Реакция на рассказ Хелью Ребане Сила комплимента

               


 Посвящается Хелью Ребане – мастеру
 эстонской, русской и мировой литературы
 и хорошему человеку.

                Уважаемая Хелью !
      Считаю своим гражданским долгом заявить, что Ваши рассказы производят на меня неизгладимое впечатление. Особенно это касается рассказа «Сила комплемента». Как все верно подмечено! Какое знание психологии и понимание магии слова! Вы действительно инженер. Инженер человеческих душ! Причем душ разной степени истерзанности. Именно своевременно сказанное необходимое слово или не сказанное, может кардинально изменить судьбу человека.
     Как корабль назвать – он так и поплывет. Вот, скажем, сидит перед Вами дура, страшная как моя жизнь. А Вы ей, ну не Вы, а я ей скажу (только начинать надо аккуратно, постепенно, чтобы не спугнуть, а то не поверит), какое у Вас доброе сердце, мудрый и нежный взгляд, аристократическая бледность (ну, если она сильно больная), кустодиевская красота (если она в дверь не проходит), оригинальные высказывания (если, что не слово, то несусветная глупость), а главное, у нее фантастическое будущее и она может стать королевой красоты, если приложить минимум усилий (дура поверит). Результат не заставил себя ждать. Дура начала заниматься в фитнес - клубе, похудела. Стала следить за своей внешностью: делать макияж, красиво одеваться, а главное начала учиться, много читать, изучать иностранные языки, изменила круг общения. Каким то чудом попала на обложку модного журнала и, участвуя в престижном конкурсе, завоевала призовое место.
     Как мухи на мед стали к ней липнуть журналисты, проходимцы, разномастные кавалеры, а также скучающие бездельники за автографом.
     Однажды шутник, который захотел над нею посмеяться и пообещал фантастическое будущее, вместе с приятелем попытался пробиться через толпу поклонников бывшей дуры, дабы услышать хотя бы слова благодарности за свои рекомендации, был несколько обескуражен, услышав из уст новоявленной героини, которая голосом Клима Чугункина строго прикрикнула: «В очередь, сукины дети, в очередь!»
      Появляется грустная мысль «Сколько волка не корми - …все бессмысленно».
      На такое пессимистическое настроение, возможно, имел право М.А. Булгаков, смертельно больной человек со сложной личной судьбой, напряженной творческой деятельностью, тем более в период обострения классовой борьбы.
      Нам проще. Наша память обогатилась всеми катаклизмами XX (из которых мы все равно вышли победителями) и двумя десятилетиями XXI века. И мы твердо уверены, что лучшее впереди. Поэтому считаю своим партийным долгом сообщить, что Ваш рассказ «Сила комплемента» - это программный документ оптимистов, тех, кто свято верит в магию слова. «Давайте говорить друг другу комплементы». Автор высказывания общеизвестен. Правда, говорят, что оптимизм – это последняя стадия пессимизма. Но не будем о грустном. Все лучшее впереди!
     При понимании значимости Вашего хрестоматийного произведения в деле укрепления веры в светлое будущее и личных перспектив, огорчает только одно обстоятельство. Почему среди персонажей Вашего бессмертного произведения нет кота? Это существенное упущение и я бы сказал удар для классической мировой литературы. Этот светлый образ мог бы еще больше облагородить и укрепить веру в прекрасное завтра.
     Мы очень доверчивы, так заточены, генетически верующие люди в светлое будущее. Кому мы только не верили, лучше не вспоминать: Марксу, Хрущеву, Кашпировскому, Чумаку, некоторые Егору Гайдару, Явлинскому, Мавроди, Лене Голубкову, слепому сурку, кофейной гуще. Никто не дал нам избавленья «…не Бог, не царь и не герой». Не буду касаться и права такого не имею подвергать сомнениям религиозные чувства человечества любых воззрений, это святое. Речь может идти только об атеистах. Но им также нужно к чему-то приложиться. Без веры жить нельзя. Поэтому предлагаю ввести новое понятие устремлений человечества и обозначить эти порывы нежным для уха словом «котизм». В настоящее время ведущими футурологами разрабатываются основные положения этого прогрессивного учения, способного перевернуть мир и направить развитие общества и природы к всеобщей гармонии.
      А теперь представим ситуацию, описанную в рассказе Хелью. Только среди приглашенных находится еще кот. Зачем далеко ходить, пусть это будет мой кот Борменталь, человек достойный, благородный, проверенный, воспитанный в лучших традициях периода обострения социальных отношений, бескорыстный и преданный борец за справедливость по понятиям, вооруженный знаниями форм и методов борьбы стадии индустриализации, коллективизации и культурной революции, когда вопрос «кто кого?» решался очень жестко.
     В присутствии кота с глазами как рентгеновские лучи, к тому же он «из породы распиливающих, обнажающих суть вещей», невозможно скрыть от общества тайные грешки собравшихся: незаконное предпринимательство, неуплату налогов, супружескую неверность, скрываемый алкоголизм, доносительство на товарищей по работе ради карьеры, лень и невежество, склонность к воровству и предательству. Огласив такой набор грехов присутствующих, кот заставил бы признаться каждого и еще рассказать о всевозможных прегрешениях соседа. Борменталь всех бы вывел на чистую воду. Тогда бы Юри, уличенный в неуплате налогов и раскрытый как агент влияния вражеских разведок никогда не стал бы президентом. В крайнем случае, мог бы стать, если бы его супруга очень понравилась первым лицам ведущих мировых держав. Эндель, перекупленый третьими лицами и застреливший своего благодетеля-заказчика таллинского бизнесмена был бы ликвидирован на месте преступления бывшими сотрудниками спецслужб, перешедшими в услужение к акулам бизнеса. Пилле, после допроса с пристрастием кота Борменталя, пришлось бы сознаться, что материальное благополучие семьи складывалось вследствие ее неразборчивости к заезжим туристам. И против болезней, полученных в результате глубокого грехопадения, медицина бессильна. А Мати, женатый на Эни вместе с женой стоял бы на паперти костела. Клинического казнокрада не просто уволили со всех постов. Ему пришлось продать свою квартиру, дом жены и теперь Мати не дозволяют стать даже вкладчиком банка, не только там работать. Борменталь сказал горькую правду, а не сладкую ложь, как все того хотели. Пророческие слова кота не заставили долго себя ждать.
       Потрясенные произошедшими переменами оставшиеся в живых захотели опять встретиться с всемогущим провидцем, дабы снова заглянуть в будущее с осторожной надеждой на улучшение искалеченных судеб. Пришли все за исключением ликвидированного на месте преступления киллера. Теперь кот сидел на стуле для тех, чью судьбу предсказывали собравшиеся. Понятно, что за корректировку жизней от кота, ему все присутствующие как конкурентам в академическом театре желали только одного – смерти. Но озвучить, зная возможности котика, побоялись. Поэтому вслух желали ему добра, здоровья, долголетия, невесты не рябой, генеральских погон и высоких правительственных наград. Страх за собственные жизни был настолько силен, что озвученные пожелания сфокусировались в такой мощный поток энергии, что сказанное немедленно воплотилось в жизнь. И все, мягко скажем, офонарели от увиденного. На стуле восседал с сытым волосатым лицом тронутым здоровым румянцем с напудренными усами в парадном кителе с погонами старшего генерал-лейтенанта (есть такое звание во вьетнамской армии) в треуголке с павлиньим пером, с Андреевской голубой лентой, командорским орденом Почетного Легиона, а также орденами Подвязки, Бани, Святого Духа, Сухэ-Батора и Хосе-Марти в сафьяновых сапогах, красном кушаке, ятаганом за поясом и наградным маузером за преданность революции новый властитель мира – кот Борменталь. Позади кота стояли полуобнаженные мулатки, обмахивая царя царей опахалами, а в ногах у него возлежала, видимо правнучка Шахерезады, еще роскошнее, чем ее обольстительная прабабушка. Из черных тарелок громкоговорителей звучал марш: «…мы рождены, чтоб сказку сделать былью…». В левой руке Борменталь держал Микки Мауса, а в правой руке, одетой в лайковую перчатку, всемогущий держал трубку мира. Сафьяновые сапоги коту подобострастно облизывал сильно прирученный британский лев.
       На всех присутствующих снизошло откровение. Вот Он! Спаситель Мира! Умный, честный, беспартийный, как того требует Конституция. Обо всех думает: И о маленьких мышках, и о грешных людишках, и о прирученных кошачьих, братьев по разуму. Теперь все получат работу. От каждого по способностям – каждому по понятиям. Перестроится сознание. Не будет зависти, злобы. Все будут сыты. Границы дозволенного будут открыты, но никому в голову не придет нарушать их. Каждый будет думать о благе ближнего. Ресурсы земли будут разрабатывать экономно, по- хозяйски. На основе научно-технического прогресса интенсивно, но бережно будут осваивать другие планеты. Теория золотого миллиарда будет не актуальна. Молодежь потянется поднимать целину на Марсе, Венере, Нептуне, Юпитере, да что там, на всей нашей галактике. Экологическая чистота, сбалансированное питание, достижения доступной для всех медицины продлят жизнь каждого до уровня попугаев-долгожителей. Университетское образование станет не только доступным, но и обязательным даже для дворников. Не будет классов и сословий. Деньги перестанут быть мерилом ценностей. Главная ценность – труд на благо ближнего. Самый ближний для всех будет кот Борменталь. И все будут говорить, как Ноздрев. Помните? «Ваше Превосходительство, вот спросят у меня, кто мне ближе отец родной или Чичиков? Прямо скажу, Чичиков». Также будут говорить о Борментале. В каждой квартире по четыре туалета, может быть и пятый для морской свинки (свинья будет одета в тельняшку и бескозырку). Каждый будет иметь электромобиль. Ударники труда по два. Женам никто изменять не будет, Родине тоже. Она будет у всех одна. Люди все станут красивыми, смуглыми, с чуть раскосыми глазами и практически все на одно лицо. Женщины тоже будут на одно лицо с совершенно одинаковыми стройными фигурами как результат стремления к совершенству. Государственных тайн не будет, нет покупателей. И, конечно, все про всех будут знать.
       Только одна беда, у некоторых не до конца убитые гены. Возьмет да проявится историческая память и взыграет ретроград из далеких предков, не любивший быть как все. Вот тогда начинает портиться статистика, осчастливленных новой жизнью. Вдруг, ни с того ни с сего, привыкшие к достатку и покою, начинают напиваться и вешаться. Тенденция разрасталась. Опять появились каверзные вопросы: «Кто виноват?», «Что делать?», «С чего начать?» И пошло поехало. Не по прямой, конечно, по спирали. Опять проявились частнособственнические инстинкты неодекабристов, бузивших так, что разбудили нового Герцена. Тот не промолчал, зазвонил в колокол, а дальше Вы знаете. Пришел класс гегемон и все пошло прахом. Не спасла ни Антанта, ни коричневая чума, ни план Маршала, ни даже предательство родных соотечественников. Исторический процесс железной поступью следует по своим объективным законам. Теперь вся надежда только на кота. Птица-тройка подкачала. Если помните, в бричке то мошенника везла. А потому, первый тост за кота. Только в этом случае в следующей пятилетке мы поднимем урожаи на алабамовщине. 


Рецензии
Уважаемый Сергей Алексеевич!
Я пока что ещё жива, так что "классика" уберите пожалуйста,очень прошу.
Чессслов,хочется ещё пожить, невзирая на коронавирус, который никому житья не даёт....
Вы не могли бы в посвящении написать просто: "хорошему человеку"?:)
Даже не надо писать: "пароходу и человеку" :)

Хелью Ребане   16.11.2020 13:22     Заявить о нарушении