Рассказ о картине - Чернобыль, авария на ЧАЭС

Картина «Чернобыль. Последний день Припяти. Авария на ЧАЭС 26 апреля 1986 года», 120х180см, холст, масло, 2013-2018 гг. Автор картины и текста – Алексей Акиндинов.

На создание картины у меня ушло около двух лет. Сюжет примечателен ещё и тем, что состоит из около ста тысяч мелких орнаментов (знаков и символов), написанных мной кистью и масляными красками вручную. Работа над картиной была начата в январе 2013 года, ей предшествовал объёмный период изучения данного материала: просмотр документальных кинолент, архивов, разговор с очевидцами аварии и родственниками ликвидаторов.

В картине отображены трагические события, произошедшие 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС. Тема объединяет в себе три сюжета, три времени: Центральная часть — момент ликвидации начавшегося пожара после взрыва реактора четвёртого энергоблока (пожарные расчёты и на дальнем плане сотрудники ЧАЭС). Правая часть (сюжет в круге) - мать у окна с младенцем на руках. Вечер в Припяти — за окном, у горизонта можно видеть ЧАЭС за несколько часов до взрыва. Круговой контур сюжета не случаен, он повторяет собой контур Колеса обозрения (которое видно за окном), только вместо кабинок на нём – знаки радиации и расщеплённого атома. Левая, нижняя часть картины отображает события ликвидации последствий аварии более позднего времени – шахтёры в момент прорытия тоннеля, что бы добраться непосредственно под пострадавший реактор, для создания под ним специальной камеры с жидким азотом. На переднем плане — обобщённый образ ликвидатора аварии, это может быть и военный, и медицинский работник, и рядовой гражданин, решившийся на оказание помощи, несмотря на смертельную опасность. Обнажённый торс символизирует уязвимость, хрупкость человеческой жизни поставленной на борьбу с радиоактивным пламенем.

Я поставил перед собой задачу в полной мере передать в моем стиле орнаментализм, масштабность и опасность ядерной катастрофы. Выразить её не только за счёт композиционного и цветового решения, но и при помощи сочетания знаков и символов, которые заполняют собой всё пространство картины и словно раскалённые радиоактивным пламенем, вплавляются в сюжетную канву.

Также я хотел показать самоотверженный, ещё невоспетый живописцами подвиг народов разных национальностей, сплотившихся для ликвидации последствий крупнейшей техногенной катастрофы 20 – го века, который сегодня может явиться примером для подражания и противодействия нынешней разобщённости и конфликтам между народами бывшего СССР.

Картина выставлялась на различных российских и зарубежных музеях и галереях. Иллюстрация работы опубликована в книге «Искусство России №14» (2015г.), Московского издательства «М. Сканрус». Альбом является ежегодным изданием по изобразительному искусству и распространяется по лидирующим выставочным площадкам и книжным магазинам всего мира. Данный выпуск вышел в свет в начале 2015-го года и представлял современных ведущих художников России.


Рецензии