Рассказы из детства. Охота

       Сегодня 14 ноября 2020 года. Я с тоской думаю о том, как быстро летит время. Вот мне уже пятьдесят один год. А кажется, ещё вчера был маленьким мальчиком, и вся жизнь представлялась длинной дорогой, ведущей далеко за бескрайний горизонт в неведомую даль. Как быстро прошли года, даже оглянуться не успел. Время нещадно спешит вперёд, и ему неведомы людские желания, боли, радости, разочарования и многие другие эмоции, присущие человеку. Да-да, ничего нового я не открыл, ведь об этом думают все и в глубине души сожалеют, что их жизненный путь становится короче. В такие моменты и вспоминаются детские беззаботные годы, когда весь мир казался другим: большим, необъятным, а все события того времени всплывают в других, насыщенных красках.
      Раннее утро. Мама нежно касается моего плеча. Тихо приговаривая о том, что пора вставать и что на улице холодно. Шепотом спрашивает, поеду ли я на охоту. Открыв глаза, без промедления встаю. «Конечно, поеду! Мы же вчера решили!» - отвечаю с энтузиазмом. Мама: - «Тогда иди умывайся, пей чай и тепло одевайся. На улице хиус (ветер)». Всё быстро, беспрекословно выполняю и жду команды от папы. Он самый главный на охоте, его прислушиваются все, кто участвует в этом мероприятии.  Уважают многолетний опыт и знание местности. Естественно мне необходимо выглядеть в глазах опытных охотников взрослым и понимающим суть предстоящего события. Да к тому же хочется оправдать доверие отца в решении взять меня с собой, да ещё и с оружием. Всё бы ничего, но в тот момент мне было всего девять лет. Вот уже слышу, как завелась машина во дворе, и папа машет мне рукой через окно. Очень аккуратно вытаскиваю из-за шкафа огнестрельное оружие: своё двуствольное – бывшее папино, и пятизарядное. Беру заранее приготовленные патроны и выношу во двор. Сильный ветер бьёт мне в лицо и чуть не сбивает с ног. Краем глаза вижу в окне переживающую маму. Всем своим видом пытаюсь демонстрировать безразличие к разбушевавшейся непогоде. Знаю, что мама недовольна и высказала это папе в период сборов охотничьего провианта. Да и понятно. По сути, я ещё мал, а папа тащит меня в лес с ружьем, да ещё  в метель. Кому это понравится. Я услышал это случайно, но мой характер непоколебим. Делаю вид, что не в курсе. Папа насчёт поездки другого мнения. Он всегда спрашивает у мамы, кого она хочет вырастить в моём лице мужчину или…? Его позиция принципиальная. Мальчик должен расти мужиком, а не нюней. Зная нашего папу, спорить с ним, как говорится, себе дороже, и маме приходится соглашаться, скрепя сердце.
       Часто задаю себе вопрос: а я бы взял своего сына на такое мероприятие? Вот и ответ: очень сложно принимать такие решения, даже рассуждать в нынешнее время об этом непросто. Наверно в современном обществе меня бы назвали безответственным родителем или сумасбродом. Но мой отец не был таковым. Скорее всего, в рамках того времени такие поступки считались оправданными. Прислушиваясь к своему сердцу и доверяя предчувствиям, действия направляли, как прадеды, на пользу. А вот методы, которые использовали, никто не обсуждал и не пытался перечить, так как всем известно, что отец ребёнку плохого не пожелает. Влезать в семейные отношения права никто не имел. Пусть жёстко, но во мне воспитывали самостоятельность, уверенность, умение не боятся, преодолевать любые трудности на пути к цели. Моего папу волевым человеком заставила стать судьба, после того как он попал под поезд и потерял частично обе ноги. Кому, как ни ему пришлось понять, что в жизни многое зависит только от самого себя. От принимаемых решений. Поэтому и во мне он хотел видеть настоящего, целеустремлённого человека.
       Моя мама – удивительный человек. Представьте себе, сколько нужно иметь терпения, чтобы выйти замуж за инвалида. Всю жизнь посвятить этому человеку, практически ухаживая за ним как за ребёнком. И я понимаю, каково ей было отпускать нас с папой в холод и непогоду. Только безгранично любящий человек может вытерпеть такое.
       И вот мы уже в пути. Едем в соседнюю деревню, где нас ждут другие охотники на большой машине с повышенной проходимостью. По приезду мужчины делают небольшой перекур, с удовольствием вдыхая дым папирос «Беломорканал», обсуждая детали предстоящих загонов зверя и маршруты передвижения. Делятся, где лучше сделать засады. Громко смеются, по-доброму подшучивая друг над другом. Из разговора понимаю, что охотиться будем на косулю, по местному просторечию – козу.
       Всё решено. Поехали. Папа заряжает картечью пятизарядное ружьё двенадцатого калибра, и садится сбоку от водителя в кабину. Мы с остальными в кузов, покрытый крепким пологом. Каждый со своим оружием. Холодно. Но я не придаю этому значения. Трое сидящих рядом на деревянных скамейках мужчин то и дело поглядывают в вырезанное спереди в тканевой пропитке окно. Вслух рассуждая, поясняют: ветер навстречу нам, и зверь может подпустить очень близко, на расстояние возможного выстрела. Машину то и дело подбрасывает на кочках. Приходится очень сильно держаться за деревянный каркас, из которого изготовлена будка автомобиля. Темно и чуть-чуть страшно. Кажется, что ещё немного и вылетишь из этого кузова на поле, завьюженное снегом. Воспитывая в себе силу воли, креплюсь и невольно понимаю: опозорюсь – больше не возьмут с собой, да и отцу неприятно будет слушать издёвки друзей. Мама сильно огорчится и навряд ли согласится отпустить в следующий раз. В общем, при любом раскладе назад хода нет.
       Машина останавливается. Все выходят и негромко разговаривают. Громко нельзя, можно спугнуть зверя. Если снимется с лёжки, то далеко уйти может. Ищи потом его. Мне папа даёт ценные указания: «Пойдёшь по левому краю лесополосы. Из леса не выходи. Можно шуметь, но не сильно. Ничего не бойся. Ружьё держи наготове. В один ствол заряжай картечь, в другой нулёвку дробь на мелкую дичь. Медведь спит. Но если вдруг появится, подпускай очень близко и стреляй. Главное не бойся, а то сожрёт. Не беги, убежать от него невозможно. Самое главное: успеть перезарядиться и сделать контрольные выстрелы. Понял? Всё, давай. Мимо нас не пройдёшь. Мы заедем и сядем в засаду выше. Тебя слышно будет далеко. Ветер дует в нашу сторону».
       Я беру на плечо своё ружьё. Предварительно отвернувшись от людей по технике безопасности, заряжаю, как было сказано, и по глубокому снегу двигаюсь в заданном направлении ближе к лесу. На другую сторону достаточно широкой лесополосы выдвигается другой охотник, более опытный, зрелый. Дождавшись, когда машина и мой партнёр исчезнут из виду, жду десять минут и начинаю движение по указанному мне маршруту. Ничего не понимая, слышу впереди какой-то шум и треск. Остановившись, стал прислушиваться. И вдруг прямо на меня вылетает прыжками коза. Вот тебе и на! Такого никто не ожидал. Я прямо опешил. Какое красивое животное! Как в него можно стрелять? За мгновение пролетели множество мыслей. Но ведь я охотник. Вскинул ружьё и выстрелил в сторону быстро убегающей косули. Не попал. А потом долго думал, продолжая намеченный путь, хорошо, что не попал. Уж очень красивая, жалко было бы. Конечно, о своих мыслях потом никому не рассказывал. Но отметил для себя, что охота, наверное, не совсем моё занятие. Во мне, по всей видимости, генетически заложено чувство сострадания, и любоваться природой нравится больше, чем её губить.
       Адреналин встряхнул моё состояние. Придя в себя и перезарядив ружьё, я пошёл выполнять вверенное мне задание. Наверное, совсем юный возраст позволял немного бояться, немного фантазировать, немного преувеличивать все происходящие в лесу события. Я пребывал в шоке! Но одно было неизменно: ощущение чего-то хорошего на душе. Любуясь природой, не мог не замечать её красоты и величия. По ходу, когда становилось страшно, покрикивал и прислушивался внимательно к звукам в лесу. Иногда было слышен треск от ломающихся веток под ногами идущего по той стороне леса охотника. Порой прослушивался его крик. Это помогало ориентироваться, как далеко он ушел. И я увеличивал темп своей ходьбы, насколько мог. Иногда мои фантазии рисовали что-то неизвестное, таившееся впереди, но сознание говорило: «С тобой ружьё – не бойся! Вперёд! Смелее!» И я шел, воспитывая в себе мужество, самообучаясь, слушал лес, учился приспосабливаться к законам тайги, понимать их. Довольно глубокий снег не позволял быстро двигаться. Тяжело передвигая ноги, я медленно перемещался, иногда останавливаясь, чтобы передохнуть. Ветер в лесу дул несильно, из-за деревьев его сила значительно уменьшалась, и порой казалось, что его вовсе нет. От нагрузки было даже жарко и хотелось раздеться, но этого делать запрещали родители. Предвидя такие ситуации, ещё дома делали мне наставления, чтобы предотвратить простудные заболевания.
       В это утро судьба приготовила мне несколько невероятных испытаний, проверок на прочность. В очередной раз, засмотревшись вдаль, неожиданно наступив на что-то непонятное, услышал, как под моими ногами что-то хрустнуло, и я с ходу провалился вниз довольно глубоко, повиснув на краях ямы на своём ружье. Испугался, конечно, сильно. Моё сознание нарисовало картину о том, что внизу берлога медведя. Как на турнике, сделав выход силы, пулей вылетел из этого капкана. Хотя сделать это было очень тяжело, так как снег и множество одежд сковывали движения и уменьшали проворность и шансы выбраться. Об этом происшествии я никому не сказал. А то ещё засмеют. Скажут: «Вот так охотник, непонятно чего испугался!» Нет, этого допустить было нельзя. Но в памяти оно осталось красной чертой на всю жизнь.
       Отдышавшись, выдув снег из стволов «вертикалки», пошёл дальше. Уже в то время знал, что если снег попал в стволы стрелять нельзя, может порвать их. Разбирая происшедшие события в голове, рассуждал о том, что после таких моментов, как говорят, целая жизнь перед глазами пролетает. Хотя какая там моя жизнь? Она и так только началась, и вспомнить ещё по большому счёту нечего. Но чувство самосохранения заложено в каждом человеке и в экстренных ситуациях помогает выживать, мгновенно находить единственно правильные решения. 
       Путь оказался довольно длинным или это были лишь мои ощущения, ведь когда ты мал, всё кажется большим. По моим меркам я шёл до места встречи с теми, кто организовывал засаду, целую вечность. Добравшись до конца маршрута, очень обрадовался встрече с остальными охотниками. Они стояли на пригорке и мирно курили. С приближением к ним я чувствовал, что мои сегодняшние  приключения заканчиваются.  По их разговорам было понятно, что видимо зверь куда-то ушёл, почувствовав неладное. И все решили, что там, где он сейчас, взять его будет очень сложно при таких погодных условиях. Хотя с пустыми руками мы не уехали. Подстрелили лиса, который вышел на одного охотника из засады, что являлось небольшим нарушением договорённостей собравшихся. Так как по правилам понимающих добытчиков если едут на косулю, то другую дичь не стреляют, так как выстрелы слышны далеко, а коза, как называют её в народе, зверь пугливый, может уйти далеко. Попробуй её потом взять по снегу. В данном случае тот, кто стрелял, объяснил, что когда заходил, видел, как косули ушли через поле, поэтому и решился стрелять в лиса. Я пришёл самый последний, но папа не подавал вида, что волнуется за меня. Не принято сопли размазывать. Хотя спросил, по кому стрелял. Пришлось рассказать про то, как не успел зайти в лес и коза выскочила. Естественно признавая, что промазал. Мужики  улыбнулись. Но все дружно поддержали, сказав: «Бывает, научишься».
       На сегодня всё. Я даже рад такому повороту событий. Это для них, для бывалых охотников, не самое удачное утро, а для меня это утро самых настоящих испытаний. Устал. Очень рад предстоящей поездке домой, где тепло и уютно, где с нетерпением ждёт моя самая любимая мамочка. Урок мужества налицо. Я уверенно прошёл его и преодолел трудности с достоинством. Даже стал немного увереннее, и окружающие относятся ко мне как к взрослому охотнику. Заслужил признание в кругу бывалых людей. Это для пацана моего возраста очень важно. Наверное, все в детстве хотят скорее стать большими, похожими на взрослых. Вот и я сам себе после событий, о которых никто даже не догадывается, кажусь чуть старше и взрослее. Поеду ли я ещё на охоту? Да! Конечно! Ведь сколько ещё испытаний впереди меня ждёт! И мне это нравится!

Продолжение: Рассказы из детства. Ди-джей

P.S. На фотографии я и мой двоюродный дед Николай Соломатников.


Рецензии
Здравствуйте, Сергей Сергеевич!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
Список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2021/10/28/1120

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   31.10.2021 11:14     Заявить о нарушении