Прогулки по Парижу. Статуя Свободы

     Летом 1992 года, во время экскурсии вокруг Манхаттана на теплоходе Circle Line, я сфотографировал статую Свободы – Lady Liberty, как её здесь называют. Статую установили в 1886 году на островке Бедлоу в трёх километрах южнее Манхаттана, на территории форта Вуд (на фото видны его стены, выложенные в форме звезды). За сто лет Леди Либерти приветствовала более 12 миллионов иммигрантов.

     На её пьедестале – стихи Эммы Лазарус –- потомка древней сефардской семьи, бежавшей в своё время из Португалии от преследований инквизиции:«Храните гордое величие, древние державы! А мне отдайте бедный ваш народ, Своих изгоев, люд забитый свой, Всех жаждущих вздохнуть свободно. Пошлите мне отверженных, бездомных, Я освещу им путь у двери золотой!»               

     Статуя Свободы – подарок французского народа к столетию подписания американской Декларации Независимости. На доске, которую Леди держит в левой руке, написано: «July IV MDCCLXXVI» (4 июля 1776). Французы сочувствовали войне колоний за независимость от британского господства, многие в ней лично участвовали. Этому способствовала их вековая вражда с англичанами и общие идеалы свободы, равенства и братства, явно читаемые в Декларации, в американской Конституции (1787) и в Билле о Правах (1789). Американская революция (1775-83) оказалась успешной, благодаря мудрости отцов-основателей молодого государства и ширине Атлантического океана, разделившего колонии и суверена. Французская (1789-99) -- завершилась потоками крови, разрухой и реставрацией монархии.

     Подогретая успехом Соединённых Штатов симпатия французов к Америке в 1886 году материализовалась в виде 93-метрового монумента – медной статуи высотой 46 м на облицованном гранитом бетонном пьедестале. Десятилетнее опоздание было связано с нехваткой денег, как во Франции для создания статуи, так и в США на строительство пьедестала. Но благодаря активной общественной поддержке в обеих странах деньги собрали и 28 октября 1886 года состоялось торжественное открытие статуи, сопровождавшееся грандиозным фейерверком с артиллерийским салютом. Её создатель – французский скульптор Бартольди – перерезал верёвку, державшую покрывало, скрывающее статую, а президент Гровер Кливленд поблагодарил французов от имени американского народа и добавил: «Мы всегда будем помнить, что свобода избрала эту землю своим домом».

     В 2007 году в парижском музее Искусств и Ремёсел (Arts et Metiers) мне удалось познакомиться с историей, и уникальной технологией создания статуи Свободы.

     В 1865 году эльзасец Фредерик Август Бартольди (1834-1904) с энтузиазмом откликнулся на предложение установить гигантскую статую в Соединённых Штатах. Бартольди впервые приехал в Америку в 1871 году и, по его словам, именно в нью-йоркской гавани окончательно представил себе, как должна выглядеть статуя. Первая модель была сделана высотой 1,25 м, вторая (теперь в музее) – 2,85 м. Третья модель высотой 11 м была тщательно проработана во всех деталях и затем увеличивалась ещё в 4 раза. Из-за гигантских размеров эту – четвёртую модель пришлось изготовлять частями. Материалом служили терракота и гипс. Затем началась столярная работа по созданию деревянных форм для штамповки и ручной чеканки трёхсот медных листов, из которых в конце концов была собрана статуя. Десятки тысяч замеров пришлось сделать в ходе моделирования, чтобы в точности реализовать замысел скульптора. Макеты в парижском музее иллюстрируют некоторые этапы работы: отделку модели гипсовой головы статуи в мастерской Бартольди и сборку её медных фрагментов.

     Листовая красная медь толщиной 2,37 мм была выбрана потому, что она пластична, поддаётся штамповке и позволила сделать статую сравнительно легкой, годной для транспортировки. При этом она устойчива против коррозии. За 100 лет во влажном морском климате Нью-Йорка толщина медного покрытия статуи уменьшилась лишь на сотые доли миллиметра. Учитывалось, вероятно и то, что со временем патина придаст статуе приятный голубовато-зелёный цвет, который мы видим сегодня.

     Не сохранилось документальных свидетельств о поставщиках меди для статуи. Скорее всего её везли во Францию из Норвегии, но не исключается, что медь могла быть уральской, с демидовских заводов. Мне, десятки лет ходившему в Свердловске по улице Бажова, кажется привлекательной возможность родства Леди Либерти с Хозяйкой Медной горы.

     Лёгкость медного покрытия статуи весьма относительна, оно весит 81 тонну. При этом статуя должна противостоять ветровой нагрузке. Поэтому скульптору понадобилось соавторство инженера. Под руководством Густава Эйфеля, будущего строителя знаменитой парижской башни, была спроектирована мощная опорная металлоконструкция весом 125 тонн.
 
     Четыре стальные столба, поднимаются до головы статуи. На них держится клёпаная рама из стержней и железных полос, грубо повторяющая контуры скульптуры. Медные листы крепили к железному каркасу скобами и заклёпками из меди так, чтобы отдельные секции медной оболочки не были связаны между собой. Это позволило статуе без напряжения «дышать» при изменении температуры.

     Медь и железо имеют разные коэффициенты теплового расширения и обладают различным электрическим потенциалом. При непосредственном контакте это ускоряет коррозию. Железо химически более активно, поэтому коррозия угрожала в основном железным опорам. Места их контакта с медными скобами защищали асбестовыми прокладками. Тем не менее в 1937 году обнаружили значительную коррозию некоторых элементов из кованого железа. Поэтому их заменили деталями из нержавеющей стали с тефлоновым покрытием взамен асбеста.

     За прошедшие годы были сделаны и другие усовершенствования в основном внутреннего обустройства. Снаружи, лишь факел был реконструирован в 1916 году по проекту Гатзона Борглума, прославившегося позже созданием знаменитого монумента «Святыня Демократии» на горе Рашмор в Южной Дакоте. Факел оснастили цветными стёклами, сделавшими освещение статуи более ярким и красочным и покрыли пламя факела позолотой.

     Успешное решение инженерных и архитектурных задач помогло реализовать грандиозный проект. Но Статуя Свободы – это, прежде всего, замечательное произведение искусства. Увидев статую перед разборкой для отправки в США, восхищённый Виктор Гюго писал Бартольди в 1885 году: «Форма без души – ничто, и всё, если она одухотворена идеей».

     Для выражения и пропаганды своих идей художники во все времена использовали женские образы. Считается, что Бартольди вдохновляла знаменитая картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (в России её называли «Свобода на баррикадах»). Но я не вижу ничего общего у сильной, полной достоинства Леди Либерти с оглашенной дамой-топлесс Делакруа, шагающей по трупам и зовущей разношерстную толпу с несовершеннолетним мальчишкой к новой крови.

     Бартольди, скорее всего, опирался на классические образцы. В качестве примера можно вспомнить хотя бы луврскую статую Афины. Впрочем, у него были и живые модели. Сам он это не комментировал, но некоторые источники утверждают, что в лице Статуи скульптор запечатлел черты своей матери, волевой Шарлотты Бейсер-Бартольди, с которой оставался близок всю жизнь. А для фигуры ему, якобы, позировала парижская красавица Изабель Бойер – вдова американского фабриканта швейных машин Исаака Зингера. 

     Во время нашей экскурсии вокруг Манхаттана в 1992 году панораму его небоскрёбов украшала пара близнецов Торгового Центра – башни Twin Towers. События 11 сентября 2001 года. показали, насколько уязвима свобода в современном мире. Удар был нанесён прямо перед лицом Леди Либерти. Чего добивались террористы? Посеять панику? Ввергнуть страну в пучину хаоса? Возможно, они рассчитывали, что ответной реакцией будет всеобщий страх, узурпация власти; диктатура – путь, неизменно ведущий к застою и деградации. Если так, то они просчитались. Америка выстояла благодаря своей мощи, незыблемости законов, утверждающих приоритет демократических свобод. 11 сентября заставило американцев отказаться от свойственной им открытости на грани беспечности, внести коррективы в работу служб безопасности. При этом не были забыты слова Бенджамина Франклина: «Страна, которая жертвует свободой ради безопасности, не заслуживает ни того, ни другого».

     Знаменитый лозунг Французской революции: «Liberte, ;galite, Fraternite» (Свобода, Равенство, Братство) теперь повторяют все, кому не лень, часто, в собственных корыстных интересах, отбросив смысл этих слов, утверждённый «Декларацией прав человека и гражданина», «Свобода -- делать всё, что не наносит вреда другому. Равенство -- все равны перед законом. Братство -- делай другим то, что хотел бы получить сам».

     Будем, всё-таки, надеяться, что Соединённые Штаты в обозримом будущем останутся оплотом свободы и демократии, и прекрасное лицо Леди Либерти никогда не покроется медной краской стыда.


Рецензии