Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 61

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


НА БЕЛОМ ФОНЕ ПОБЕРЕЖЬЯ

Никаких противоречивых мнений не возникало бы, если б на лепельском водоеме был один остров, единственный.

Озеро большое, береговая линия достигает сорока километров, и в ее черте числится семь островов общей площадью более шести гектаров.

Думается, что в древности их было больше, к островам могли относиться прибрежные «атоллы».

Два из них - полуострова, связаны узкими «шейками» с материком, а расположены зеркально: один у западного берега, второй - у восточного. Естественно, они заселялись издавна. На них, видимо, обращали внимание составители «Писцовой книги» - географическо-социального обозрения для московского царя во время Ливонской войны. Грозновские обследователи констатировали «сельца Белое и Ледное» «по обе стороны озера Лепль». Возможно, что «сельца» располагались на встречных курсах – по обеим сторонам материковых выступов.

Если учитывать, что «Ледное» – это нынешнее Лядно, то вопрос «где оно находилось?» отпадает сам по себе: на восточном побережье.

Тогда местонахождение Белого будет прямо противоположное - там, где сейчас деревня Старый Лепель. И что же получается: Старый Лепель - это бывшее «сельцо Белое»?

Казалось бы, так и есть, какие могут быть варианты? Однако удивительно то, что топоним с корнем «бель» не единственный в лепельской округе, их столько, что хоть пруд пруди.

Сегодня, рассматривая географическую карту Лепельского района, можно увидеть «бельские» поселения на восточной, витебской, стороне: Белоозёрный, Беленица. А на западной, виленской, старожилы помнят деревню Забылину, которая в царское время называлась Изабелин. По данным о землевладельцах Лепельского уезда за 1891 год, был еще Старый Изабелин – за Кулешами, на другой стороне бывшей речки Гать. Правда, на картах конца XIX столетия он правописался несколько в иной транскрипции - как фольварк «Заболин».

И даже часть всего озера по-прежнему «белая» - Белым называется водоем, отделенный протокой от общего бассейна. Его воды омывают «архипелаг» - полуостров с интригующим названием «Ксендзов» (сейчас там оборудован пансионат «Лодэ»).

Это-то и сбивает, как говорят белорусы, с панталыку (с толку). Если «ксендзов», то какие могут быть сомнения? Плебанский, значит!

Но есть еще один оазис – остров в полном смысле этого слова: окруженный водой.

(Продолжение следует).

На снимке Владимира Шушкевича: вся палитра красок (пред островом в Лепеле).


15.11/20


Рецензии