ворота с плющом

Увитые плющом ворота тихонько скрипнули, когда Лена осторожно стала их открывать.
«Плющ - это красиво»,- думала она, почесывая ногу: слишком много уж было крапивы. И эта крапива, такая жгучая и неромантичная, совсем не вязалась с плющом. Плющ - это из готических романов, где замки и где лица прячут под плащами. А крапива... Хотя... Крапива - хорошее кровоостанавливающее средство. Ничего, все сбалансированно в этом мире.
За воротами тоже была крапива, только повыше и, как показалось Лене, позлее.
«Чего я куртку с джинсами не надела?» - думала она и шла.
Шорты были короткими, маечка тоненькая. А крапиве на помощь прилетели комары. Стало совсем весело.
И солнце скоро окончательно скажет свое «Пока, до завтра!» а потом будет темно.
Между тем, Елена деловита шла через заросли крапивы, даже не пытаясь выяснить, есть ли дорожка. Это было глупо, она смутно понимала, что глупо, но разум не вполне уже ей подчинялся.
Солнце сказало свое «Пока». Стало уныло и холодно.
Наконец, крапива резко кончилась, перед ней показалась тропинка. Только эта тропинка шла не вперед. Она была перпендикулярна тому пути, который был избран.
Лена опустилась на корточки, потом вообще села на траву. И ей захотелось поплакать.
Слезы рвались, ей казалось, что она в таком отчаянии от всего: от слов свекрови, от ее теперешнего положения, когда она ушла в ночь. А идти некуда. А там, в доме на участке свекрови, уже спала ее двухлетняя доченька. А она, мать, ушла. И сидит теперь не пойми где, плачет.
Но этому горю Лена отдаться не успела. Ее стали сильно кусать комары. Они пищали, щипали и мешали ей плакать.
Проблема была не в том, что она хотела напугать свекровь, заставить ее поволноваться. Все было серьезнее. После того, что ей сказали, она действительно не могла оставаться в этом доме рядом с женщиной, которая так несправедливо обидела ее. И ведь не объяснишь словами всего, вот как получается!
Она опять встала и пошла по перпендикулярной дороге. На ходу она размышляла. Что сказать? Вот ее спросят: что ты так взбеленилась? Она ответит: свекровь обвинила меня в том, что я не люблю ее сына.
Глупо. Очень глупо, если пересказывать только суть, основную мысль. Здесь важнее была атмосфера, тон. В свекрови таилась такая жгучая ненависть к ней, что она ощущала черноту вокруг себя. Несправедливые слова хлестали ее, избивали душу!.... Как об этом-то рассказать? Да и не хотела она ничего объяснять.
Мужа Лена любила. Но его рядом нет. Он работает. Звонить ему сейчас... Наверное, не стОит. Ей нечего сказать ему. Он знает, что она его любит, он знает, что у жены нелады с его матерью. Но они мирно согласились пожить месяца полтора-два на их даче.
Две недели все было спокойно. Но Лена чувствовала, как нить напряжения натягивалась. Свекровь не любила, если Лена приходила на кухню, когда та ела. Вместе за стол они не садились. Лена и не задерживалась. Что-нибудь перехватит быстренько - и старается на глаза не попадаться.
Она не очень понимала, что нужно делать на участке, а спросить боялась. Да и не хотела.
Она занималась с дочкой, часто уходила с ней гулять, а когда возвращалась, то видела свекровь с поджатыми губами. Поливала ли она грядки, копалась ли в сорняках, собирала ли что-то или вообще отдыхала, но Лена чувствовала,  что ее мысленно упрекают: вот, живешь, спишь, ешь, а сорняки растут! Ходишь гулять, а огород не полит!
Ну а сегодня свекровь взорвалась. Началось с того, что Лена ушла гулять по их территории ( по территории их садового товарищества) без Оленьки. Оленька рисовала, и Лена пошла без нее. Она погуляла где-то с полчаса и вернулась. Оленька плакала, а свекровь говорила:
- Ушла твоя мамаша! Ни стыда, ни совести. На бабушку бросила - и ушла! Кукушка, дрянь такая!
Сколько гадкого было в этих словах, сказанных ребенку о ее матери за глаза.
И Лена вошла. А свекровь поняла, что невестка слышала, и решила, что лучший способ защиты - это нападение.
Она подождала, пока внучка уснет - и дальше полилась грязь. Слова были убоги, обвинения жалки, но ненависти было через край. За что? Лена не знала. На ее взгляд, она ничем не заслужила ненависти. Она не сидит на шее у свекрови и мужа, она работает, у нее хорошее образование. Да, они живут в квартире, которая принадлежит семье мужа. Но свекровь знает, что у Лены есть бабушкина квартира. Она маленькая, далековато находится, но она есть!
Родители Лены - вполне приличные люди. Золотых россыпей они не имеют, но так ведь и свекровь не княгиня. И в отличие от нее, родители Лены к зятю относятся хорошо, именно они больше времени проводили с внучкой, пока Лена не устроила Оленьку в ясли.
Короче, причину ненависти Лена искренне не понимала. А сегодняшняя история так удушающе подействовала на нее, что она ушла. В чем была, в том и ушла: шорты, маечка, резиновые шлепанцы.
Куда ей идти? Стемнело окончательно. Комаров стало мало, к холоду она попривыкла. Да не так уж и холодно: июль все же.
Лена привалилась к дереву. Будь что будет. Дачи здесь недалеко, хотя за те ворота она вышла впервые. Часто их видела, собиралась пойти на разведку, посмотреть, что там. А оказалось - ничего интересного. Крапива. Плющ обманул: ни тебе зАмка, ни рыцарей, ни привидений. Инквизиция осталась в мирном деревянном доме. А Лене осталась крапива. И странная ночь.
Она не боялась, просто никогда не ночевала под деревом.
Зато у нее созрел план: раз маски сорваны, раз ненависть так открылась, то Лена пересидит здесь эту ночь, поутру придет и заберет дочку.
Они вызовут такси и уедут домой. Это правильное решение. Единственно правильное. Спать в доме она не могла.  Только бы дочка не проснулась среди ночи! Вот за это Лена переживала. Но только бы дождаться утра. Калитку свекровь откроет часов в восемь. Как только откроет, Лена молча пройдет в дом и заберет дочь. Необходимые вещи соберет, за остальными приедет муж.
Успокоенная, она не заметила, как уснула.
Ей что-то стало сниться. Это было странное и немного страшное сновидение: огни, крики, факелы... Она часто слышала свое имя, но боялась откликнуться.
Вдруг крик:
- Леенааа!
Он прозвучал так близко, что Лена проснулась. Не в силах сообразить, кто ее позвал, она попыталась снова уснуть. Но снова:
- Лееенааа!!
Голос мужа! Как это может быть?
Муж явно пошел куда-то в другую сторону, Лену он не увидел. И вдруг зазвонил ее мобильный!
Это звонил муж.
- Да, алло, - хрипло со сна сказала Лена.
- Где ты?! - орал муж.
- Под деревом.
- Только трубку не клади, не клади, говори!
- Что говорить?
- Ты где?
- Я рядом. Ты прошел мимо меня.
И Лена выключила телефон и крикнула:
- Я здесь.
Муж появился сразу, бледный и испуганный. Увидев жену, замерзшую, холодную, свернувшуюся калачиком под деревом, он потерял дар речи.
Он только ощупывал ее, смотрел в ее сонные глаза и наконец сгреб ее, взял на руки.
- Как ты здесь оказался?
- Мать позвонила. Сказала, что ты ушла. Что тебя нет уже больше часа.
- А сколько времени?
- Скоро пять.
- Пять?! Утра?!
- Да. Я приехал, перебудил соседей. Кто-то видел тебя идущей к воротам.
- Куда ты меня несешь?
- Домой.
- Я не пойду туда. Ромка, пожалуйста, отнеси меня к машине. Я не могу больше видеть твою мать и находиться с ней рядом.
Ромка молча нес ее.
- Ты слышишь меня?
- Слышу. Лен, я ночь не спал. Я испугался за тебя! Я не смогу отвезти тебя сразу. Мне нужно поспать хоть часа три. Побудь дома, а уж потом, как решишь, так и будет.
- Хорошо.
Калитка была открыта, в доме горел свет и слышался плач дочери.
Около их калитки столпились соседи.
Раздались охи, ахи, вопросы.
Ромка сказал всем спасибо, попрощался и закрыл калитку. Лена подождала его и вошла в дом за ним.
Они оба услышали голос свекрови:
- Не плачь, моя маленькая. Папа ее найдет.
- Ма-а-ма!!! Где мама?!!!
- Ушла она.
- Куда? - с визгом вскрикнула дочь.
- Ну уж не знаю, куда. Не жалеет никого твоя мама. Ни тебя, ни папу твоего.
- Замолчи, замолчи быстро! - Ромка взлетел  на второй этаж, где была детская и их с Леной спальня.
- Ты на мать не кричи! Довели ребенка! Где твоя прошмондовка?
Ромка посмотрел на мать так, как будто увидел ее впервые. Потом схватил дочь и вынес ее к Лене.
- Мама! Мамочка! - Оля тянула к Лене ручки и всхлипывала.
Лена схватила дочку и ушла из дома.
- Ром, принеси одеяльце в беседку, мы там побудем.
- Сейчас поедем.
- А поспать?
- Я расхотел. Идите в машину.
Лена уселась с дочкой на заднее сиденье, там нашлась Ромкина куртка.
...Немного отъехав, муж свернул в сторонку, на поляну.
- Лен, вырубаюсь. Все разговоры потом. Погуляйте, мои сладкие, по полю. Оленька, собери папочке букет, пока папочка поспит. Лен, если захотите поесть, то там вроде через дорогу магазин. Чуть назад.
И Рома уснул.
Лена вышла из машины, постелила на траву куртку и уложила дочку. Та смотрела на Лену и улыбалась, а Лена гладила ее по голове, по ручкам, по спине и видела, что дочке хорошо и спокойно.
- Мамочка, я полежу и потом соберу!
- Что соберешь?
- Цветочки папе.
- Хорошо.
Дочка уснула тоже.
Так закончился этот кошмар. На поляне с цветами.

Лена решила для себя, что больше не станет видеться со свекровью. Она не хотела ничего знать и слышать о ней. Слишком больно оказалось вспоминать о том вечере и ночи.
А вот Рома это так оставить не мог. Жена. У него замечательная жена, он ее очень любит! И дочку она ему родила самую лучшую из всех девочек, живущих на свете!
Но мать! Это его родное, самое близкое! К ней он бежал с содранной коленкой, со слезами из-за драки, с гордостью за пятерки. Мать есть мать. Она любит его! И ему нужно понять, что происходит! Почему она невзлюбила его жену, да так люто и беспросветно!
Он решил поговорить с матерью позже, когда все успокоится. Когда мать сможет трезво взглянуть на ту историю.
...Разговор у них случился уже осенью. Рома приехал в родительский дом и улучил момент, чтобы спросить о жене.
Мать, услышав вопрос, поджала губы и долго молчала.
- За что ты ее так!? Мама!!! Я понять хочу!
- Да не поймешь ты меня.
- Я постараюсь.
- Постараешься? Ну... посмотрим. Твой отец привел меня знакомиться со своими родителями. Я тогда в институт поступила, гордая собой была! Мои родители тоже мною гордились, любили меня, баловали. И вообще, меня много кто любил. Привыкла я к ласке и любви. С тем и шла знакомиться, чтобы и там меня полюбили.
Мать замолчала. Потом заплакала.
- Не хочу я ничего рассказывать! Ты не поймешь. Потому что нет оправдания мне!
- Да говори же!
- Да возненавидела меня свекровь! Пойми! Я тобой забеременела - она орала, чтобы я аборт делала.  Я что, думаешь, могу это забыть?! Как твой отец с ней спорил! Как уговаривал! А я только поняла, что она меня считала не ровней им! Дед твой дипломат, сам знаешь. А мои родители - люди простые. Да и институт им мой казался не таким. Им бы МГИМО! А ведь сама эта свекровь - кто она? Жена дипломата! А сама-то - никто! Я потом узнала, что у нее только десятилетка за плечами.
- И.. что?
- Я говорила: не поймешь!
- То есть получается: тебя свекровь обидела - ты сама стала свекровью и мстишь невестке? Мама? Неужели это так?!
- Да!! Так. Я все понимаю, что я не права. Но я ненавижу твою жену, потому что когда-то ненавидели меня. И хоть режь меня! А я вот такая!
Ромка был так поражен, что даже водки выпил. Хотя был за рулем.
- Что же нам делать теперь?- спросил он.
- Ничего. Я вам чинить препятствий не буду. Живите спокойно. Но я видеть ее не могу.
- Я боюсь тебя, мама.
- А ты не бойся. Ты большой мальчик. Просто когда твоя дочь вырастет, когда приведет мужа, не дай своей жене его со света сжить. А то вдруг тоже начнет мстить.
... Ромка ничего тогда Лене не сказал. Какое-то время он был в ужасе от услышанного. Все думалось ему о будущем, о пока не существующем зяте... Потом он взял себя в руки и стал просто жить.
А Лена стала часто видеть во сне ворота, увитые плющом. Только во сне за ними начинался свет и росли полевые цветы. И еще в поле был Ромка. И она во сне шла из злобы и тьмы к этим воротам. Шла с дочкой. К свету и цветам! И приходила! Всегда! Крапивы не было...


Рецензии
Наташенька, привет тебе! Это очень хороший рассказ, ибо имеет под собой реальную философскую подоплёку - что посеешь то и пожнёшь. Нам надо бы поаккуратнее... Потому-что дела наши и слова наши нашим веком не кончатся а перейдут на детей, и на внуков. Лучше научиться никому не причинять боль. А ещё лучше - суметь стать тем звеном, на котором цепь мести обрывается.

Александр Владимирович Кузьмин   15.11.2020 13:38     Заявить о нарушении