Русский язык я изучал не по учебникам

       Друзья, вы, наверное, уже устали от моих рассказов о несчастьях и трагедиях, участником или свидетелем которых я был, поэтому  поведаю вам о совершенно незначительном событии студенческих лет. Речь пойдет даже не столько о событии, сколько о впечатлении – impression. И пусть заметка написана в сладко-умилительном тоне, но и она, считаю, имеет право быть опубликованной.
А произошло это событие на зеленой лужайке перед общежитием МГУ им. М.В. Ломоносова, ДАСом, где мы, студенты-первокурсники, играли в футбол в начале сентября.

       Один из футболистов – Виктор Хруль, ныне доктор филологических наук, honoris causa нескольких зарубежных университетов…

       В доуниверситетские годы, – а я называю их дохристианскими, ветхозаветными, – я рос и воспитывался в очень грубой и жестокой среде.

      С матом-перематом меня, десятилетнего, чуть не сжег родной отец, облив нас с мамой керосином…

       С матом-перематом меня чуть не убил старик-сторож Кузьма, когда мы, шестнадцатилетние пацаны, грабили «сельповский» магазин. После его удара совковой лопатой по лицу я выплюнул на землю четыре передних зуба…

        С матом-перематом в меня, шестнадцатилетнего парнишку, в упор выстрелил из охотничьего ружья мой одноклассник…

        Но я выжил.

        И поступил в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

       … Мы, первокурсники, играем в футбол на зеленой лужайке перед зданием ДАСа, бегаем по импровизированному футбольному полю. Виктор Гуркин, Володя Чеботаев, Андрей Мартынов, Сергей Громов, Виктор Хруль…

       Из меня, честно признаюсь, нападающий или защитник никакой, поэтому я стою в воротах…

        В первый год я очень тосковал по маме и отчему дому, по родному мордовскому селу Томылово и его жителям, очень тосковал. И я даже несколько раз ездил на Казанский вокзал, где веяло чем-то знакомым и родным, в надежде встретить кого-нибудь из близких или приятелей. Именно на поезде «Москва-Ташкент» я и прибыл на этот очень красивый вокзал в конце августа 1981 года.

        Всматриваясь в лица пассажиров, прибывших на поезде, я вслушивался в их волжский говор и чувствовал к ним необыкновенную нежность...
Я был слишком привязан к родным местам, я слишком долго – 19 лет! –там прожил, чтобы легко, без душевной боли расстаться...

      И пока ребята бегали за мячом у противоположных ворот, я воспользовался моментом и прильнул к земле, чтобы восстановить в памяти те прекрасные мгновения, когда в деревне, пастушком, лежал на траве, мял цветы. Когда я засыпал на траве, просыпаясь от того, что какая-нибудь бодливая Красотка тыкала мне в ухо влажной, теплой мордой.

        Я лежал на лужайке перед ДАСом, и от матушки-земли веяло душистым ароматом, нагретой на солнце травой. Так чудесно было лежать на теплой земле, под легким ветерком и чувствовать, как твое тело набирается сил и энергии.

       Честно скажу, я забалдел...

       Я лежал, а где-то далеко и неизвестно для чего и зачем бегали мои друзья. Кричали, бились, ругались, свистели…

       Я лежал и наслаждался, затерявшись в траве. Мне было так хорошо, что я забыл следить за играющими, за мячом. И даже голоса футболистов и все звуки до меня не доходили, казались посторонними и случайными.

       Из блаженного состояния покоя и тишины меня вывел иступленный крик Виктора Хруля:
       – Геша, в ж...у тебя!

       Виктор подбежал, злой, ошалелый, дикий, на носу выступили капельки пота.
       – Геша, в ж..у тебя! – повторил он грубую фразу, подойдя ко мне.

      Оказывается, пока я валялся на траве и мял цветы, мяч залетел в наши ворота.

      Вот Виктор и пришел в ярость.

      Я встал, щелчком пальцев сбросил с плеча Виктора, а он был в синей футболке и красных спортивных трусах, зеленую травинку и… захохотал.

      Весело и радостно у меня было на душе.
      От неба. От солнца. От земли.

      Переполненный силой и энергией, ошалев от необыкновенного веселья и радости, я даже прошелся на руках.

      – Виктор, гол – это такой пустяк! Я прикоснулся к земле, как Антей, и теперь мы обязательно выиграем! Поверь мне!

      И мы действительно выиграли.

      …Да, друзья, я помню те далекие и благостные времена, когда доктор филологических наук, профессор мог свирепо крикнуть тебе в лицо:
      – Геша, в ж..у тебя!

      Сегодня, по прошествии сорока лет, грубая фраза Виктора кажется мне очень милой, теплой и душевной.

      Верно говорят: время преображает все – и события, и фразы…


Рецензии