Психушка, д. 3

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ.

Кабинет главврача в психоневрологическом диспансере. Время приёма.
Главврач (Г.) сидит в кресле за рабочим столом. На столе бумаги, папки, телефонные аппараты. На стул возле стола приходят и садятся один за другим поочерёдно посетители (П1, П2, П3, П4).
 
СЦЕНА ПЕРВАЯ.
Г. Совсем обнаглели чинуши. Дай палец – откусят руку. Откатов им мало. Просят ремонтников. Где я их возьму? Тут же не стройуправление. Алчность непомерная. И то оформи, и там прикрой. Говорят, телефонное право раньше было. А сейчас электронное?
Нам тоже аппетиты надо умерить. Мера и скромность – великие вещи, спасительные.
Как почки? Прижились?
П1. Да. Спасибо! Век будут благодарны.
Стук в дверь. Входит старшая медсестра (СМС).
СМС. На Майю Плисецкую жалуются. Всю ночь куролесила. До родственников соседних пациентов дошло. Что делать?
Г. Пересели её к спортсменкам. Её быстро утихомирят. К Тамаре Пресс. И этого. Марадону пересели к артистам. Пусть с ними поёт. А к Пеле Второму новенького, чтобы привыкал.
СМС. Хорошо. Через час должны подъехать за телом выбросившейся.
Г. Запомни: у нас не выбрасываются! Кругом решётки. Это был несчастный случай на прогулке во дворе. Упала и ударилась головой о чугунную ограду. Если родственники потребуют приёма, сообщишь.
СМС. Поняла (уходит).
Г. Вот так существуем. Ладно. Иди. Только приведи все бумаги в порядок. И меньше по телефону.
П1 (вставая). Хорошо. Всё сделаю (уходит).

СЦЕНА ВТОРАЯ.
Стук в дверь. Входит профессор (П2).
Г. Рада Вас видеть. Проходите, профессор, садитесь. Как здоровье? Что нового?
П2 (садясь). Я тоже рад Вас видеть. Надеюсь, всё у Вас благополучно. Вот никак не могу привыкнуть. Душа болит. Всю ночь не спал. В голову так и лезут образы пациентов. Гамлет отдыхает. Такой талантливый мальчик. Победитель математических олимпиад. Трудоголик. Надо же прицепиться ужасной наследственности! Жалко его. Слишком сильные и частые приступы. Обычная терапия не помогает. А операцию назначать не хочется.
Г. Что же делать? Такова наша профессия. Я тоже никак не могу привыкнуть. Каждый случай неповторим. Иногда мне кажется, что сам выбор такой профессии является попыткой искупления наших кармических ошибок. Мы ведь невольно разделяем участь наших пациентов.
П2. Нам даже приходится проживать жизни многих пациентов, Это своего рода расщепление, форма шизофрении. Вообще, если психиатр честно относится к своей профессии, то лет через пять общения с больными у него изменяется психика в сторону адаптации к патологической психике. Главное при этом – не терять контроль над разными образами и  их публичными проявлениями.
Г. Так-то оно так. Но я всегда удивлялась изощрённой хитрости и умению больных шизофренией рассчитывать и извлекать выгоду. Поэтому кажется иногда, что это генная мутация в сторону выживания и естественного отбора.
П2. Я тоже прихожу к такому выводу. Несомненно, в иллюзорные представления больных вплетены какие-то сверхреальные элементы. Недаром часто неопытные люди ведутся на рассказы и просьбы больных, принимая их за чистую монету. Я сам до сих пор порой обнаруживаю, что слишком легко поверил. Это особая изощрённость вроде бы всегда говорить правду и быть по-детски открытым, но очень тонко вплетать при этом выгодную для себя ложь. Повышенное скрытое хитроумие (ПСХ) обнаруживается не только при шизофрении, но при ДЦП, эпилепсии, при многих других психических расстройствах. Общение с людьми привело к появлению ПСХ у собак, кошек, крыс и обезьян. Естественный отбор порождает удивительно хитроумные механизмы и у насекомых. Всё, по-моему, начинается на молекулярном уровне, с РНК и ДНК. Адаптация и изменчивость вирусов имеет историю в несколько миллиардов лет.
Г. Да, это удивительно, что штаммы вирусов не только генноориентированы в структурном смысле, но и ориентированы на временнЫе участки развёртывания генетической программы в клетке.
П2. Да. Природа к любому замку делает подходящий ключ. Разрешение загадки часто опережает процесс сохранения тайны загадки. Если можно шифровать, можно и расшифровать. Просто надо догадаться об алгоритме шифрования. Любое кодирование, любое шифрование в реальности имеет конечный алгоритм. И мощный компьютер может найти такой алгоритм за конечное время.
Г. Ну вы прямо фон Нейман. Конечно, пределов в этой гонке не предвидится.
П2. Что-то мы расфилософствовались тут. Пора мне идти. (Встаёт).
Г. Успехов вам в нашей нелёгкой участи!
П2. Спасибо! (Уходит).

СЦЕНА ТРЕТЬЯ.
Стук в дверь. Входит посетитель (П3).
П3. Здравствуйте! К вам можно?
Г. Да, здравствуйте, проходите. Садитесь. Вы по поводу судебно-психиатрической экспертизы? Пока до формирования заключения далеко, идёт исследование, требуется время.
П3. (Садится). Это мы понимаем. Но мы считаем, что в момент совершения преступления он был вменяем, даже если и имеются у него врождённые психические отклонения. У каждого свой бзик. Кто сейчас совсем без бзика? Пусть первым бросит камень!
Г. Может и так. Вся суть в мере. Наши методы направлены на определение меры и степени достаточной или недостаточной вменяемости.
П3. Это мы понимаем. Но в условиях усиленного режима нашего заключения мы можем быстрее добиться нужной для нас информации. Вы нас понимаете?
Г. Понимаю. Как же не понять?! Я же не полная дура!
П3. Мы же с вами в одной упряжке с нашими системами. Собственно, это всё, что я хотел до вас донести. (Встаёт, направляется к двери). До свидания! Всего вам доброго!
Г. И вам. (П3 уходит).

СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ.
Стук в дверь. Входит посетитель (П4).
П4. Здравствуйте!
Г. Здравствуйте! Проходите. Садитесь. Как ваше здоровье? Что приключилось?
П4. Я по поводу своей ремиссии. Почему-то растёт раздражительность.
Г. Вы все предписания выполняете? Вовремя принимаете лекарства?
П4. Да, конечно.
Г. А каким трудом сейчас заняты? О чём думаете? Что пишете?
П4. Развиваю методы  Алека Джеффриса в геноскопии, или, как неправильно называют, в генетической дактилоскопии, хотя дактиль как пальцевый узор никакого отношения к этому не имеет.
Г. И чего же в последнее время вы достигли? Я тоже изучала, правда, больше теоретически. И пришла к выводу о некоторой ошибочности слишком далеко идущих выводов, особенно в этнографии. Минисателлитные последовательности в ДНК каждого человека уникальны. Но, когда дело касается групповой идентификации и статистических ансамблей, никакой гаплоидный набор не может трактоваться как идентификатор. Из статистического анализа нельзя выводить причинно-следственные связи. Динамика статистических изменений может иметь скорость, намного большую, чем скорость мутагенеза. Например, в конце ХХ века центр научной информации переместился в США, тогда на основе статистики можно сделать ложный вывод, что соответствующие открытия были сделаны в США, а затем информация стала распространяться по всему миру, тогда как на самом деле открытия были сделаны большей частью в Европе.
П4. Согласен. Но видите ли деньги, реклама, политика. А так…
С изобретением метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) ДНК-профилирование сделало огромный шаг вперёд как в отношении разрешающей способности, так и в возможности восстановления информации по очень малым (или деградирующим) образцам. ПЦР позволяет многократно амплифицировать участок ДНК, используя олигонуклеотидные праймеры и термостабильные ДНК-полимеразы. Первые методы анализа, такие как дот-блоттинг, были очень популярны благодаря своей простоте и скорости, с которой можно было получить результат. Однако они не обладали такой разрешающей способностью, как метод ПДРФ. Кроме того, было трудно определить ДНК-профили для смеси образцов, таких как вагинальный мазок у жертв сексуального насилия.
К счастью, метод ПЦР был легко адаптирован для анализа локусов тандемных повторов. В США ФБР стандартизировало набор из 13 тандемных повторов для ДНК-профилирования, а также организовало объединённую базу данных ДНК «Combined DNA Index System (CODIS)» для судебно-медицинской идентификации в уголовных делах. Подобные анализы и базы данных были созданы и в других странах. Кроме того, разработаны комплекты инструментальных средств, которые позволяют анализировать одиночный нуклеотидный полиморфизм (ОНП).
Метод ДНК-профилирования, используемый в настоящее время, основан на методе ПЦР и использует короткие тандемные повторы (КТП). В этом методе анализируются участки с высокой степенью полиморфизма, которые имеют короткие повторяющиеся последовательности ДНК (наиболее распространённым является 4 базовых повтора, но встречаются и другие длины повтора, в том числе 3 и 5 пар оснований). Поскольку разные люди имеют разное число повторяющихся звеньев, эти участки ДНК могут использоваться для установления различий между индивидуумами. К участкам генома, содержащим КТП, подбирают специфичные олигонуклеотидные праймеры, затем с помощью ПЦР амплифицируют соответствующие фрагменты ДНК. Эти фрагменты ДНК затем разделяются и распознаются с помощью электрофореза. Есть два распространённых метода разделения и распознавания: капиллярный электрофорез (КЭ) и гель-электрофорез.
Для сильно деградированных био-образцов иногда бывает невозможно получить достаточное количество ядерной ДНК. В таких ситуациях анализируется митохондриальная ДНК (мтДНК), поскольку в клетке существует много копий мтДНК, тогда как ядерной ДНК может быть не более 1-2 копий. Митохондриальный анализ является полезным дополнением при идентификации в таких случаях, как поиск пропавших без вести лиц, когда имеются только родственники, связанные по материнской линии. Митохондриальная ДНК может быть получена из таких био-материалов, как волосы (с корнем), старые кости или зубы.
Этот метод, в частности, был использован в установлении того факта, что одна из наиболее известных в мире самозванок Анна Андерсон на самом деле не являлась великой русской княжной Анастасией Николаевной Романовой, за которую она себя выдавала.
Г. Вы мне целую лекцию прочитали. А как с базами данных?
П4. Самый большой банк данных ДНК в мире — Национальная база Великобритании «NDNAD», которая учреждена в 1995 году и содержала к 2005 году около 3,1 млн проб, в 2015 — 5,7 млн. В ней хранится информация о ДНК не только осуждённых, но и подозреваемых. По данным британских криминалистов, еженедельно раскрывается до 2 тысяч преступлений, по которым с места происшествия изымался генетический материал.  Данный вид экспертизы позволил значительно повысить раскрываемость таких видов преступлений, как кражи со взломом, грабежи, угоны автомашин. С 1998 года обсуждается вопрос о введении генной паспортизации всего населения.
В США Национальная база данных по генетической информации [уточнить] создана в 1998 году. К 2002 году в ней хранилось более 800 тысяч генотипов. Учёту подлежат лица, осуждённые за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В базе National DNA Index (NDIS, часть CODIS) хранится более 10 млн профилей.
В базе данных Исландии содержатся генотипы всего населения страны (охват около 300 тысяч человек).
В России 3 декабря 2008 года Госдума приняла Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации». По этому закону создана федеральная база данных ДНК, содержащая информацию об осуждённых за тяжкие и особо тяжкие преступления, за преступления против половой неприкосновенности, а также о неопознанных трупах и о биологических следах, изъятых с мест совершения преступлений. Оператором базы данных является МВД России.
Г. А как обстоит дело с тестами? Где лучше делают? И как заказывать?
П4. Лично мне больше всего понравился тест от Genotek. Он самый объемный, с визуализацией и привязкой к текущей ситуации. Я проверил риски, и они совпали с лабораторной диагностикой. В плане теста здоровья, на мой взгляд, это лучшее из всего, что я пробовал. Как на русском языке, так и на английском.
Myheritage и FTDNA имеют самые доступные тесты. Годятся они только для недорогого получения сырых данных, которые можно потом интерпретировать в других местах. При заказе этих тестов  сырые данные в 23andme загрузить будет нельзя. Скачать из 23andme можно, а загрузить в него только из теста Ancietry. Не стоит покупать тесты этих двух компаний, если вы не преследуете поиск родственников. В них много находят  родственников, но толку мало: родственные связи на уровне четырех-пяти поколений.
Если есть желание максимально сэкономить и получить наиболее точные результаты происхождения и здоровья, надо делать тест в 23andme, получить  сырые данные и интерпретировать их в Genotek.
В Dantelabs сделать полное секвенирование всего генома, а не только 600–700 тысяч снипов, как у других лабораторий.
Что касается этнического происхождения, вы абсолютно правы: тут всё слишком надуманно и приблизительно. Например, у одного и того человека одна лаборатория указала гаплогруппы по отцовской линии R1a1a1 и по материнской линии H6a1a4, а другая - по отцовской линии R1a1a1b и по материнской линии H6a1a, третья - по отцовской линии R-L260 (R1a1a1b1a1a) и по материнской линии H6a1a. Этническую принадлежность и источники происхождения в виду миграций практически определить нельзя: вероятностные распределения говорят лишь о сложившейся картине, а не о динамике и истории.
Г. Я так и думала. Большое спасибо за информацию. Но зайдите ещё к профессору. Пусть он проконсультирует и посоветует.
П4. Спасибо. До свидания! (Встаёт, направляется к двери).
Г. До свидания! (П4 уходит).(Занавес).


Рецензии