Ф. Ф. Тетбери. Что такое опытная проповедь?

ЧТО ТАКОЕ ОПЫТНАЯ ПРОПОВЕДЬ?
Ф.Ф.Тетбери (1871)

Опытная проповедь - это то, что позволяет служителю рассказывать своим слушателям на собственном опыте о том, какое влияние истина, которую он проповедует, оказала на его собственную душу: как он поверил в нее и полюбил ее. Проповедник опыта не угодник людям и не льстец: он вряд ли будет собирать вокруг себя, как своих постоянных слушателей, таких, как любящие деньги, алчные, мирские, легкие, гордые, самодовольные и лицемерные исповедующие люди. Он не только цитирует Священное Писание, но, благодаря силе Святого Духа, иногда может его раскрыть. Когда он проповедует учения Евангелия -  например, Божие вечное избрание Своего народа во Христе прежде всех миров - он может объяснить причину, почему он считает это жизненно важной истиной, и как Господь открыл ее его душе и сделал ее драгоценной для него; так, чтобы он чувствовал уверенно, что это от Бога, и знал это по своей собственной жизни, и не мог с чистой совестью задушить истину в своем служении и, таким образом, удержать ее от людей из страха оскорбить тех, кому не дано было поверить в это и принять это с любовью. Когда его сердце воспламеняется сладостным чувством избирающей любви, человек может с таким же успехом попытаться предотвратить попадание солнечных лучей на землю, как и попытаться заткнуть рот другим или закрыть его себе, чтобы не передать этого своим слушателям, притом таким образом, чтобы заставить их почувствовать, что он придерживается этого не просто как мнения или теоретически, но верит этому, и чувствует, что это истина в Иисусе, и он находит в ней разум и пищу для своей души. В его религии есть главное понятие:  религия Христа есть движение и жизнь.
Когда он проповедует о грехопадении человека, человеческой порочности, виновности и беспомощности грешника, он может рассказать своим слушателям, как благословенный Дух убедил его в том, что он погиб и погиб при падении, в каком мрачном и нечистом состоянии ему были показаны его разум и сердце, как он был приведен к тому, чтобы увидеть и почувствовать себя осужденным по закону грешником, и что если бы Бог поступил с ним исключительно на основании закона,. он должен был быть потерян на всю вечность. Он может сказать, что он чувствует -  как заключенный, дрожащий на скамье подсудимых, который предстает перед судом за преступление, наказуемое смертной казнью, и не знает, что будет с ним, будет ли он оправдан или осужден.
Когда он проповедует Господа Иисуса Христа, он может рассказать своим слушателям, как вечный Дух открыл его душе правду о Нем, как Он привел его с Синая на Голгофу и показал ему необходимость Иисуса в его жалком состоянии, как Его Кровь искупила его грехи: как Иисус избавил его от них Жертвой Своей, как Он «пострадал, Праведный за неправедных, чтобы привести нас к Богу», как Он понес грехи Своего народа в собственном теле на дереве, как Его жизнью, страданиями, смертью и воскресением закон был исполнен, справедливость удовлетворена, смерть и ад побеждены, врата небес открылись, Его людям  грехи прощены, их души оправданы, омыты и «без пятна, морщины или чего-то подобного». Теперь, когда он проповедует Христа таким образом, в его сердце пылает огонь: в его душе ощущается небесное сияние, ему открыта дверь небес, течет вода, и его проповедь подобна «текущему ручью, а не  застойному бассейну. Его духовно проницательные слушатели могут видеть, что Христос живет и говорит в нем, и что Христос - это жизнь его служения. Когда он говорит об «ужасной яме и грязной глине», он может рассказать, как Святой Дух показал ему, что он был в этом состоянии, и как Господь Иисус вывел его из этой беды, поставил его ноги на скалу и вложил новую песню в его уста.
Когда он говорит о чреве ада Ионы, он может сказать, что это значит быть там, и как он мог, когда Господь избавил его душу оттуда, с чувством сказать: «Спасение от Господа». Когда он говорит о темнице Иеремии. он может сказать, какие душевные провалы он там почувствовал, и как Господь услышал его крики, подошел и сказал: «Не бойся!». Когда он говорит о пустынях и пустошах, через которые «странники и пришельцы» путешествуют в лучшую страну. он может что-то сказать о тумане, ямах и болотах, с которыми он встречается во время путешествия в Царство Небесное. Когда он говорит об искушениях сатаны, он может сказать, какое влияние они оказывают на него, как он встревожен, когда старый лев рычит ему в уши и день за днем подстрекает его к греху, как бы побуждая его к этому, заставляя его бояться того, что если искушение не утихнет, он обязательно упадет: он будет чувствовать себя человеком, которого толкают, вопреки его воле, к какой-то опасной пропасти, в которую он должен упасть, если не будет быстро избавлен. Он может засвидетельствовать, как Спаситель знает его искушение, помогает ему перенести его и проявляет свою мудрость, находя выход из него: после этого он чувствует истинность слов: «Знает Господь, как избавить благочестивых от искушения».
Проповедуя работу Святого Духа в руководстве и призвании души искупленного грешника, такой человек может рассказать, как Дух работал в нем, звал его, оживлял его, сокрушал ему сердце, просветил его разум, вызвал крик в его душе, положил его в прах перед святым Богом; как он был ранен, а потом исцелился; убит, а затем оживлен; сбит с ног, а затем поднят; как он был вынужден почувствовать свою наготу и нищету; как затем ему принесли лучшую одежду, чтобы прикрыть его, дали кольцо на руку, обувь на ноги, был заколот откормленный теленок, и таким образом он знает, что значит потеряться и быть найденным, чтобы жить и быть в радости.
Когда он проповедует о конфликте в верующем между плотью и Духом, старым человеком и новым человеком благодати, он может войти в это, почувствовав  истину, познанную и прочувствованную его душой. Он знает, что у каждого Авеля есть Каин, у каждого Исаака - Измаил, у каждого Иакова - Исав, у каждого Давида - Саул, у каждого Езекии - Сеннахирим, а у каждого Мардохея - «злой Аман». Он может сказать, что в его плоти нет ничего хорошего; что его миловидность обратилась в нем в тление, что сердце его лукаво более всего и крайне испорчено; и что когда он хочет делать добро, с ним присутствует зло. 7-я глава Послания к Римлянам была ему известна и воспринималась как точное описание конфликта между природой и благодатью, плотью и Духом, когда он ощущается в душе благодатным учением Святого Духа.
Он может на собственном опыте заявить, что только «Дух животворит, а плоть не приносит никакой пользы»; что они противятся одно другому, так что он не может делать то, что хотел бы; что Святой Дух - единственный действенный Учитель «истины, как она  есть в Иисусе», единственный Утешитель, и Тот, Кем Христос назван Господом, и по Чьему свидетельству в своем духе он знает, что он дитя Божье. В своем служении он много останавливается на необходимости Святого Духа в возрождении души, в открытии ей всего, что от Иисуса, в пробуждении ее и сохранении ее для Бога, производящем истинное покаяние, веру и надежду, радость и мир в нем. Он знает, что проповедь, какой бы здравой она ни была, без Его милостивого помазания не производит по-настоящему полезных результатов, прославляющих Бога и полезных для грешников. Он не чувствует себя утешенным, останавливаясь на обычной ноте неопытного проповедника «Делай, делай, делай», но любит произносить вслух славное: «Сделано, сделано, сделано». Он не открывает и не может открывать свои выступления обычным старым ржавым ключом свободы воли, который не отпирает двери хранилищ Евангелия; но он использует, по указанию Святого Духа, необычный, яркий ключ свободной благодати, который открывает двери, ведущие в богатые и полные житницы евангельского милосердия, истины и любви, из которых дается голодным и жаждущим «без денег и без платы». Он никогда не велит мертвому грешнику делать работу живого Бога; но указывает на его потерянное, виновное и беспомощное состояние; что он уничтожил себя, и что его помощь должна исходить от Господа. Он предупреждает его, что, если он умрет без истинного покаяния, он должен погибнуть (Лк. 13. 3); если он умрет без истинной веры в Господа Иисуса Христа, он будет проклят (Мк.16.16); если он умрет, не родившись свыше от воды и Святого Духа, он не сможет войти в Царство Божие (Иоан. 3.5).
Когда он проповедует заповеди, он по опыту знает, что ни один необращенный человек не может их соблюдать; что они духовны, и что человеку нужна духовная сила и благодать, чтобы соблюдать их всем своим сердцем, и творить это во славу Божью. Он чувствует, что в сердце должна быть евангельская благодать, прежде чем можно будет практиковать евангельские заповеди в жизни. Он не враг заповедям; но он утверждает, что они не могут быть выполнены мертвыми во грехе или мертвыми в исповедании; только теми, кто обновил в Духе свой разум и в которых Святой Дух производит и «желание, и действие по Своему благоволению».
Когда он проповедует об обетованиях, он знает, что у него нет руки, чтобы взять любое из них себе; если она не будет дана ему, он не сможет их усвоить себе, но чувствует, что ему нужен благословенный Дух, чтобы применить их с силой к своей душе. Он научен этой истине: «Человек ничего не может получить, если не будет дано ему с неба» (Иоан.3.27 KJV). Он может видеть и читать их в Библии, когда он не может вкусить сладость любого из них в своей душе; поэтому он обнаруживает, что Господь ведет его на пути бедствий, искушений, затруднений, скорбей, тьмы и трудностей, чтобы опытно познакомить его с собственным бессилием и всемогуществом Бога в применении его драгоценных обещаний с силой к его душе; Бога, Который исцеляет его, когда он ранен, поднимает его, когда он находится в покое, воодушевляет его, когда он унывает, оживляет его, когда он полон уныния, освежает его, когда он бесплоден, ободряет его, когда он мрачен, укрепляет его, когда он слаб, восстанавливает его, когда он блуждает, радует его, когда он печален, согревает его, когда он холоден, просвещает его, когда он сидит или ходит во тьме, и ободряет его, когда он робок или боится. Когда Господь дает такое обетование, он имеет намерение совершить великую работу. О, как слово Господа поддерживает тонущую душу!
В последнее время у автора, как он считает, было несколько слов, данных ему от Господа, которые очень помогли его душе. Раньше его разум был немало сбит с толку. Когда он шел недалеко от своего дома, в его душу вошло мягкое и сладкое тающее чувство, тянущее ее к Господу. По мере того, как оно увеличивалось, он начал спрашивать Господа, что его ждет, зная из прошлого опыта, что за такими посещениями его души обычно следовало нечто необычное. Когда он шел по дороге, прося Господа дать ему слово, в его сознании пронеслись слова: «Скажи праведнику, что ему будет хорошо». Это было большим подспорьем, особенно слова: «Ему будет хорошо». Сразу после этого он начал думать о персонаже: «праведник» и «он»; «Ему будет хорошо». Сомневаясь, был ли он «им» в тексте, он начал просить Господа дать ему другое слово, более личное. Вскоре после этого 22-й псалом был принесен в его душу с силой: «Господь мой Пастырь, я не буду нуждаться» и т.д. Он чувствовал, что может правильно использовать слова, не говоря ложь. Здесь у него было слово «мой», «Господь мой Пастырь», и он мог использовать его с чувством уверенности, Господь Иисус был его Пастырем.
Несколько других мест Псалма были благословенны для его души. Как это растопило его сердце, смирило его перед Господом и заставило плакать слезами радости! Несколько человек прошли по дороге в то время, когда его душа была так благословлена, и он подумал, что некоторые из них остановятся и спросят его, в чем дело, поскольку он чувствовал, что с трудом может удержаться от громкого крика. Теперь, когда он находился под влиянием этого милостивого посещения, дела, близкие его сердцу, были свежи в его памяти, такие как небольшое дело, над которым он был поставлен, строительство новой часовни и высшие интересы той, кто ближе всего, как земные друзья, его сердцу. Как он чувствовал, что вернется домой и расскажет ей, как Господь явился его душе. Но когда он попал туда, он не смог этого сделать. Господь, простите его за застенчивость именно в этом! Как очень трудно он много раз чувствовал, как в правильном духе говорить со своими земными родственниками и друзьями о Господе и Его милосердных делах! Тем не менее, он часто пытается говорить о них Господу. Какое счастье получить слово от Господа! Читатель, ты скучаешь по Нему?
Вскоре после этого освежающего посещения на его душу пришла телесная скорбь, и он не смог выполнить свои обязательства. У него сложилось впечатление, что по воле Господа он должен остаться дома и написать эту статью. Если на то будет воля Господа, пусть Он благословит это своему бедному испытанному слуге! «Он все делает хорошо». О, чтобы сердце могло сказать: «Да будет воля Господа!».
Опытный служитель не говорит своим слушателям по свободной воле, ибо если она у него есть, то она в том, чтобы делать то, что даровала ему свободная благодать Божья; не призывает мертвых совершать дела живых, а природу - приносить плоды благодати. Его проповедь не дает пищу для тщеславия тщеславного ума, фантазий для ума причудливого, и также не дает удовольствия плоти для плотского ума, поскольку он научен чувствовать свою слабость, когда Бог касается жилы его бедра, он хромает, и он часто побуждаем об этом говорить, чтобы помочь тем, кто находится на том же пути или в тех же условиях, что и он сам. Сам будучи «хромающим нищим», он является средством благословения для тех, кто в том же состоянии, кто его слышит.
Некоторые могут спросить: что может «хромающий нищий» проповедовать с кафедры? Разве Господь когда-либо разрешал кому-либо из таких занимать столь торжественное положение? Многие слушатели, обученные Духом, могут без колебаний сказать: «Да», потому что они знают, что получили добро для своих душ под служением такого «хромающего» человека. Он часто оказывается самым полезным проповедником для «детей нуждающихся». Он не может проповедовать силу твари, добро или способность человека помогать себе в том, что является духовным. Он проповедует силу Сильного спасти. Будучи сам настолько зависимым, он не может проповедовать независимость человека. Иногда он доходит до того, что не берет текст. Ему часто бывает труднее получить текст, чем неопытному проповеднику начать проповедь. Прежде чем он дает текст  людям, он стремится к Господу, чтобы иметь Его Самого в своем сердце; так что это может быть похоже на «огонь в костях его». В его душу вселяется уверенность, когда он чувствует, что может выступить перед людьми со словом от Бога; а когда он не может этого сделать, он идет на кафедру в цепях, чувствуя себя человеком, которого вот-вот бросят в воду, и не знает, утонет он или выплывет.
Господь наиболее благословенно является для него в некоторые из этих (для него) плохих времен, так что в конце служения душа его ходит по высотам, взбираясь, как на орлиных крыльях, в удивительные драгоценности Евангелия; цепи разбиты, оковы разорваны, и проповедник может сказать: «Теперь я восхваляю Господа». Но когда он начинает проповедовать на свободе и кончает в рабстве; начинает во свете и заканчивает тьмой; начинает полный, а заканчивает пустой; начинает с сердечного взлета и заканчивает унынием; начинает ощущать присутствие Господа и перестает ощущать Его отсутствие; начинается на высоком месте и заканчивается на низком; начинает чувствовать себя сильным и заканчивает слабостью; начинает чувствовать, что все в порядке, и заканчивает чувством полного замешательства; он возвращается с тяжелым сердцем, с волнениями внутри и метаниями в душе, которые отдых  не может облегчить, и чувство, что он никогда не сможет снова предстать перед людьми и говорить с ними во имя Господа. В такое время враг его души не бездействует, неверие и гордость не спят, его сердце внутри него тонет, в душе ощущается неописуемая горечь, для устранения которой потребуется какое-то здоровое физическое средство. По его мнению, недостатки будут видны как с увеличительным стеклом в том, о чем он говорил, либо по существу, либо в манере, либо в том, что было сказано, либо в том, как это было преподнесено. Может быть, когда он проповедовал таким образом, в людях наблюдались беспокойство или вялость, которые, как правило, подтверждали его впечатление о том, что под проповедуемым им словом не было получено никакого благословения; люди, покинувшие свои места в такое время, значительно усилят его бремя, и могут крепче сковать его оковы. Все это очень болезненно переносить, это унизительно для гордой плоти, но не должно отвергать во благо проповедника, а также во благо слушателя. После периода такого рода испытаний нередко он слышит, как какая-нибудь бедная душа получает благословение и получает добро в то самое время, когда он проповедует в таком рабстве. Это одновременно воодушевляет его и удивляет, потому что он знает, что только Господь должен быть Автором полученного людьми блага. Он также узнает отсюда о верховной власти Бога и о том, что Он работает со своими слугами, когда, как и где Он выбирает; и Он не ждет, пока проповедник подарит Ему радостные и счастливые чувства; но использует его для блага душ своих людей, даже когда он чувствует себя непригодным для молитвы или проповеди; непригодным для церковной скамьи или кафедры, непригодным для жизни или смерти, непригодным для церкви или мира, непригодным для сражения или полета: но, боясь повернуть назад, произносит в душе молитву бедной женщины: «Господи, помоги мне». Да, и Он ему поможет. Это «Господь, помоги мне» очень популярно среди проповедников опыта, да и среди опытных слушателей тоже. Как тяжело такому человеку поверить в то, что Господь послал его проповедовать, несмотря на такие попытки. Этот проповедник может рассказать как о темной стороне христианского опыта, так и о светлой. Он знает, что есть долины и холмы, пустынные и плодородные места, горечи и сладости, бури и покой, «день невзгод, а также день процветания».
Когда он проповедует призыв Евангелия, он может заявить на собственном опыте, что ни один плотской человек, не призванный Святым Духом, никогда не будет им следовать; что никто не желает и не может прийти ко Христу, кроме как привлеченный Отцом; что никто не придет к Нему за покоем, кроме тех, кто почувствует бремя и вину своих грехов; чтобы никто не приходил к Нему пить, кроме жаждущего. Он это чувствует и это твердо придерживается. Такого проповедника не часто берут из особняка, но обычно из какого-нибудь скромного положения в жизни; он редко получил образование, полученное у ног Гамалиила, но его обучали лучшие из учителей школы Христа. Поскольку он не всегда носит дорогую одежду, он может быть непривлекательным для тех, кто «судит по виду своих глаз». Живые души его найдут, и в своем служении он их обнаружит. Он, как правило, не пользуется репутацией либерально настроенного человека. Его внутренние муки настолько живы в его душе, что он не может легко утопить их, чтобы от всей души присоединиться к тем, кто отличается от него. Собрание, которое слышит его проповедь, часто может быть легко исчислено.
Кто возражает против опытной проповеди? Обычно те, кто имеет лишь исповедание, у кого вся их религия за пределами, путешествуют в основном по гладкому пути, плывут по спокойному морю, имея все, что внутри них движется, одинаковым; все они плоть, и никакой дух ей не противоречит. Это люди, у которых нет бремени, которое нужно облегчить, нет болезней, которые нужно лечить, нет ран, которые нужно перевязать, нет греха, который нужно прощать; такие, которые здоровы и не нуждаются во враче, которые не знают «сердечной чумы», не знакомы со всеми входами и выходами, взлетами и падениями, простудой и жарой, печалями и радостями, горечью и сладостями , удовольствиями и болями, страхами и сражениями живых детей Господа. Опытная проповедь такого служителя мало что дает для искренних людей; это те, кто напрасно воображают, что могут платить за то, что хотят, и, будучи сыты, никак не нуждаются в свободной благодати Господа Иисуса Христа.
Кто те, кто одобряет и любит опытное служение? Это бедные и нуждающиеся, те, у кого «слабые руки, слабые колени» и часто боящиеся от сердца; истерзанные, больные, слепые; готовые погибнуть; несчастные, испытанные и искушаемые, измученные грехом, измученные дьяволом и потерянные. Это те, что не видят в себе добра; но скажите с Иовом: «вот, я подл», и с Петром: «Я человек грешный, Господи». Нагие любят слышать о Том, Кто покрывает их одеждой праведности. Должники любят слышать о Том, Кто выплатил все их долги. Заблудшие любят слышать о Том, Кто может спасти. Виновные и оскверненные любят слышать об Агнце Божьем, Чья драгоценная кровь очищает их от всякого греха.
В чем преимущества такой проповеди? С ней люди Господа часто узнают, кто они, где они и что они собой представляют. Она помогает искать души, ободряет души, падающие в обморок, укрепляет слабые души, утверждает заблудившиеся и оставленные души. Она прославляет Господа, и она почитает Его, благословляя души Его народа. Когда проповедник может рассказать на своем собственном опыте, как Святой Дух научил его познанию греха по закону, как Он настиг его, заставил взывать о милосердии, не дал ему следовать за толпой, чтобы творить зло, отделил его от своих старых товарищей, склонил его читать Слово, чтобы разделить свою судьбу с народом Божьего; как его ноша была снята, и его душа выведена на свободу; как Господь поддержал его в искушениях, поддержал его в его испытаниях, избавил его от них; как Святой Дух открыл Евангелие его душе, сделав его силой Божьей ко спасению, как страх Господень был вложен в его сердце, и о его влиянии через внутреннее и внешнее воздействие; когда он описывает глубины, в которые он погружается, и высоты, которые он поднимает; какую тьму он чувствует, и как она удаляется; какие страхи и опасения у него есть и как они устраняются; в каком он бывал пустынном и бесплодном состоянии; и как Господь посещает его и заставляет пустыню «радоваться и расцветать, как роза»; как и когда он почувствовал, что Христос драгоценен, и как он смог открыть уста, чтобы говорить от Его имени публично. Несомненно, проповедник, который может опытно говорить об этих вещах, должен быть средством в руках Господа для обнаружения тех, кто проходит через подобные упражнения, и тем самым помогает им и воодушевляет их. сделав это силой Божьей ко спасению, как страх Господень был вложен в его сердце, и как его влияние на внутреннюю и внешнюю стороны. Когда он описывает глубины, в которые он погружается, и высоты, которые он поднимает; в какую тьму он чувствует, и как она удаляется; какие страхи и опасения у него есть и как они устраняются; в каком он пустынном и бесплодном состоянии; и как Господь посещает его и заставляет «радоваться и расцветать пустыню, как роза». Как и когда он почувствовал, что Христос драгоценен, и как он смог открыть уста, чтобы говорить от Его имени публично. Несомненно, проповедник, который может опытно говорить об этих вещах, должен быть средством в руках Господа для выявления тех, кто проходит через подобные упражнения, и тем самым помогает и воодушевляет их.
Кто-то скажет: «Вот где я нахожусь». другой скажет: «Я чувствую именно это»; и еще один «надломленный тростник» получит свою маленькую надежду и сохранит ее в течение нескольких дней после того, как он услышит, как опытный служитель опытно проповедует Слово и работу Бога, как они известны и ощущаются в его собственной душе. Правда, он вряд ли понравится неопытным слушателям, особенно тем, кто хочет проповедовать. Для некоторых проповедь подобна человеку, говорящему на неизвестном языке.
Как мало церквей и часовен построено с единственной целью проповедовать в них опытную проповедь и исключить из них все другие виды проповеди! Если бы пришлось закрыть все места, где нет опытной проповеди, сколько пустующих церквей и часовен было бы на нашей земле! Если бы люди, которые сейчас поддерживают проповедников, которые не опираются на опыт в своей проповеди, прекратили бы это делать, сколько их осталось бы без работы. Интеллектуальные и неопытные проповедники, как правило, более готовы проповедовать, чем опытные, и они считают себя способными наставить других, как им следует проповедовать. Для естественно мыслящих может пригодиться интеллектуальная проповедь; опытная проповедь подходит пьющим духовное вино; первое действует на голову, второе на пользу сердцу.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии