Язык и мышление. Глава 6
Ословеснивание языка мышления достигает апогея в научно-рационалистической культуре. Она представляет собой с одной стороны торжество формальной логики, противной здравому смыслу, актуализирующему предпочтительное из всего спектра факторов, исключающей духовные факторы, загоняющей стенающее мышление на прокрустово ложе своих «умозаключающих» схем. С другой стороны, язык её представляет собой косные недилимитированные знания, большей частью информационного характера, делающие из сознания, из оперативной и ближней памяти глухой склад, в лучшем случае торговый.
Казалось бы, что поделать? Мир велик и обширен, он сложен и пугающ для детского духа, а «период роста» в современном обществе так краток, и, с одной стороны, нужны схемы познания и творчества, а с другой – информационный багаж памяти. Конечно, человек всегда имеет свою область компетентности, своё знание, своё творчество, свои делимитирующие навыки, но речь здесь не совсем об этом.
Логика и метод ведут сознание, более или менее бережно срастившее протоязык и язык общения в дошкольный, младенческий период, приспособившее ум к познанию в начальной школе, на научно-рационалистическую голгофу уже в средней школе. Душевно-сильные выдерживают, слабые падают под крестом и избиваются палачами, многие предают и сами становятся палачами, гонителями или охранниками.
А на голгофе – божественное, доброе и злое. Вот он, портрет нравственно-оценочного свойства мышления! Воскресают единицы, а мёртвые разделяются по сферам деятельности и нравственным ориентирам.
Боже мой, пойми плач их душ в нашем земном аду, а доброте дай достойный рай творчества, труда и любви!
Я не удивлюсь, если введу действительно новую научную категорию – тупость. Чтобы делать шаги вперёд, нужно понимать, откуда берётся у людей даже учёных этот мозговой слизняк, который подобен масляной плёнке от галопередола деканоата?
Откуда берётся тупость? Вы понимаете, что ответ очевидный: из несоответствий языка мышления, языка общения и языка научно-рационального знания. Из зашоренности мышления с его нравственно-оценочным началом языковыми и информационными структурами.
Но про галопередол я сказанул! Это уже другого рода тупость, имеющая мистические корни, когда «руку на голову кладут». А то, что касается языка и мышления… Это понятно. Надеюсь.
Свидетельство о публикации №220111400745