А память прошлое хранит... Людмила, сестра - подру

Людмила – наша Герочка!!! Справедливая и праведная!
Мы на третьем курсе Кемеровского техникума пищевой промышленности сблизились с ней.

Мы – это я и Лёка, моя подруга. На первом и втором курсах Людмила жила у тётки, мы общались, только когда встречались на уроках – парах.

Много было забот у каждой из нас…

В какие только кружки и секции мы не ходили.

Хор! О! Это нечто… Меня, с моим слухом и голосом, записали в альты и велели посещать хор, в строго-принудительном порядке…

Людмилу тоже в альты записали.

Не помню даже, как она пела, думаю, также как и я…

Громко, но не всегда впопад…

Ходили, что-то вякали там, пока дирижёр палочкой не махнет, чтоб молчали…

А Лена пела очень красиво!

Чистое звонкое сопрано! Умничка, моя певунья!!!


Все втроём ходили в стрелковую секцию, года три, наверное…

Раз в неделю ходили «дружинить», т.е. мы, комсомолки, были помощниками работникам милиции, с ними совершали рейды по неблагополучным семьям, дети в которых, стояли на учёте в детской комнате милиции.

Я ходила в танцевальную группу, сначала южно-американские танцы Румбу, Самбу, потом русские народные… Научилась красиво ходить, держать осанку, делать реверанс, хлопушки – дробушки…

Мне все нравилось!

(Даже сейчас с внучкой разучиваем Фламенко, это моя мечта!)

Везде хотелось успеть! Объять необъятное…

Хотя, это невозможно, но в пору нашей юности мы и не задумывались об этом.

Раз в неделю ходила в фотокружок, У меня был старенький ФЭД и я училась фотографировать, заправлять «вслепую» пленку, потом проявлять ее…

Так захватывало это! С трепетом ожидала, когда проявятся снимки.

Это сейчас, на цифре, всё просто, а в то время – не каждому было дано это волшебство…

Даже в парашютную секцию записалась, правда, ни разу не прыгнула…
Старший брат Валера служил в морской авиации, прыгал не раз с парашютом, отговорил:
- Не надо это тебе, Люсенька, поверь мне, лучше пой и танцуй….

Раз в неделю, по воскресеньям, зимой ходили на каток и танцевали уже на катке!

Раз в месяц либо в филармонию, либо в театр, старались не пропустить ни одной премьеры.

Помню, ходили на концерт Аиды Ведищевой. До сих пор вспоминаю ее песню про оленя:
- Если веришь сказка оживет!

На Сиртаки мы с Людмилкой не пошли, а Лёка сходила…

Потом взахлеб рассказывала нам, как же было здорово на концерте:
- Все кричали, хлопали, визжали. Даже я раза три визганула!!!

Ну, думаю, Лёка не была бы Лёкой, если бы не визганула…

Итак, нас трое, Люда – Герочка, я – Симочка и Лёка.

- Три звезды! Три повести! Три подруги!
Три красавицы, да, такие, что, ах!!!

Дружим сейчас уже почти 50 лет…
По распределению мы поехали в Николаевск - на—Амуре с Людой и Таньшей.

А Лёка с красным дипломом осталась в Кемерово, ей прямая дорога в институт технологический, причем, без экзаменов.

Как сейчас помню, прилетели мы в Николаевск - на - Амуре в воскресенье 1 апреля.

Был День геологов, кругом песни, звучит музыка, о геологах поют:
- Держись, геолог, крепись, геолог!
У нас у каждого свой талисман…

Наш талисман - это диплом техников – технологов хлебопекарной промышленности.
Чем мы очень гордились!

Остановились в гостинице. Отдохнули и пошли смотреть достопримечательности города.

После Кемерово Николаевск – на - Амуре показался нам таким маленьким, невзрачным …

Дошли до центра, постояли у памятника Невельскому, первооткрывателю здешних мест…

Кругом сугробы снега… Вернулись назад в гостиницу.

Утром пошли на хлебозавод со своими направлениями, все трое в голубых курточках и брюках – колоколах «от бедра» (которые, кстати, сами и пошили), к директору.

Он глянул на нас из-под очков в толстой роговой оправе и говорит:
- О! Откуда такие красавицы пожаловали…да еще в штанях?
(так и сказал, не в штанах, а в штанях…)

Мы ему наши направления на стол…

Он внимательно их изучил и изрёк:
- Так мне один только технолог нужен… А вас трое…
Решайте, кто из вас останется, остальные в Хабаровск дуйте…

Мы вышли из кабинета, Таньша, зная о нашей дружбе, сказала, что останется здесь.

А мы с Людмилкой полетели назад в Хабаровск.

В Хабаровске нас приняли и оформили на работу сменными технологами на хлебопекарню, где пекли вкусные батоны, потом специальными механизмами – ножами делали нарезку и сушили сухари в печи.

Выходили такие вкусненькие сухари, разные по рецептуре, и с изюмом, и с маком, и с орехами…

Работали мы с Людой в разные смены, а жили в четырёхкомнатной квартире для молодых специалистов, вдвоем в комнате.
Так у меня появилась еще одна сестра – подруга
Люда – Герочка!!!

С Людмилкой мы работали в разные смены, редко выпадало время вместе сходить куда-то…

Тем не менее, мы объездили весь город.
Хабаровск очень красивый!

Хабаровск расположен в очень удобном месте – слияния двух рек Уссури и Амура. И город расположен вдоль этих рек на трёх холмах, между которыми бульвары...

До сих пор помню, как мы гуляли с Герочкой по роскошным бульварам, любовались панорамой Амура со знаменитого утеса, загорали на центральном пляже, отдыхали иногда в парке культуры и отдыха, где всегда звучала живая музыка духового оркестра, ходили в музеи…

Помню песню о Хабаровске:

"Вдоль Амура белым парусом
Высятся дома Хабаровска,
А увидишь город издали,
Словно не дома, а корабли!"

Через год Людмила вышла замуж...

На ее свадьбе я была свидетельницей. Свадьбу сыграли дружно и весело, полбригады пришло на свадьбу!

Вскоре Людмила с мужем уехали в г. Березовский, где жила её мама …

У меня было такое ощущение, что полжизни отняли… так прикипаю к людям…

Встретились с ней лет шесть назад. Она так и жила в г. Берёзовском, правда, сейчас в г. Кемерово перебралась, поближе к дочке…
Родила сына Дмитрия и дочку Леночку…

Мы возвращались с сестрой из Армении, дорога шла через Кемерово, а г. Берёзовский недалеко, позвонила Людмилке, она ждала нас уже…

Проговорили весь вечер, у меня так вступило в поясницу, люмбаго, наверное… Я даже пошевелиться не могла… Людмила сделала днём, вечером и утром точечный массаж и как рукой сняло!

Здоровья твоим волшебным рукам, милая!!!

Выяснилось, что Людмилка всю жизнь проработала на железной дороге, ушла из хлебопекарной промышленности, так сказать…

Да и я через три года, став мастером, тоже ушла. Работа сменная, а с детьми работать в смену невозможно…

К вечеру пришла мама Люды – тётя Маша!!!

Вспоминали, сидели как мы с Лёкой приезжали к ней в пору студенчества. Она построила дом трёхкомнатный и мы помогали обустраивать – клеили обои.
Так уютно и весело было в нем!!!

Тётя Маша всегда радостно нас встречала! Смеётся, говорит:
- Приезжайте, девчата, вам так далеко до дома добираться, картошки на всех хватит!
У Люды было два брата – старший Коля и младший Андрей, да мы оравой, но места всем хватало!

Столько было радости, смеха, шуток!

Иногда приходил двоюродный брат Люды – Сергей, бани ещё не было у тёти Маши и мы ходили к маме Сергея попариться...

Тётя Маша прямо на глазах молодела, когда мы приезжали…

Сейчас она прибаливает и Людмилка ухаживает за ней, мама её обезножила и стала терять память, ей уже за девяносто…

Здоровья тёте Маше и низкий поклон за гостеприимство и радушие, с которыми она всегда встречала нас!!!
Людмилка! Милая моя подруга, сестра названная, дай Бог тебе здоровья, выдержки, терпения!!!
Будь счастлива, милая моя! Я тебя люблю, сестра!!!


Рецензии
Людмила, пробило до мурашек.
Жаль. т. Машу, память - серьёзная штука.
Но молодец-то какая - уже за 90 лет!
Дружбе вашей рада. Я знаю как Левишко умела дружить,
и как Москальчук умеет встречать гостей.
Дай бог, нам всем пожить подольше. Но мы крепкие орешки.
Нас всех закалила Сибирь.
С теплом,- Лидия

Лидия Парамонова -Фокина   07.12.2020 20:59     Заявить о нарушении
Лида, тётя Маша умерла 4 дня назад... Царство ей Небесное! Светлой и доброй души человек была! Память о ней навсегда в нас останется!

Людмила Трапезун Симахина   08.12.2020 11:20   Заявить о нарушении
Пока живы- помним. Это участь живых.
Всё логично.

Лидия Парамонова -Фокина   08.12.2020 13:25   Заявить о нарушении