Сибирская Швейцария

Я приехала в Абакан в декабре 1999. Я думала, что Сибирь, это много снега, метели и морозы.

Меня встретил туман, сказочный иней на деревьях, подсвеченных кругами фонарей и делавший картину сказочной и абсолютно нереальной. Снега не было. Совсем. Только хрупкий хрустящий, искрящийся иней. Провода под ним провисли и казались толстыми белыми палками. У елок на главной площади от куржака совсем опустились ветви, прижались к стволам. Толстые голуби жались к скамейкам и грелись друг о друга. Мороз был -25. А в новогоднюю ночь мороз окреп до минус 52, и это была самая холодная зима из всех, что я здесь помню. Я не пошла в сад со всеми зажигать фейерверки, потому что у меня на тот момент не было настолько теплой одежды.

Вот все говорят, что не надо носить шубы из натурального меха, чтобы не убивать зверей. Ну и носите шубы из чебурашек. Если у вас зима около нуля градусов, не носите меха. А вот как придет хотя бы минус 30, да с ветром метров в 15-25, посмотрю я на этих задорных гринписек, не только шубу, но и штаны меховые надеть сами захотят!

Сразу после Нового года, день на пятый, мороз слегка отступил и появилась возможность высунуть нос на улицу и отправиться по делам: искать работу и жилье. А для этого надо было поехать в Саяногорск, о котором я ничего не знала, кроме того, что здесь находится Саяно-Шушенская ГЭС. Когда ехала в Абакан, представляла его в красивых горах, в тайге, все-таки Саяны! Увы, это были только небольшие сопки вдоль берега Енисея. Снега на них не было, а тот, что был, мгновенно превращался в смесь из ледяшек и угольной пыли. А муж сказал, хочу где горы, чтобы козлов по ним погонять! В общем, ни гор, ни козлов, ни снега, ни леса. Какая-то странная совсем Сибирь!

Выехали из города, степь да степь кругом. Через будылки травы проглядывали кусочки грязного снега. И только белые полярные совы сидели прямо на обочине и крутили круглыми головами с круглыми желтыми глазами. И даже не пытались улететь. Они мышек выцеливали, которые к дороге выбегали из норок что-нибудь выхватить из утерянного проезжающими машинами.

Дорога казалась очень долгой до тех пор, пока вдруг, как из-под земли, на горизонте не выросли голубоватые горы, сверкающие белым убранством. Ехать было еще далеко, но они надвигались, становились все выше и панорамней, и все время притягивали глаз и удивляли своей сказочностью.

Город был вытянут вдоль Енисея, незамерзшего и курившего на морозе паром в тысячу водоворотов. Современный, маленький, непонятный на первый взгляд. Ветер носил бумажки и пакеты выше девятиэтажек. Ветер тут довольно частый и сильный, как оказалось, ну, такая аэродинамическая труба получилась. Моя 11-летняя дочь потом мне комментировала первый поход в музыкалку: «Мама, так весело! Иду, падаю, бумажки летают, Собаки летают!» (Бедные собаки на выгуле присесть не могут от такого ветра!)). Елку на городской площади ветер пытается затащить в арку соседнего дома, она сопротивляется стоически! В общем, мне показалось, что все так плохо, аж до слез, хоть обратно езжай.

Вид у меня был довольно поникший и мой брат, бывший за рулем машины, как-то сразу почувствовал, что с этим надо что-то делать. Иначе я готова удрать за 4 тысячи километров обратно. И это не шутки.
- А давай-ка рыбки деду прикупим и привезем.
- Ловить рыбку сейчас?
-На кошелек, - засмеялся он в свои усы.

Мы проскочили весь город за 10 минут и выехали на дорогу, с одной стороны которой курился холодный Енисей, а с другой ее подпирали горы, густо поросшие лесом, темным и по-зимнему стылым. А впереди сине-голубой Саян. И солнце выглянуло сразу, и такой восторг, и ощущение невозможности охватить все сразу взглядом, и невозможности насмотреться на эту строгую красоту…

И я поняла, что хочу тут жить, и бегать по горам, и смотреть на бурлящую синеву реки, и любить это место как свою Родину…


Рецензии
В те места мы пришли по рекам, сначала - Кантегир, потом - Енисей. Причалил свой плот прямо к строящейся ГЭС, а потом перелезали через плотину по арматурной лестнице. Край богат не только рыбой - мы ее насолили и насушили. Саяногорск тогда назывался п. Означенное. А напротив, на правой стороне - Шушенское.
Вот такие воспоминания о тех местах, что Вы назвали своей Родиной.
Спасибо, с уважением,

Анатолий Звонов   21.02.2021 10:19     Заявить о нарушении
Спасибо огромное!Все так и есть. Только все стало красиво и современно.

Елена Жестовская   13.03.2021 17:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.