Мы жили как дикари

  Да, мы жили при советской власти, действительно, как настоящие дикари.
Во всяком случае, это касается большинства населения страны в первые  десятилетия после войны.
  Прошу прощения, начну с таких объектов культуры быта как ванна и, еще раз прошу прощения, уборные. Нет, лучше назову их не так грубо, не по-русски — туалет, клозет, сортир.
Тем более, что именно в сортире кто-то обещал «мочить» террористов.
   И до войны, и после войны наша семья проживала на отдаленном  от центра районе Киева в коммунальной квартире без ванны или хотя бы душа, без горячей воды и прочих самых необходимых удобств. Кишащий крысами «туалет» , продуваемый всеми ветрами и вьюгами, находился во дворе. Нам еще повезло — на общей кухне была раковина и кран с холодной водой. Примерно так же, а иногда и хуже, жили мои родственники и друзья.
Правда, у двух моих знакомых в коммунальной квартире была ванная комната, но в одном случае   там хранили уголь для печного отопления, а в другом — там жила одинокая женщина, солдатская вдова.  Лишь только в так называемых «хрущёбах»  были все эти удобства, но эти дома начали строить в конце 50-х годов и не все жители  старых домов могли получить  в них квартиры.
Во всяком случае, дом, в котором мы жили, был отселен  и затем снесен только в 1968 году, несмотря на то, что считался много лет аварийным.
   Мне вспоминается такой случай.  Жена моего брата, окончившая испанский факультет иняза,  в 60-е годы работала  в аэропорту с кубинскими авиомеханиками, осваивающими советские самолеты.  Ребята они были молодые и дружные и начали набиваться к ней в гости. Она им отказывала все время, но однажды  они узнали её адрес и трое парней без приглашения пришли к ней с вином и цветами.
Когда они увидели в каких условиях живет их переводчица,  они сразу все поняли.
А жила она с мужем, мамой и ребенком  в двухкомнатной квартир, без всяких удобств и с низкими потолками (2 метра). И кубинцы сказали ей: «Люся! Вы с мужем оба с высшим образованием и живёте в таких ужасных условиях. А у нас так не живет даже простой рабочий!».
   Конечно, в престижных районах города, Крещатик или Печерск,  люди жили в более
цивилизованных условиях. Хотя, тоже не все. Моя однокурсница(отец - профессор, а мать - доцент) жила в центре Киева. Там были и ванная, и туалет. Но зато было  8 соседей и это создавало определённые  бытовые неудобства.
   Что касается такой интимной детали  как туалетная бумага, то её тогда не было и в помине.
Оказывается, что этот предмет гигиены  в  СССР до 1966 года вообще не выпускался. И люди вынуждены были пользоваться обрывками газет,  на которых, как известно, были следы свинцовой пыли,  довольно вредной  для здоровья(так же как и дворовые туалеты). Лишь где-то в 80-х годах  в продажу не очень часто выбрасывался этот дефицит (кстати, даже в Москве  её не всегда можно было купить) и люди часами стояли в очереди и потом  шли домой довольные, неся на шее как ожерелье рулоны туалетной бумаги. Думаю, что этого дефицита не испытывали лишь  руководители партии и правительства.
   Помню, в Израиле  я наблюдал как  приехавшие из Африки эфиопы  несли из магазина аккуратно упакованные рулоны туалетной бумаги. Мне тогда было довольно смешно это видеть  - я думал, что в своей Эфиопии они даже не знали, что это такое. Но пожилой эфиоп, уловив мой насмешливый взгляд, сказал мне, что, сколько он себя помнит, у них в стране это никогда не было дефицитом. А на днях я прочитал в интернете, что в цивилизованных странах даже заключенные в тюрьмах имеют  теплый туалет и туалетную бумагу.
   Как известно,  наличие личного транспорта у населения  тоже является  одним из  признаков цивилизованного общества.  Где бы я в жизни не побывал — в Израиле, США, Германии, Канаде — у каждого работающего человека  имеется легковая машина (а то и несколько), а в доме обязательно  гараж.  Сейчас, конечно, на улицах городов  в постсоветском пространстве много автомобилей, но тогда, в 80-х годах картина была совсем иной. В  академическом институте, где я работал, ни у одного из сотрудников(профессоров и академиков) не было личной машины. Только у директора была служебная машина. Рядом с нашим институтом находился НИИ медицинского профиля. А вот там у сотрудников было много машин — при том, что в свободной продаже их не было. Но существовали ещё две причины отсутствия
личных машин — трудно было с гаражами, а платными стоянками могли пользоваться только иногородние(один мой знакомый имел машину с винницкими номерами и его машина стояла на платной стоянке недалеко от дома). Трудно было и с ремонтом машин — мастерских было крайне мало. В цивилизованных странах этих проблем начисто не было.
   В стране (конечно, кроме Москвы и Ленинграда) всегда был дефицит с продуктами.
Даже в Киеве не было кофе, копченых колбас, цитрусовых. А в других городах,
областных и районных, было и того хуже - ни масла сливочного, ни колбас. А в
девяностых годах стало совсем плохо. В Киеве, например, витрины мясных отделов
были закрыты плотной бумагой(чтоб не было видно, что они пустые). Когда же
"выбрасывали" мясо, выстраивалась многочасовая очередь. Сахар продавали только
при предъявлении паспорта. Из других городов и сел приезжали в Киев покупать
отдельную колбасу, чтобы делать из нее котлеты. А еще раньше в Киев приезжали
из Одессы покупать сливочное масло, пачки которого в Киеве лежали даже в киосках.
А где-то в восьмидесятых годах я видел в Москве, в "Детском мире" длинную, на
четырех лестничных пролетах очередь "в никуда" - обещали "выбросить" детские
шубки. И люди в очереди  терпеливо ждали и на руке у каждого был написан номер
химическим карандашом.
   Дикость, непродуманность была в стране и с выдачей зарплаты. Два раза в месяц
нужно было отрываться от работы и выстаивать очередь в кассу. Потом додумались
до общественных кассиров. И те должны были, тоже отрываясь от работы, выстаивать
очередь в кассу, а затем уже была очередь к этому общественному кассиру. А ведь
в цивилизованных странах все делалось гораздо проще: бухгалтерия перечисляла
зарплату на банковский счет работника. Кстати, это было и безопаснее - вор уже не мог вытащить деньги у человека в день получки, как это случалось в стране.
   Казалось бы, мы жили в богатой стране, с богатыми колхозами и заводами, с передовой наукой и медициной. В стране, богатой нефтью, газом, углем,  золотом.
Но почему же так плохо было жить простому человеку? Куда шли все эти богатства?  Ну, во-первых, на шикарную жизнь партийной и советской элиты. Во-вторых, на осуществление бредовой, маниакальной  идеи об овладении и обладании мировым пространством (аналог не менее бредовой идеи о мировой революции).
С  этой целью  народные деньги шли на подкуп компартий капиталистических стран,
на  войны с другими странами.  На поддержку диктаторских  режимов в различных уголках мира.  На вооруженное вмешательство   в различные военные конфликты в других странах.  Например, на строительство Асуанской плотины  в Египте или металлургического комбината в Индии, на вооружение агрессивных
стран на Ближнем Востоке (а после их неизменного поражения в войнах с Израилем  все  это вооружение  становилось трофеем).
   А свой народ  при этом не брался в расчёт. Так мы жили и так, к несчастью, продолжает жить простой народ  бывшего Советского Союза.


Рецензии