Реакция на рассказ Хелью Ребане Черный силуэт

               

                Глубокоуважаемая Хелью!               
               
      Теперь конкретно переходим к разбору Вашего произведения и изложению тех мыслей, которые появились после прочтения  рассказа, пусть будет «Черный силуэт». Почему начинаю с этого рассказа? Да потому что речь там пойдет о собрате по литературному труду, правда, убиенному читателем. И писатель здесь не главный герой. Главный герой в этом произведении, как и в «Мертвых душах» Гоголя – смех. Смешно не потому, что всего- то только двое убитых, а потому как читатель, а затем и следователь, у которого также сдали нервы и он стал убийцей, оказались в свою очередь жертвами собственного любопытства. Но это все производное. Главное – это профессиональная проблема писателя. Автор, начиная повествование, далеко не всегда представляет, куда заведет его развитие сюжета и как дальше поведут себя герои. Даже Л.Н. Толстой не представлял, куда заведет его поведение Наташи Ростовой, отвечая на вопрос, о четком плане романа «Война и мир». Поднятие данной проблемы -  свидетельство высочайшего литературного профессионализма Хелью Ребане. Прекрасное знание «кухни» писателя постоянно интригует читателя и держит его все время в напряжении. «А что же дальше?» Хелью в своем рассказе поднимает еще одну традиционно вечную проблему «маленького человека», с его ограниченностью и узостью интересов. Прямо таки наследие коллежских регистраторов Гоголя, Достоевского, Чехова. Именно таким является на страницах рассказа сосед – убийца писателя, чья пустая серая никчемная жизнь скрашивалась только чтением детективов, которыми он жил. От этого дурака даже жена ушла. Чем неинтересней ты живешь, тем больше интересуешься яркой насыщенной чужой жизнью. Но интерес интересу – рознь. Если бы он разбавил чтение любовными романами или юмористическими рассказами или даже политинформацией, возможно, его участь не была бы так печальна. Именно его ограниченность привела на скамью подсудимых. Теперь о следователе. Ювелирно построенные фразы Хелью, ее тонкое понимание психологии неотвратимо создают образ оборотня в погонах. Грубость, раздражительность, несдержанность представителя правоохранительных органов ярко рисуют нам таких служителей закона, которых боятся больше чем бандитов. Сам никто, а замашки как у генерал-аншефа Кирилла Петровича Троекурова, точнее сказать «форсу, как блох у Барбоски». Оптимистический настрой автора рассказа гениально разрешает эту непростую ситуацию. Гибнет не только маленькое серое ничтожество, любитель детективного чтива, но судьба карает и зарвавшегося, наверняка нечистого на руку следователя. Бронзовая Фемида как символ справедливости освобождает тянущееся к прогрессу стремительно развивающееся мировое сообщество, отметая все лишнее на пути к вселенской гармонии. Будем надеяться, что убийца - следователь не сумеет откупиться за совершенное преступление и получит по высшей мере социальной справедливости в условиях выживания планеты.
       И, наконец, нельзя умолчать о генеральной тенденции творчества Хелью Ребане, которая рельефно проступает в «Черном силуэте». Когда секретарша, собирательница фигурок, увидела, что фигурки кота и кошки смотрят в разные стороны, а не так, как их поставила хозяйка, это представилось ей нарушением символа мирового порядка. В построении фразы, в архитектонике слова чувствуется звенящая боль от дисгармонии. В скупых формах прослеживаются глубокие переживания автора. А символ найденной мертвой кошки усугубляет трагизм положения. Надо помнить, что серия рассказов Хелью проходит под названием «Кот в лабиринте», то есть это свидетельство трогательного отношения к кошачьим как носителям чистоты и мудрости. Не случайно в одном произведении упоминалось, что самые достойные при жизни люди после смерти превратятся в котов, а недостойные в жаб. Остается только думать, что «семья не без урода», и покойная кошка представляла собой воплощение греха и порока. Если предположить, что покойная всю жизнь совершала антиобщественные поступки -  воровала еду со стола, не ловила мышей, путалась со всеми самцами, даже из враждебных кланов, разбивала приличные кошачьи семьи, бросала детей, курила анашу, пила «Боярышник», за дозу кокаина была готова разболтать государственные тайны, выкрала золотые украшения у кормящей ее хозяйки, -   и если допустить, что именно она переставила фигурки, чтобы нарушить чувство гармонии у секретарши – педантки, то, может быть, даже «зеленые» не будут требовать особо жестокой казни убийц старой, облезлой развратной и порочной твари. Но есть еще одно предположение, что никакого преступления не было. Преступление – вся прошедшая жизнь покойной. Думала только о себе и своих удовольствиях. И как она объясняла при очередном приводе к следователям, что она жертва тоталитарного режима, окончательно развращенная перестройкой, истерзанная периодом первичного накопления капитала и, в конце концов, подорванная системным паханатом. И, если честно, самое лучшее и доброе, что она сделала для человечества и всего животного мира – умерла. Хоронили всенародно на престижном городском кладбище. Проститься с покойной дозволили даже следователю – убийце, но закованному в цепи. Странная история, произошедшая в городе, так и не достигшая ясности, заинтересовала даже Генеральную прокуратуру. На всякий случай, чтобы не спугнуть возможного преступника, допускали всё, Генеральная прокуратура возложила венок и прислала своего представителя. Когда гроб с покойной опускали в могилу секретарша – педантка рвала на себе волосы и кричала: «Пустите меня к ней! Я хочу умереть!» Только траурные звуки похоронного марша заглушили стенания убитой горем молодой и прекрасной секретарши. Есть мнение -  все было удачно срежиссировано, в том числе и поведение секретарши, которая оказалась замечательной актрисой, за что секретным постановлением ей было присвоено звание заслуженной. А теперь самое страшное. Во время печальной церемонии опять появился черный силуэт! Кто это мог быть? Сотрудник собственной безопасности Генеральной прокуратуры, пришедший проверить, останутся ли на поминки прокурорские служащие или поедут на работу дальше вершить правосудие, иностранный шпион, портящий жизнь и настроение законопослушных граждан, а может быть, материализовавшийся вечный черный человек, сгубивший Есенина и многих других гениальных творцов и родившийся в результате их алкогольного бреда? Но он был. О нем пишет Хелью Ребане, а ей я верю.


Рецензии