Зачем России армянский Карабах?
На встрече с главой МИД Турции президент Азербайджана сообщил об «освобождении» 200 населенных пунктов в Нагорном Карабахе. Как бы ни развивался этнический конфликт между армянами и азербайджанцами, для России важно сохранить НКР, иначе НАТО легко получит выход на Каспий.
Армяно-азербайджанский конфликт воспринимается многими в России как чужая война, в которой необязательно занимать чью-либо сторону. Армения – военный союзник РФ по ОДКБ, и все свои обязательства на этот счет Москва подтверждает. Однако Нагорный Карабах – это не территория Армении. Следовательно, России не стоит вмешиваться в происходящее с армянской стороны и портить тем самым отношения с Азербайджаном – соседом и важным партнером по целому ряду вопросов.
Миссия посредника и миротворца, которую взял на себя Кремль, при этом списывается на желание прекратить стрельбу – худой мир в любом случае лучше доброй ссоры, тем более, что доброты в мясорубке с яркой этнической составляющей нет и быть не может.
К сожалению, это упрощенный взгляд на проблему, не учитывающий объективные стратегические интересы России. А они заключаются в том, чтобы Нагорный Карабах не был отвоеван азербайджанской армией полностью и сохранился бы как образование, неподконтрольное Баку.
Собственно, это отражает и официальная позиция Москвы, которой она придерживается с первых часов новой войны – немедленное прекращение огня. Именно это определяет сейчас спасение армянского Карабаха, поскольку тактическая инициатива принадлежит азербайджанцам. Хотя Армении удалось избежать окончательной катастрофы и потери Лачинского коридора, соединяющего ее с Карабахом, армянам в основном приходилось отступать, а контролируемая ими территория непризнанной республики сократилась до нуля.
Однако окончательное поглощение Азербайджаном Карабаха, как уже было сказано выше, противоречит задачам России в области обеспечения собственной безопасности.
В целом Карабах – это очень красивое и приятное для русского человека место. Даже более приятное, чем Армения, поскольку местные армяне лучше говорят на русском, поголовно пророссийские по своим взглядам и всегда рады иностранным гостям – местная молодежь начисто лишена борзости, зачастую характерной для их ровесников в Ереване.
Карабахе благодарны Еревану за всё, что он для них делает, считают себя неотъемлемой частью армянского народа, но хотели бы оставаться политически самостоятельной республикой – вторым армянским государством, не имеющим ряда проблем и «родовых травм» первого.
Армянский Карабах приятное место, но поддержка с его стороны не ощущается Россией примерно никак. Там нет нефти, газопроводов и торговых маршрутов. В этих горах нет вообще ничего, что имело бы для нас стратегическое значение.
Армяне, ныне живущие в Карабахе, должны сами решить принять ли им азербайджанское гражданство или же они сами переедут в Армению или в Россию. Сегодня это волнует многих российских армян и не только армян.
В России принято считать, что наличие в том или ином государстве сепаратистских образований закрывает ему путь в Североатлантический альянс на основании устава НАТО. В реальности это не совсем так: ничего подобного в уставе НАТО нет, но требование решить все территориальные споры с соседями содержится в ПДПЧ – плану действий по членству, введенному в 1999 году.
Такое условие естественно из-за знаменитой 5-й статьи все того же устава, по которой нападение на территорию одной страны считается нападением на весь альянс. Кандидаты, всю свою территорию не контролирующие, в этом смысле являются потенциально опасным активом, пытающимся решить свои проблемы за чужой счет. Официально – это не заслон, на практике – он самый, причем весьма надежный.
На постсоветском пространстве примеров таких заслонов много: Молдавию не пускает в НАТО Приднестровье, Грузию – Абхазия и Южная Осетия, Украину – Крым и Донбасс. .
Для Азербайджана точно таким же заслоном, предохранителем и якорем был Нагорный Карабах. Об этом мало говорят, поскольку официально Баку, в отличие от Грузии и Украины, в НАТО пока что не стремится. Но в том случае, если азербайджанское государство осуществит свою национальную мечту и окончательно восстановит свою территориальную целостность (Карабах и семь близлежащих районов), вступление в Североатлантический альянс станет для него очевидным шагом – так он закрепит нерушимость вновь обретенных границ военными гарантиями от Брюсселя.
В том, что в НАТО с удовольствием пойдут навстречу Баку, сомневаться не приходится.
Членство Азербайджана в разы ценнее, чем всех кусков бывшей Югославии сразу (их оперативно интегрируют в альянс только из желания потеснить Россию). Оно обеспечит атлантистам то, чего у них нет сейчас – доступ к Каспийскому морю, а также выход военной инфраструктуры к границам двух потенциальных противников: РФ на юге и Ирана на севере.
Главным лоббистом такого решения будет выступать Турция, но все остальные, включая США, подпишутся без долгих споров – в том числе для того, чтобы сбалансировать роль Анкары в регионе. Сейчас она практически монополист в плане влияния на Азербайджан, но в рамках альянса влиянием придется делиться как минимум с американцами.
Часть пути к НАТО Баку уже пройдено – он бывший член программы «Партнерство ради мира», уже перешедший к индивидуальному плану партнерства (как, впрочем, и Армения). Следующие шаги – так называемый интенсифицированный диалог (этот статус у Украины и Грузии), следом идет ПДПЧ, выполнение прописанных в нем реформ – и все: если армянский сепаратизм ликвидирован, появление военной базы НАТО на Каспии становится делом времени.
Если же Карабах останется армянским, он будет препятствовать вступлению Азербайджана в Североатлантический альянс.
Так спасение погибающего непризнанного армянского государства превращается в политическую задачу для РФ. Каковы при этом будут его послевоенные границы важно не только для армян, но и для русских. Главное – не пропустить момент, когда падение НКР станет необратимым.
Дмитрий Бавырин
Взгляд. Яндекс.
Свидетельство о публикации №220111400770