Дырка в маркировке
What comes down here?
You must learn this lesson fast and learn it well.
© Christopher Anton Rea
На пустой улице ранним утром вдруг отчётливо стал слышен спор.
- Конечно, в этом мире что-то не так! Когда девятилетняя девочка сдаёт свои волосы и на вырученные деньги открывает фонд, чтобы хотя бы в одной(!) деревне на другом континенте построить на эти средства простой колодец с обычной питьевой водой, * которая, между прочим, тебе в унитаз подаётся. Или...
- Да, хватит уже! Сколько лет одно и тоже пропихиваешь! Достал уже всех! Лучше вон тот пакет подними.
- М-да-а-а, творческие конюшни головного мозга, где тараканы давно стали лошадьми и скачут по просторам так, что если извилины и были, то давно затёрлись в поисках удовольствия и шмоток.
Такой необычный и не характерный для людей в оранжевых жилетах диалог прервал шум мотора мусоровоза, который совершал очередной манёвр. К нему с противоположной стороны улицы подошла ещё пара мусорщиков, каждый из которых, закинув свою ношу внутрь большого ковша, тут же направился далее вниз по проезжей части.
- И часто они так? - поинтересовался молодой напарник у опытного.
- Когда как. Могут неделю не разговаривать, а то с утра сцепятся и так до вечера. Вот видишь, машина переполнена, она уедет, нам придётся ждать её. Значит, будет небольшой перерыв и услышим продолжение.
- В многоэтажных дворах легче работать?
- Ты себя слышишь, молодой? Многоэтажные дворы!!! Ха-ха-ха!! Дворы многоэтажек. Нет, там своих проблем хватает. Здеся, в частном секторе, приходится ножками-ножками делать. Зато люди поступают по-человечески, то обувь ненужную аккуратно в отдельный пакет покладут, то одежду. Бывает стулья хорошие или приборы какие выставят. Можно брать и пользоваться. Ну, всё. Привал. Отчалила машинка.
Пока молодой начальник смены из числа папенькиных сынов спал, можно было посидеть и отдохнуть в ожидании машины.
Место удобное нашлось - под тенью большого раскидистого дерева рядом с уличной водопроводной колонкой. Несмотря на раннее утро наступление жары чувствовалось во всём. Люди инстинктивно прятались от первых лучей восходящего солнца.
- Вот даже для такой конструкции нужны материалы, - сказал, похожий на киношного профессора, дядечка неопределённого возраста с большим количеством нашитых на оранжевый жилет карманами. - А где их взять? Если в твоей стране хозяйничают корпорации, которым плевать на местное население.
- Слушай! Заткнись уже! Прибью, бл..., - грубо оборвал его речь плечистый напарник средних лет.
Напряжённом молчании они просидели весь перерыв. Подъехал мусоровоз, мусорщики вновь разбрелись попарно по обе стороны дороги, двигаясь в конец улицы.
Следующий перерыв застал их на соседней улице, но отдыхать им не позволил подъехавший начальник смены. Ему хотелось, чтобы сегодня успели очистить все запланированные улицы. Однако, график и режим работы был составлен научным планированием много лет назад и проверен жизнью неоднократно. Но ему очень хотелось показать свою власть и значимость. Не выходя из машины, лишь опустив стекло, он прокричал, чтобы мусорщики собрали одиночные пакеты в одном месте до приезда машины, которая при таком положении будет делать меньше остановок.
Новичок хотел было возмутиться грубостью не столько начальника, сколько своего ровесника, но его удержал от этого "профессор".
– Хочешь в первый же день лишиться работы? – сказал тихо, но твёрдо старик, опережая парня, и забрал его с собой. Впрочем, тот быстро остыл и даже обрадовался сменить молчаливого и угрюмого напарника на болтливого деда.
При этом оказалось, что совсем не обязательно работать, можно просто изображать деятельность. В школе им рассказывали, что в прежнюю эпоху в государстве люди только и занимались приписками и показухой, однако тогда реально строились заводы, дороги, города и осваивался космос, чего не скажешь с полной уверенностью сейчас. Хитрый старик делал всё нарочито медленно. Парень последовал его примеру. Соседняя пара тоже копошилась на противоположной стороне. Начальник смены уехал.
- Ну, вот, можно расслабиться.
- Как же я ненавижу этих папенькиных сынков! Позанимают тёпленькие местечки, у самих мозгов ноль для этого!
- Да, несправедливо. К любому делу, в котором хочешь добиться результата, нужно относиться с желанием и ответственно, иначе завалишь его.
- А Вы кто? То есть как Вы сюда попали.
- Так же, как и ты.
- Шутите? У меня отец – ассенизатор, работает со старшим братом на своей машине. Без образования меня никуда не берут, тем более без рекомендаций.
- Ты не сдавайся. Изучай разные профессии пока молод, неизвестно что станет твоим спасением и опорой.
- Вы так и не ответили.
- Я, дружок, действительно, из другого круга был. У меня было очень перспективное будущее, занимался одним исследованием нашего края. Собрал хороший материал. Должен был впервые выступать на конференции. За месяц до неё наш декан, тот ещё проходимец, подлец и ворюга, попросил дать ознакомиться с моими выводами, что готов быть рецензентом. Однако, сам тут же выступил в прессе и по телевидению с результатами моей работы, выдавая их за свои. Когда же я попытался с ним поговорить об этом, он предложил стать мне соавтором своей же работы. Пошёл с жалобой к ректору, тот всецело встал на сторону декана, тем более, что у меня не было на руках материалов, а декан ему их показывал, да и по телевидению все видели. Пошёл с жалобой в научный совет и профком. Безрезультатно. Я для них был не человек, а циферка в статистике, которую в случае ошибки можно просто стереть или переписать. Потом и вовсе меня попросили из вуза по собственному. Я ушёл, но ни в один другой вуз меня не брали, даже в школы. Тут умерла мать, отца давно уже не было. Семьёй не обзавёлся, зато подружился с алкоголем, настолько, что я и сам бы себя никуда не взял и не рекомендовал. Однажды я проснулся и пока искал, чем заглушить похмелье, включил радио. Там играла песня про дорогу в ад. * Слова переводились автоматически в моей голове. Я понял, что это про меня, что и моя мама сказала бы также. С тех пор вот уже семь лет как я – хороший мусорщик.
- Сколько же Вам лет? Я думал, что лет семьдесят.
- Да, уж. В позапрошлом году был полтинник.
- Как моему отцу? Фигасе…
Подъехавший мусоровоз своим шумом мешал вести диалог, напарники сосредоточились на своей работе, которую оба выполняли добросовестно. Следующий перерыв совпал с обеденным. Мусорщики в ближайшем магазинчике взяли еды и питья. Усевшись под тенью деревьев и домов с высокими заборами попарно, быстро справились с нехитрой трапезой.
- Никогда бы не подумал, что песня может круто изменить жизнь. Так даже в кино не бывает.
- В жизни бывает столько всего, что ни в сказке сказать, ни в кино показать. А песня – это же не только мелодия и ритм, это ещё и текст. Вместе это всегда отдельная история.
- Никогда не задумывался. А Вы прям так сразу на слух переводите?
- Часто да. Сегодня и тексты незамысловаты и легковесны. Но даже в простеньких мотивах и словах бывает скрыта мощная энергия, которая придаёт силы и окрыляет. Например, наш известный футбольный гимн. Ты футбол-то любишь?
- Кто же его не любит?
- Так вот песенка была написана для послевоенного мюзикла, через десять лет перебралась в Европу, ещё через десять лет её стали петь фанаты на трибунах, затем и разные звёзды на своих концертах. * Теперь трудно представить, что писалась она не для хорового исполнения в несколько десятков тысяч голосов. А всего-то пара важных строк «иди вперёд сквозь дождь и бурю, не теряя надежды, и ты никогда не будешь одинок».
- Ха. Прикол. Не знал. И чё в каждой фигне есть смысл?
- Так мы устроены. Нам без смысла нельзя, мы же не бараны. То чем мы с тобой занимаемся от безысходности и за деньги, некоторые делают по порыву души. Едут в свой выходной в места отдыха людей и убирают весь мусор на пляже или в лесу. Они это делают не для кого-то, а, в первую очередь для себя. Потому как не велика была бы пропасть между людьми в обществе, жить и выживать оно может только сообща целиком. Это всё равно, что считать, что пятки и стопы грязные, в интеллектуальной работе не принимают участие, что за ними ухаживать? Но когда они болеют, то и всё тело ограничено в движении и возможностях. Хотим быть здоровыми, то должны равно заботиться о каждой части тела.
- Ну, Вы загнули!
- Ты же в школе биологию изучал и знаешь, что клеточки глаза и твоей задницы устроены одинаково, только выполняют разные функции.
- Да, ладно. Смешной Вы…
- Это и плохо, что людям всё больше хочется смеяться, развлекаться, а не думать и делать.
- Нет. Я понял, что Вы мне про то как устроено наше общество рассказывали.
- Ты – первый, парень, кто понял о чём я. Значит, не всё потеряно. Хотя учиться тебе ещё и учиться.
- Я теперь это и сам понимаю. Но где, у кого и чему? Нас ведь ещё в школе списали, как Вы сами сказали, посчитали и отметили цифрами. Мы – с тех пор только лишь статистика для отчёта. Мы никому не нужны. А Вы говорите, что нужно иначе.
- Самое забавное, что даже промаркировав нас, тут же забывают, у кого какой номер, да, будь хоть опечатка или дырка в маркировке, лишь бы выполняли свою функцию. Неудобство в одном – сила мелочей в их количестве. Со временем они вырастают в протесты и беспорядки. И потому большой вопрос, готовы ли простые люди отдать за такое общество свои жизни безоговорочно как наши великие предки. Или вот ещё пример. Вирусу легче всего попасть в мозг через рецепторы, поэтому при первой же опасности они самоуничтожаются, чтобы спасти организм. Больной человек не ощущает вкуса, слабо слышит и прочее. Да, лечится трудно, зато враг не прошёл.
- Нет. У нас сейчас все метят в успешные бизнесмены, лидеры и, как их… светские львицы.
- Общество, которое всех девочек воспитывает как принцесс, а мальчиков как принцев, обречено на провал и гибель. Все цивилизации гибли именно по этой причине. Их побеждали народы, жадные до жизни, готовые, как в песне, к бурям, грозам, лишениям, голоду и до последней капли крови убеждённые в своей правоте. Хотя это не значит, что далее новым миром управляли они. Хорошо быть молодым, сильным и злым, но без мозгов лишь пополнишь преждевременно кладбище.
Старый мусорщик замолчал, в звенящей тишине зноя остальные звуки утопали словно в вате. Его молодой напарник думал о том, как много он пропустил в школе и какая невероятная пропасть между тем, что он слышит от этого человека, которого видит первый день, в отличии от школьных учителей. Он впервые реально задумался о своём будущем и стране. Если его и промаркировали, он готов стереть до дыр цифры и стать чем-то больше, чем как сказал его собеседник, функция. Для этого нужны знания, твёрдые и непоколебимые знания.
Звуки подъезжающего мусоровоза возвестили, что перерыв закончен.
16.06.2020
================
* Речь идёт о девятилетней Рейчел Бэквис из Сиэтла, жертвовавшей свои волосы на парики для детей, больных раком и собиравшей деньги на то, чтобы помочь голодающим жителям Африки. Погибшая при жутких обстоятельствах Рэйчел, ещё при жизни дала старт делу, которое в итоге спасло около 60 тысяч жизней.
* Это песня английского композитора и исполнителя Криса Ри «Road To Hell», в тексте которой погибшая мать обращается к беспутному сыну, предупреждая, что его путь – это дорога в ад. Строки эпиграфа тоже из этой песни.
* Классическая песня «You’ll Never Walk Alone», написанная американскими композиторами Ричардом Роджерсом и Оскаром Хаммерстайном II для мюзикла «Карусель» в 1945 году. Известна также как гимн английской футбольной команды «Ливерпуль» и многих других клубов Европы, исполняемый болельщиками перед началом каждого домашнего матча команды. Песня четырежды возглавляла в разное время официальный британский хит-парад.
Свидетельство о публикации №220111400984