Комментарий О. Мандельштам Она ещё не родилась

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
 
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно - лазоревом сосуде.
 
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
 
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
1910,1935

Это стихотворение - отклик ( впечатление ) поэта на самую знаменитую работу Иммануила Канта " Критика чистого разума ", которая прославила его на века. Стихотворение написано в период учёбы на историко - филологическом факультете петербуржского университета, может, там преподавали курс ( или краткий ) по философии. Или о работе И. Канта О. Мандельштам мог узнать от отца. Его отец, Эмилий Мандельштам, был купцом первой гильдии, занимался производством перчаток. Он самостоятельно изучал немецкий язык, увлекался германской литературой и философией, в юности жил в Берлине.

Стихотворение начинается с местоимения " она ". О чём идёт речь... А речь в стихотворении идёт о Любви. Последняя строфа, в которой упоминается Афродита - богиня Любви, перекликается с первой строфой: " Она ещё не родилась ", но она уже музыка и слово, то есть о ней - Любви, поют песни. А " не родилась " ещё - в душе поэта, но она уже была до его рождения. Это априорное суждение. Априорное, то есть до опыта. Нечто предшествует по смыслу как условие его возможности. Вот почему " ненарушаемая связь " " всего живого ", так как велению сердца подчиняются все.

Во второй строфе сравнения дня с безумным создаёт напряжение. Вроде бы на море всё спокойно, день светел, но нет, день несёт некое напряжение, которое сконцентрировано в образе белой сирени, которая стоит в чёрно - лазоревом сосуде.
Чёрный и красный вместе - это цветовое сочетание смерти. Не мудрено, ведь рано или позже сирень завянет. Сирень - символ умирающей Любви. Сравнение сирени с пеной перекликается с Афродитой, рождённой из пены. В период написания стихотворения О. Э. Мандельштам примыкает к символистам, поэтому символ в стихотворении не случаен. Чёрно - лазоревый сосуд - это древнегреческий сосуд, расписанный в технике чёрно - красного письма: фон - красный ( как нечто, в стихотворении, трагическое ), фигуры - чёрные ( как нечто, в стихотворении, угрожающее ).
 
В последней строфе слова " Афродита", " слово ", " сердце " выделены запятыми, так как это обращение к ним:
" Останься пеной, Афродита ", то есть не рождайся.
" И, слово, в музыку вернись ", то есть не надо песен о любви, пусть будет только музыка. " Музыка - содержит в себе атомы нашего бытия ", писал Мандельштам и является " первоосновой жизни ".
( Википедия )
" И, сердце, сердца устыдись ", то есть устыдись недостойной любви.
Надо вспомнить белую сирень в чёрно - лазоревом сосуде, как символ умирающей любви.
" С первоосновой жизни слито! ", то есть жизнь изначально чиста, вот поэтому не надо рождаться любви, петь о ней песни и ей предаваться.
 
" В своей статье " Утро акмеизма " Мандельштам писал: " Для акмеистов сознательный смысл слова, Логос, такая же прекрасная форма, как музыка для символистов ". Скорый разрыв с символизмом и переход к акмеистам слышался в призыве — " …и слово в музыку вернись " ( " Silentium ", 1910 ).
( Википедия )

Ноябрь 2020 
Санкт - Петербург


Другие работы:  http://www.proza.ru/avtor/danyur223


Рецензии