девочки в разноцветных венках, посмеиваясь и стуча каблучками, словно наступая на мальчиков, а потом отбегая назад... Прошла сценка с Оксаной, с Солохой и Чёртом, потащили на санках мешки с "колядками". Блеснула "Царицей" единственная отличница класса, и кузнец Вакула развернул перед Оксаной  павлово-посадский платок, откуда вынул "царёвы черевички", все облепленные битыми елочными игрушками. В зале понимающе засмеялись... 

    Наконец, последний хоровод по сцене и радостные аплодисменты зала.

- Последний поклон и всё!- Спектакль не был сорван, а радостные "артисты" отправились в свой класс, где родительницы уже приготовили чаепитие. И только Кати нигде не было...

            Часть 7. Неожиданный удар
   
    В зимние каникулы Анна Николаевна оторвалась от своих бумаг, журналов и поехала на Арбат в Щукинское училище. Она обратилась в учебный отдел с вопросом:   - Как учится у вас студентка 1-го курса, моя бывшая ученица, кажется, она на режиссуре?
    Молоденькие девушки перерыли и пересмотрели все бумаги, но ни в одном списке Кати не было. Не было приказа о её зачислении! Даже в списке абитуриентов, зарегистрированных на первый тур, её фамилии не было. Ни среди иногородних, ни среди москвичей  Кати не было вообще...
    
    Анна Николаевна внезапно почувствовала такую непереносимую боль где-то в середине груди, что покачнулась на стуле и чуть было не упала. Девушки мгновенно поддержали её с двух сторон. Пожилая учительница, вдруг, услышала разговор девушек:
- Врача, надо вызывать скорую...
- А пока-то что надо делать?
- Не знаю... Выгляни в коридор, нет ли там кого поопытнее нас...

- Девочки, ничего не надо, у меня в груди заломило, потом голова внезапно закружилась, но сейчас мне уже лучше, пройдёт. Я пять минут посижу с вашего разрешения и поеду. Там у меня в сумочке лекарства для мамы, там есть сердечные, посмотрите...
- Что у вас случилось? Отчего вы так внезапно почувствовали боль?
- Ученица меня, выходит, обманула, сказала, что поступила к вам, что учится на режиссёрском. Не одну меня обманула, а всю нашу школу! Вот лгунья какая, так провести всю школу, где училась одиннадцать лет... Это же ни на что не похоже... Я такого от неё не ожидала: это - подло, мерзко... Боже мой, кто это позволил вот так изощрённо издеваться над учителями? - На глазах пожилой женщины, много видевшей,  пережившей войну и потери близких людей, показались слёзы. 

- Какое глумление, какая гадость... Так ужалить... И кого? Тех, кто искренне любил её. Как это называется? Это - настоящее, не описанное ещё мошенничество. Да-да, это - преступление против человечности! Боже, что будет с нашей Россией, если человек всё чаще становится бездушным Пакостником... Извините, девчатки, я пойду. У меня мама дома одна. А она блокадница. Простите меня, я поеду... Извините...

- Нет, мы вас просто так не отпустим! Нам надо убедиться, что вам полегчало. У нас обеденный перерыв. Попьёте с нами чаю? Расскажите нам, вам легче будет, а нам полезно для опыта, мы же ещё так мало знаем о жизни, - заговорили девушки, перебивая друг друга.- А жизнь, оказывается, такая сложная...
- Что рассказывать? Девочку я вела шесть лет подряд. Уделяла времени больше, чем другим. Любила, как своё родное дитя...- Стала делиться подробностями о катиной судьбе Анна Николаевна.- Она очень талантлива, это - не только моё мнение. Как я теперь всем людям в глаза смотреть буду, как объяснить такой вопиющий обман? Можно провалить экзамены, можно поступить а другой ВУЗ. Это - не преступление, это выбор судьбы. Никто не осудит! Но она солгала, предала всех, кто ей помогал справиться с жизненными трудностями... Как понять это?
- Может быть, у неё дедушка умер летом, пока вы были в отпуске? Он - ветеран... Или тогда умер,перед спектаклем...
- Не знаю... Ни от кого не слышала, она тоже не говорила ни слова!Самое обидное: мне даже посоветоваться сейчас не с кем. Стыдно! Стыдно за неё и за себя, что не разглядела, не заметила, не предотвратила... Теперь по гроб жизни не смогу спокойно засыпать. Всё буду думать: "В чём я допустила непростительную ошибку?" И нельзя звонить дедушке, вдруг, и он обманут? Ведь она же всем показывала 
студенческий билет с фотографией,  подписью и печатью.

- Не надо винить себя, - сказала симпатичная шатеночка. А её подруга, блондинка с голубыми глазами, добавила:
- А я во время Вашего рассказа всё время думала: "Как жаль, что я не училась в Вашей школе..." 
- Особенно  моей мамочке ничего нельзя говорить о Кате. Если мне стало так плохо, то что будет  с ней, когда она узнает, какая же дрянь эта самая Катя. Как она ловко провела всех нас на дне рождения Танечки... Словно опытная изощрённая воровка, мошенница! Не даром я почувствовала неладное с первого же мгновения, как только увидела её в прихожей. Она оттеснила именинницу, прыгала и кричала, что поступила с первого раза на режиссёрский факультет.
-  И все были рады...

- Что это? - спросила она снова у девушек, - как это можно юридически обозначить: обман, мошенничество, игра на нервах пожилых людей и тайное наслаждение от своей власти над ними? Тоже мне нашёлся новый психо-манипулятор. Какой-то новый Вольф Мессинг на мою бедную голову! Но только Вольф был добрым и всегда боялся причинить кому-то вред, душевную боль. Он не был злым!  А такое  зло придумать мог только изощрённый негодяй! Столько лет учиться у меня, взять всё,что только можно, а  потом обмануть жестоко. Какая у неё выгода? Так подло ударить в самое сердце! Ей же за это никто не заплатил?  Это я хотела заплатить ей за подготовку спектакля. Она много поработала, а я вела учёт в специально отведённом журнале. В общем, бухгалтерию завела с почасовой оплатой, чтобы из своих средств заплатить ей, как начинающему педагогу и режиссёру. Думала, пойдём вместе, купим самый красивый костюмчик для учёбы...- Расплакалась начинающая было приходить в себя добрейшая  Анна Николаевна.

- А, может, она больна и скрывает это? Помните, вы упомянули, что она  часто периодически пропускала по две-три недели, а ходила полураздетая в любую погоду? Это может быть психическое отклонение от нормы... И ещё: завернуться в кулису взрослой девушке на глазах у всех, с кем так долго готовилась? Это похоже на заболевание... Я в медицинский поступала, всего один балл не добрала... Очень хочу помогать людям, мечтаю разгадывать их болезни и находить причину, чтобы правильно излечивать людей, - поделилась своей заветной целью худенькая блондинка. - Не лечить, а излечивать! - подчеркнула она.

- А я тоже поступала, и тоже баллов не хватило! По английскому, будь он неладен. Сорвалась на грамматике... Теперь на вечерние курсы хожу, зубрю. Всё равно своего добьюсь!
- А в какой же ты задумала поступить? -  Осторожно поинтересовалась у шатенки учительница.
- Хочу быть программистом-профессионалом, с детства отец приучил с инструментами дружить и с математикой. Там парней много, интересно будет посоревноваться с ними... Да и подружиться будет с кем! Выбор большой! Только бы не ошибиться...
- Ну, девчата, вы - молодцы, вы своего добьётесь, только постарайтесь честным образом идти и побеждать. Уж очень быстро целые армии мошенников-добровольцев у нас появились, не попадитесь в их грязные лапы. А, может быть, Катя неправильно поняла тютчевский "Силентиум"?  Или всё-таки серьёзно больна? Тогда почему меня не поставили в известность? Ну, пожелаем друг другу большой удачи! Пойду, мне пора, а то мама начнёт беспокоиться. Спасибо вам...Мне уже легче...

    В метро  эта пожилая уставшая женщина, глядя в окно, всё-таки опять поплакала. Было больно, обидно от такого незаслуженного оскорбления. Не понятно, как теперь смотреть в глаза обманутых Катей учителей. Как теперь возить на Воробьёвы горы других чтецов? Там же обязательно возникнут вопросы об этом "педагогическом шедевре". Сколько раз она ещё услышит вопрос о "студенческих" успехах своей самой талантливой и работоспособной ученицы?
 
    А что отвечать ученикам её нового класса, которые успели полюбить эту лгунью,  как этот обман может повлиять на них?  И, вдруг, она  вспомнила мальчика Сашу из своего нового класса: круглый отличник и такой же круглый сирота: отец известен, иногда проходит мимо дома "незаконного и непризнанного сына", мимо его соседей.  Мать мальчика умерла, когда Саше было всего три года. Наверное, с горя... Он стал жить с бабушкой, а она, умирая, попросила свою двоюродную или даже троюродную сестру оформить опекунство, взяла с неё слово, что  ни в коем случае не откажется от него, не бросит.
    Вот и живёт Сашок с бабушкой - опекуншей. Рядом в другой комнате - её замужняя дочь. Саша с бабушкой делят маленькую комнату, бабушка часто болеет, тогда Саша полностью ухаживает за ней, и она начинает оживать, начинает ходить на все собрания в школе. Саша - её любимец, взрослая дочь даже обижается на неё за это.
 
    Анна Николаевна вспомнила первые дни своего классного руководства. Она тщательно изучала новые имена, фамилии, личные дела, запоминала адреса, имена-отчества родителей и еле живая от усталости брела домой. Как вдруг в парке  на главной аллее к ней подбежал Саша, посмотрел серыми внимательными глазами и вежливо спросил: "А куда вы идёте?? На автобус? Дайте мне ваш портфель! Я вас провожу."
- Уроки надо тебе делать!
- Я уже всё сделал!  Бабушка проверила. Я тут часто гуляю. Мне ещё полчаса гулять можно, только из парка нельзя никуда уходить. Я вас провожу и пойду домой.  Вон в тот дом! Скоро ужинать будем. Бабушка хотела меня в другую школу перевести, через дорогу. Потом всё о вас у всех расспросила. Сказала, что можно мне с нашими ребятами остаться, что не будет она документы забирать у директора. Я рад! Вот здесь у нас остановка. Я пойду?  До свидания! Я вас иногда провожать буду и портфель помогу до автобуса донести. Можно? До завтра! Я рад, что вы согласились наш класс взять...
    
- Да... Теперь у меня есть Саша, и ещё 22 маленьких человечка, и их родители, которые поверили в меня и не перешли в другую школу. - Вздохнула в конце своего  путешествия Анна Николаевна. - Жизнь продолжается, будет что снова обсуждать по вечерам с мамочкой. Спасибо тебе, учительская судьба! В моей семье было много учителей, и всегда они говорили: "У нас трудная профессия, но мы умеем любить чужих детей! Мы развиваем их таланты, заложенные природой!"
         
      Так будем  же  развивать и ту капельку добра, которая тоже заложена природой в каждом человеке. Добро должно стать сильным и победить!
      Через некоторое время  кто-то из выпускников рассказал ей, что Катя вышла замуж за курсанта и уехала с ним в его военную часть...


 
               

 

 


 
 








 





 
 
 
               

               
 


Рецензии
Очень хорошо здорово у вас получилось. Я тоже учитель.

Руслан Царгасов 15   25.11.2022 18:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.