32. Жили мы очень бедно

После войны моего отца назначили заведующим магазином, так как он единственный тогда в деревне имел образование. Он закончил 4 класса начальной школы. К своей работе отец относился ответственно и аккуратно. Он умел красиво и грамотно писать и производить точные арифметические расчёты. Всё у него было чисто и ровно разложено по полочкам.
Впоследствии колхоз назначил его бригадиром, так как во время войны мой отец был сержантом, командовал отделением.

А в 1949 году моего отца избрали председателем колхоза. Но, хотя он и занимал такие должности, никогда не пользовался выгодой для себя.
Жили мы очень бедно.

Свои четыре года начальной школы я уже закончил. Для продолжения учёбы отец поселил меня и ещё одного мальчика из нашей деревни, Валентина – у семьи Шабарчиных в деревне Армяниново Калтасинского района. Там, в соседней деревне Амзибаш,  была средняя школа.
У Шабарчиных кроме нас было ещё трое детей. Хозяйка тётя Маша каждый вечер топила печку, ставила в неё большой чугунок с картошкой в мундире. Эту картошку мы и ели всей семьёй.

А на полатях под самым потолком, куда мы забирались на ночь, при тусклом свете керосинки было видно, как из щелей выползают рыжие тараканы. Эти насекомые нас тогда не смущали, их присутствие казалось вполне привычным и естественным. Мы даже устраивали тараканьи соревнования. Ловишь его за бока, а он лапками шуршит по пальцам. Цепляешь его к потолку и отпускаешь – чей дальше пробежит пока не упадёт, тот и выиграл.


Рецензии