Совок признательности

– Обожди, дай вытру! Ну, что ты?  Никогда раньше не видела. Прямо как моя бабушка, – удивилась хозяйка дачи тому, что гость собрал все крошки в свою широкую ладонь и тут же отправил их в рот. - Она тоже вот так делала, как поест, обязательно ладошку совочком и сметала в неё всё со скатерти.

– Это не просто совочек. Это рука. Рука нашей признательности тому, что спасает жизни. Тому, что люди считают главным на своём столе. Помнишь поговорку: "хлеб всему голова"? Наши бабушки и дедушки пережили войну. Это у них на уровне рефлексов выживания. Я не вижу в этом ничего зазорного. Как-то моя старшая в школе участвовала в одном проекте. Они всем классом в течение месяца считали, сколько получается в столовой ежедневно пищевых отходов. Оставалось столько, что можно было прокормить каждый день человек двадцать. Конечно, это всего лишь дети, но даже этого примера оказалось достаточным, чтобы большинство учеников в их школе, в обычной средней, пересмотрели своё отношение к еде. Кстати, а где наши девочки?

– Они в домик побежали секретничать, - успокоил друга хозяин дачи. – Им есть о чём поболтать вживую. Сколько мы не виделись? Года три уже прошло?

– Четыре. После смерти моей… – гость вдруг замялся, тяжело сглотнул и продолжил. – Мы встречались в аэропорту перед вашим отъездом в экспедицию, а в прошлом году я уезжал в командировку.

– Да, давно, – чувствуя неловкость, хозяин пытался найти другую тему для разговора, но жена опередила его.

– Как ты справляешься один?

– Я же не один, мы вместе. Девчонки – молодцы, друг за дружку горой. Старшие совсем самостоятельные, младшая от них не отстаёт. Да и родители наши помогают, друзья и соседи тоже.

– И что, – пытаясь не замечать намёков мужа, хозяйка прямо спросила. – За всё время никого не нашёл? Девочкам ведь мать нужна.

– Как же вы, женщины, одинаково предсказуемы в этом вопросе, – без злобы и с усмешкой сказал гость.

– Слушай, а как там твой проект? - перевёл, наконец-то, тему разговора хозяин.

– Успешно внедрили на двух заводах, – с нескрываемой гордостью заявил гость. - Теперь вот и иностранцы заинтересовались. Заказов на два года.

– Это, конечно же, хорошо, – продолжала гнуть свою линию хозяйка. – То есть ещё два года, как минимум, будешь бобылём. Потом девчонки вырастут, разлетятся, и останешься почётным вдовцом, живущим гражданским браком со своей работой.

– Ну, почему же так пессимистично?

– Ой! Неужели, у тебя кто-то есть? Давай-давай, выкладывай!

– Есть, только мы…

– Только мы что? Уже обидеть успел?

– Да, нет. Просто, – гость старательно подбирал слова. – Не ясно мне. Хотя она девочек любит, они её тоже. Только… с машинами проще. Людям нужно договариваться, притираться друг к другу, а метал всё выдержит, принимает любую правду как есть, вознаграждает тебя по-своему.

– Ржавое железо, например, - не сдержался от ехидства хозяин.

– Ржавое железо так же, как и ржавые души, способно подло подвести в нужный момент.

– Ну, если такие серьёзные сомнения… или было чего? – вновь включилась в беседу, похожую на допрос, хозяйка. – Так зачем держаться за такого человека?

– Нет. Всё не так. Я же прямой – рубану, как молотом. Не всякая выдержит, хотя дочки привыкли уже.

– Значит, всё-таки уже успел обидеть! Признайся, неправ ведь был?

– Аха-ха-ха, вот, так вот с женщинами! Они насквозь видят! Да, кому я говорю, у тебя самого дома три круглосуточно работающих сканера, – опасно для своей жизни шутливо подытожил хозяин, потом одумался и с упрёком перешёл в атаку. – Хорошо ведь сидели, любимая?

– Не видишь?! Человеку помочь надо, – на время отступила его жена.

– Да, не могу я. Как-то отвык уже… – совсем растерялся гость.

– У тебя дочери подрастают, если не научишься признавать свои ошибки, то ты и их можешь потерять.

– Ну, а как мне это сделать?

– Ты порепетируй, потренируйся! Мы вот сейчас пойдём в дом постели готовить, возьми что-нибудь. Кочергу, м-м-м, метлу или вот, на! Признайся в чём был неправ, но только смотри, по-настоящему! – пригрозив стоявшим у мангала совком, хозяйка вручила его гостю.

– Скажешь тоже! Мне скоро сорок, а я с совком буду разговаривать.

– Я же не прошу тебя выжимать из него ответ, предлагаю попробовать высказаться.

– Ты знаешь, – решил поддержать и жену, и друга хозяин. – В Древнем Египте человек, если его невыносимо распирал секрет или что-то сильно тревожило, раскапывал ямку и ей всё доверял, а потом с чувством облегчения закапывал.

– Что-то типа спасительной жилетки предлагаете?

– Плакаться собрался что ли? Не этого от тебя ждут. Сам же говорил: «совок признательности». Вот и признавайся, мы пойдём пока. Надеюсь, спасёшь свою жизнь.



29.04.2020.


Рецензии