Мы жили как дикари
Во всяком случае, это касается большинства населения страны в первые десятилетия после войны.
Прошу прощения, начну с таких объектов культуры быта как ванна и, еще раз прошу прощения, уборные. Нет, лучше назову их не так грубо, не по-русски — туалет, клозет, сортир.
Тем более, что именно в сортире кто-то обещал «мочить» террористов.
И до войны, и после войны наша семья проживала на отдаленном от центра районе Киева в коммунальной квартире без ванны или хотя бы душа, без горячей воды и прочих самых необходимых удобств. Кишащий крысами «туалет» , продуваемый всеми ветрами и вьюгами, находился во дворе. Нам еще повезло — на общей кухне была раковина и кран с холодной водой. Примерно так же, а иногда и хуже, жили мои родственники и друзья.
Правда, у двух моих знакомых в коммунальной квартире была ванная комната, но в одном случае там хранили уголь для печного отопления, а в другом — там жила одинокая женщина, солдатская вдова. Лишь только в так называемых «хрущёбах» были все эти удобства, но эти дома начали строить в конце 50-х годов и не все жители старых домов могли получить в них квартиры.
Во всяком случае, дом, в котором мы жили, был отселен и затем снесен только в 1968 году, несмотря на то, что считался много лет аварийным.
Мне вспоминается такой случай. Жена моего брата, окончившая испанский факультет иняза, в 60-е годы работала в аэропорту с кубинскими авиомеханиками, осваивающими советские самолеты. Ребята они были молодые и дружные и начали набиваться к ней в гости. Она им отказывала все время, но однажды они узнали её адрес и трое парней без приглашения пришли к ней с вином и цветами.
Когда они увидели в каких условиях живет их переводчица, они сразу все поняли.
А жила она с мужем, мамой и ребенком в двухкомнатной квартир, без всяких удобств и с низкими потолками (2 метра). И кубинцы сказали ей: «Люся! Вы с мужем оба с высшим образованием и живёте в таких ужасных условиях. А у нас так не живет даже простой рабочий!».
Конечно, в престижных районах города, Крещатик или Печерск, люди жили в более
цивилизованных условиях. Хотя, тоже не все. Моя однокурсница(отец - профессор, а мать - доцент) жила в центре Киева. Там были и ванная, и туалет. Но зато было 8 соседей и это создавало определённые бытовые неудобства.
Что касается такой интимной детали как туалетная бумага, то её тогда не было и в помине.
Оказывается, что этот предмет гигиены в СССР до 1966 года вообще не выпускался. И люди вынуждены были пользоваться обрывками газет, на которых, как известно, были следы свинцовой пыли, довольно вредной для здоровья(так же как и дворовые туалеты). Лишь где-то в 80-х годах в продажу не очень часто выбрасывался этот дефицит (кстати, даже в Москве её не всегда можно было купить) и люди часами стояли в очереди и потом шли домой довольные, неся на шее как ожерелье рулоны туалетной бумаги. Думаю, что этого дефицита не испытывали лишь руководители партии и правительства.
Помню, в Израиле я наблюдал как приехавшие из Африки эфиопы несли из магазина аккуратно упакованные рулоны туалетной бумаги. Мне тогда было довольно смешно это видеть - я думал, что в своей Эфиопии они даже не знали, что это такое. Но пожилой эфиоп, уловив мой насмешливый взгляд, сказал мне, что, сколько он себя помнит, у них в стране это никогда не было дефицитом. А на днях я прочитал в интернете, что в цивилизованных странах даже заключенные в тюрьмах имеют теплый туалет и туалетную бумагу.
Как известно, наличие личного транспорта у населения тоже является одним из признаков цивилизованного общества. Где бы я в жизни не побывал — в Израиле, США, Германии, Канаде — у каждого работающего человека имеется легковая машина (а то и несколько), а в доме обязательно гараж. Сейчас, конечно, на улицах городов в постсоветском пространстве много автомобилей, но тогда, в 80-х годах картина была совсем иной. В академическом институте, где я работал, ни у одного из сотрудников(профессоров и академиков) не было личной машины. Только у директора была служебная машина. Рядом с нашим институтом находился НИИ медицинского профиля. А вот там у сотрудников было много машин — при том, что в свободной продаже их не было. Но существовали ещё две причины отсутствия
личных машин — трудно было с гаражами, а платными стоянками могли пользоваться только иногородние(один мой знакомый имел машину с винницкими номерами и его машина стояла на платной стоянке недалеко от дома). Трудно было и с ремонтом машин — мастерских было крайне мало. В цивилизованных странах этих проблем начисто не было.
В стране (конечно, кроме Москвы и Ленинграда) всегда был дефицит с продуктами.
Даже в Киеве не было кофе, копченых колбас, цитрусовых. А в других городах,
областных и районных, было и того хуже - ни масла сливочного, ни колбас. А в
девяностых годах стало совсем плохо. В Киеве, например, витрины мясных отделов
были закрыты плотной бумагой(чтоб не было видно, что они пустые). Когда же
"выбрасывали" мясо, выстраивалась многочасовая очередь. Сахар продавали только
при предъявлении паспорта. Из других городов и сел приезжали в Киев покупать
отдельную колбасу, чтобы делать из нее котлеты. А еще раньше в Киев приезжали
из Одессы покупать сливочное масло, пачки которого в Киеве лежали даже в киосках.
А где-то в восьмидесятых годах я видел в Москве, в "Детском мире" длинную, на
четырех лестничных пролетах очередь "в никуда" - обещали "выбросить" детские
шубки. И люди в очереди терпеливо ждали и на руке у каждого был написан номер
химическим карандашом.
Дикость, непродуманность была в стране и с выдачей зарплаты. Два раза в месяц
нужно было отрываться от работы и выстаивать очередь в кассу. Потом додумались
до общественных кассиров. И те должны были, тоже отрываясь от работы, выстаивать
очередь в кассу, а затем уже была очередь к этому общественному кассиру. А ведь
в цивилизованных странах все делалось гораздо проще: бухгалтерия перечисляла
зарплату на банковский счет работника. Кстати, это было и безопаснее - вор уже не мог вытащить деньги у человека в день получки, как это случалось в стране.
Казалось бы, мы жили в богатой стране, с богатыми колхозами и заводами, с передовой наукой и медициной. В стране, богатой нефтью, газом, углем, золотом.
Но почему же так плохо было жить простому человеку? Куда шли все эти богатства? Ну, во-первых, на шикарную жизнь партийной и советской элиты. Во-вторых, на осуществление бредовой, маниакальной идеи об овладении и обладании мировым пространством (аналог не менее бредовой идеи о мировой революции).
С этой целью народные деньги шли на подкуп компартий капиталистических стран,
на войны с другими странами. На поддержку диктаторских режимов в различных уголках мира. На вооруженное вмешательство в различные военные конфликты в других странах. Например, на строительство Асуанской плотины в Египте или металлургического комбината в Индии, на вооружение агрессивных
стран на Ближнем Востоке (а после их неизменного поражения в войнах с Израилем все это вооружение становилось трофеем).
А свой народ при этом не брался в расчёт. Так мы жили и так, к несчастью, продолжает жить простой народ бывшего Советского Союза.
Свидетельство о публикации №220111501600