Про Василича и Студента

Василич появился буквально за пару минут до отхода поезда. Собственно, по-другому никогда и не бывало. Время в его внутренней вселенной текло иначе, если вообще, конечно, текло. Запыхавшись, он передал мне клочок бумаги со словами: "Если негде будет ночевать, езжай в общагу к Студенту, он тебя помнит". С Василичем мы познакомили на первом курсе университета - в колхозе, на картошке. Он научил меня готовить и есть местных лягушек, курить коноплю и варить пунш или грог, в общем, оказывал на меня самое разностороннее и не всегда благотворное , с точки зрения общепринятой морали, влияние. Конечно, мы стали близкими друзьями.
       Взяв бумагу и кивнув в знак благодарности, я еле успел вскочить в вагон поезда, который уже набирал движение. Пробравшись к своему месту и обосновавшись, я внимательно прочитал записку. Там были фамилия, адрес и номер общаги, где жил Студент. У него, конечно, было и имя, которого я уже не помню, но прозвище "студент" странным образом приросло к нему и если в разговоре возникало это слово, то сразу было понятно, о ком идет речь. С ним действительно я пересекался пару раз, правда, мельком. Он и Василич были одноклассниками, жили по соседству и дружили с детства. После школы он уехал в Москву и поступил в МФТИ, где и успешно учился на 3 или 4 курсе. И, когда он был в Воронеже, они встречались, организовали то, что называлось "сейшеном", то бишь попросту выпивали и общались на квартире у Василича. Там я с ним и виделся мельком, буквально пару раз. 
        Тем временем, набравший уверенную скорость поезд, магически постукивая на стыках рельс колесами, неминуемо приближался к Москве. Я поехал туда буквально на пару дней, наверное, по каким-то совсем не значащим делам, главными из которых, возможно, было желание пообщаться с сослуживцами по армии, откуда я недавно дембельнулся, и просто пошататься по Москве. Я так говорю, потому что события, описываемые ниже, происходили довольно давно, где-то в конце восьмидесятых-начале девяностых.
         Первую ночь я провел у бывшего сослуживца с интересной аристократической фамилией, Шереметев. Если верить байкам сослуживца, исторический граф был ему каким-то очень дальним родственником. Нынешний его «наследник» не сделал политической карьеры, да и вообще не отличался особыми амбициями, работал помощником машиниста, был этим вполне доволен и не ставил далеко идущих целей. На утро он подошел ко мне и, немного стесняясь, сказал: "Старик, ты меня извини, но сегодня приезжает тетка и к ней в довесок еще пара родственников, так что переночевать в ближайшие несколько дней у меня не получится". "Вопросов нет", -ответил я. После чего сунул руку в карман джинсов и нащупал записку. Она была на месте.
      День прошел быстро. Насыщенная культурная программа не давала скучать. Последним в этот день оказалось посещение Третьяковки. Была мысль посетить еще и Эрмитаж, но туда я явно не успевал. Все знают, что Эрмитаж и Третьяковка находятся на прямо противоположных концах Москвы. То, что это шутка, вы, конечно, догадались. Однако на улице начинало темнеть и уже пора было подумать о ночлеге. Когда я сделал шаг, чтобы спуститься с платформы метро, неподалеку от которого находилась общага Студента, то услышал предательский треск. Я не сразу понял, в чем дело, а когда догадался, мне стало не по себе. Мои шикарные фирменные новые джинсы, купленные за бешенные деньги, предмет моей гордости, а также зависти и восхищения сторонних наблюдателей, знак причастности к непонятному и загадочному миру, где все продается и все покупается, разорвались в самом интересном месте, как иногда говорят в таких случаях, а именно внизу, где встречаются две штанины, прямо в месте их встречи. "Вечер обещает быть интересным", - подумал я. Это как минимум.
      Когда я зашел в общагу, женщина на ресепшене, как сказали бы сейчас, не проявила ко мне никакого интереса. Да, в те времена можно было спокойно зайти в общежитие, времена тотального контроля за входящими ждали в далеком будущем. Я подошел и по фамилии спросил номер комнаты, где можно найти студента, женщина достала откуда-то снизу тетрадь, пару раз листнула ее и назвала заветные цифры. Застывшее на ее лице выражение отстранённости от всего сущего не изменилось во время этой процедуры. Поблагодарив, я поднялся наверх и нашел искомую комнату. Я постучал в дверь и, не дождавшись ответа, отворил ее. Предо мной предстала интересная картина. Большего бардака я не видал давно, да что там давно, вообще никогда не видел. Кровати, матрасы, подушки, табуретки - все было перемешано самым причудливым образом. Да, собственно, тут же возникла мысль, что это не просто бардак, а, возможно, некий перформанс, может быть, таким образом местные интеллектуалы пытались донести до зрителя,   которым в первую очередь мог стать комендант общежития, свои мысли и чаяния, может быть, свой протест против системы, тогда это было модно.    
     "Ты чего тут делаешь", - услышал я голос сзади и, обернувшись, увидел молодого кучерявого парня, который внимательно смотрел на меня. «Да вот, ищу…» -- тут я назвал фамилию Студента. "Так они тут не живут. Тут пока никто не живет". Они переехали в комнату напротив, кучерявый назвал номер. Поблагодарив его, почему-то по-французски "гран мерси" (видимо,  здешняя атмосфера начинала потихоньку воздействовать и на меня), я пошел в указанною комнату. В ней также никого не оказалось. Порядок хоть и не сильно отличался от предыдущего перформанса, но все же можно было предположить, что здесь живут люди. Мне оставалось только одно, дожидаться местных обитателей, судя по вещам, разбросанным хаотичным образом, они должны рано или не слишком поздно появиться.
       Подождав минут 15-20, я решил не тратить время впустую и заняться починкой разорванных в самом интересном месте джинсов. Выйдя в коридор, я опять встретил кучерявого парнишку. "Слушай, где можно взять иголку с ниткой?" - уже по-свойски спросил я его. Кучерявый нормально воспринял просьбу, на секунду задумался и сказал: «Зайди в 223-ю, там Боб,  у него должна быть». В 223-й задумчивый молодой человек заваривал чай. Моя просьба его ничуть не удивила. Он выдал мне иголку с ниткой  совершенно спокойно, как старому знакомому, и сказал: только не забудь вернуть. «Боб, чтоб я сдох», -- ответил я и пошел зашивать джинсы. В комнате, где обитал или должен был обитать Студент, пока еще никого не было. Ну и славно, подумал я. Зашью в спокойной обстановке. Я снял джинсы, оставшись в трусах, устроился на кровати и приступил потихоньку к процессу починки.
      Минут через десять в комнату вошли двое. Они с некоторым недоумением уставились на меня. Собственно, их можно было понять. На их кровати сидел незнакомый человек без штанов и проводил, какие-то подозрительные, на первый взгляд издалека, манипуляции руками. "Я собственно, к Студенту", - тоже несколько растерянно сказал я и сбивчиво объяснил откуда тут взялся и что мне нужно просто переночевать.
После объяснения легкая настороженность у ребят исчезла и они приняли меня как и положено, согласно законам студенческо-общежитского гостеприимства. Мы познакомились. Ребят звали Вадик и Егор. «Не заморачивайся со штанами, девчонки зашьют, давай сюда», - сказал Вадик. Я начал было отнекиваться, но он не обратил на это никакого внимания, взял у меня джинсы и вышел из комнаты. Нехорошие подозрения на секунду шевельнулись в глубинах подсознания, джинсы были хоть порванные, но фирменные и дорогие. Вдруг я больше никогда не увижу Вадика и останусь здесь в одних трусах навсегда, подумал я. Мои сомнения тут же развеял Егор, второй молодой человек, который остался в комнате: «Да не переживай, Светка из 245-й зашьет за 5 минут». «Швея-мотористка?» - спросил я. «Не,  аспирантка, - сказал Егор, - живет в общаге давно, поэтому и опыт у неё». Тут он многозначительно подмигнул. И действительно через 5 минут вернулся Вадим с уже зашитыми штанами. Вместе с ним зашла девушка и с интересом стала рассматривать меня, смущенного и без штанов. «Держи, -Вадим протянул мне джинсы,-  да не тушуйся, Светка она своя, ее не то что без штанов - и без трусов не испугаешь, а скорее даже наоборот». «Что наоборот?» - спросил я, окончательно не справившись со смущением. "Вдохновишь", - сказал Вадик.
     Здешняя атмосфера нравилась мне все больше и больше. Пока я одевал штаны, в комнату вошли еще двое. Ефим и Коля. «Студент будет видимо поздно, - сказал Егор. - А может быть, и вообще не придет, он в последнее время загулял». На столе непонятно откуда возникла пара бутылок вина, кусок колбасы и батон белого хлеба. «Пацаны, наливайте», - сказал Вадим, видимо,  он был здесь самым авторитетным. Таким образом я влился в коллектив в прямом и переносном смысле. Через полчаса мне уже казалось, что я живу в этой комнате как минимум года три. Вино кончилось быстро. Но появилась гитара, шумные разговоры и еще несколько человек, имена которых я уже и не спрашивал. В импровизированном турнире по настольному хоккею я занял почетное второе место.
       Разошлись спать по общежитским меркам довольно рано - в начале второго. Утром я проснулся раньше всех. Где- то в начале девятого. Комната мирно посапывала. Я потихоньку собрался и, стараясь не шуметь, пошел к выходу. Около двери на пустовавшей вчера кровати лежал человек. Он отвернулся к стене и лица его не было видно. «Студент? - подумал я. - Если так - спасибо тебе за гостеприимство». Дверь предательски скрипнула, но не сильно.
      Через год мы с Василичем опять оказались в Москве. Студент к этому времени окончил МФТИ с красным дипломом, женился на москвичке, стал предпринимателем, выражаясь сегодняшним языком, паял какие то платы и на фоне всеобщего обнищания чувствовал себя неплохо, словом, пошел в гору не по-детски. Поэтому мы поехали не в общагу, а на квартиру, где он жил с молодой женой. Через некоторое время, общаясь на кухне, я напомнил ему случай, описанный выше. Студент кивнул. Задумался и сказал: «Я   пришел тогда где-то в пять утра. Случайно разбудил Вадика. Он вкратце описал ситуацию. Ты спал у окна, откуда падал отблеск фонаря, и лицо было хорошо видно. Я долго тебя рассматривал, - тут студент внимательно посмотрел на меня, - но так и не вспомнил".
     P.S. Студент погиб через три года. Его машину с обгоревшим трупом нашли в лесу, на окраине города. А еще через пару лет не стало Василича. Какие-то пьяные отморозки забили его насмерть за пару кварталов от своего дома. До обнуления эпохи оставалось совсем чуть-чуть.


Рецензии