Памяти Армена Джигарханяна

Услышав сегодня по радио известие о смерти Армена Борисовича Джигарханяна, с тоской подумал о том, что мои личные странички в соцсетях грозят превратиться в мартиролог. Столько за последние года два-три ушло людей, которых без натяжки можно назвать великими. Просто навскидку: Владимир Войнович, Алексей Леонов, Михаил Державин, Николай Караченцов, Марк Захаров, Галина Волчек, Владимир Этуш, Михаил Жванецкий, Армен Джигарханян. Кого не помянул, да простят мне уже "оттуда". В этот мой список попали, в основном, актёры и режиссёры. Оно и понятно, потому что эти люди всегда на виду.

Иные смерти происходят тихо и незаметно. Узнаёшь потом через дни и недели, ах... а человека нет уже. Так в 2019 году ушёл из жизни лично для меня очень значимый человек, литературный критик, блестящий мыслитель Лев Александрович Аннинский.

Как и любой актёр, останется в нашей памяти Армен Джигарханян всего несколькими ролями, несмотря на огромное количество таковых, сыгранных и в кино, и в театре. Неподражаемый штабс-капитан Овечкин в "Новых приключениях неуловимых", судья Кригс в "Здравствуйте, я ваша тётя!", "Горбатый" в "Место встречи изменить нельзя"... А ещё мне посчастливилось видеть Джигарханяна живьём на сцене - Большой Па в "Кошке на раскалённой крыше". А ещё я помню Джигарханяна в роли другого великого "армянина" - Д'Артаньяна в телеспектакле "Двадцать лет спустя".

Вот что запомнилось. Но было Джигарханяна неизмеримо больше, настолько, что казалось, что советское кино, это процентов на 80 и есть Джигарханян, что было, разумеется не совсем верно. Но, образы, которые создавал Армен Борисович, настолько врезались в память, что даже бытовала такая шутка: "Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян".

Вот ещё интересный момент. Раньше мы говорили о Джигарханяне - выдающийся советский актёр. Потом "советского" не стало. И кому тогда стал "принадлежать" Джигарханян? Можно ли сказать, что был он российским актёром? И да, и нет... Его творчество - явление без всякого преувеличения интернационально, но при том понятно, что такой актёр мог быть только армянином, и ни кем другим.

Мне около 60. Уходят мои кумиры, которым за 80. С одной стороны... деваться некуда - так устроен наш мир, и бессмысленно говорить о его несправедливости. С другой - это не просто череда физиологических смертей. Уходит целый мир, целая эпоха. Эпоха трагическая, но великая. На смену ей... да простит меня молодёжь за брюзжание... приходит, вернее, уже пришла, другая. Тоже трагическая. Но мелкая и пошловатая. Уходит эпоха Джигарханяна. Воцаряется эпоха Галустяна.

Так уж случилось, что имя Армена Джигарханяна трепали перед смертью. Теперь всё закончилось. Смерть - великий "обнулятор". Пусть его прах покоится с миром.

#джигарханян #арменджигарханян


Рецензии
"Уходит эпоха Джигарханяна. Воцаряется эпоха Галустяна".
У пошлости огромный запас живучести.
Мастера покидают сцену. Мелочь мельтешит, заполняет вакуум, деньги делает.
Человека делает (воспитывает, формирует) талант.
Его собственный, для немногих, и талант тех, кто его эпоху представляет.

Владимир Каев   18.11.2020 23:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. Меня за эти слова на другом ресурсе обвинили за то, что я наезжаю на молодёжь. Это вовсе не про молодёжь. Пошлость не имеет возраста.

С уважением,

Станислав.

Фурта Станислав   19.11.2020 19:08   Заявить о нарушении
Спасибо, Станислав, за замечательную, душевную "новеллу-характеристику" о моем (вернее, нашем с вами!) соотечественике. Разумеется, в отличие от вас, я его знаю не только по фильмам и спектаклям "московского розлива", а гораздо раньше - живого, осязаемого ереванца, которого я встречал на улицах родного города, который создал колоритные образы в армянском кино... Мы с ним учились в той же Ереванской русской средней школе им.Чкалова, только я был первоклашкой, а он выпускником-десятиклассником... Он был "звездой" Ереванского русского драматического театра им. Станиславского, куда я все годы взросления ходил на его лучшие спектакли, до самого его переезда в Москву. Трамплином для его всесоюзного старта и взлета стал армянский фильм "Здравствуй, это я!", где заблистали вместе с ним молодые Маргарита Терехова и Ролан Быков. Это новаторское кино "Арменфильма" 60-х годов произвело неизгладимое впечатление не только в России, но и позднее в Европе (недавно он вновь демонстрировался на Каннском кинфестивале как ретро, достжение армянского кинематографа советского периода). Вот именно в этом фильме "заметили" всерьез российские гранды киноискусства огромный потенциал и талант Джигарханяна, "вывели на всесоюзную орбиту"...

Роберт Багдасарян   02.06.2023 12:39   Заявить о нарушении